К визиту наследного принца эмирата Абу-Даби шейха Мухаммеда в Китайскую Народную Республику. Часть 1

По данным официального печатного издания Центрального комитета Коммунистической партии Китая «Жэньминь жибао» от 19 июля, по приглашению председателя КНР Си Цзиньпина наследный принц эмирата Абу-Даби Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Мухаммед бен Заид Аль Нахайян (Moḥammed b. Zāyid Āl Nahyān) в период с 21 по 23 июля 2019 года совершит государственный визит в Китайскую Народную Республику (КНР). Во время еженедельной пресс-конференции официальный представитель МИД КНР Лу Кан объявил, что двусторонние отношения ОАЭ и Китая постоянно развивались с момента установления дипломатических отношений в 1984 году. Существующие экономические, политические, культурные и межкультурные отношения были преобразованы во всеобъемлющее стратегическое партнерство во время трехдневного государственного визита Си Цзиньпина в ОАЭ в июле 2018 года. Теперь, после официального объявления о грядущем на следующей неделе государственном визите в Китай Его Высочества наследного принца Абу-Даби и заместителя верховного главнокомандующего Вооруженными силами ОАЭ шейха Мухаммеда, китайские политические обозреватели предполагают начало новой вехи в отношениях между двумя странами.

Анализ отношений ОАЭ и КНР показывает, что хотя они между двумя государствами процветали почти во всех секторах, именно рост двусторонней торговли за последние 35 лет стал особо впечатляющим. Так, в настоящее время Китай является вторым по величине торговым партнером ОАЭ; двусторонняя торговля между двумя государствами достигла почти 60 млрд долларов США в 2017 году, и, как прогнозируется, достигнет 70 млрд долларов к 2020 году. ОАЭ предоставляют китайским предприятиям доступ к огромным развивающимся рынкам в регионе с общим населением более 2 млрд человек. Стоит отметить, что более 4000 китайских компаний в настоящее время работают в ОАЭ. По данным Министерства торговли КНР, на ОАЭ приходилось около 30% китайского экспорта в арабские страны и 22% китайско-арабской торговли за 2017 год. Из множества арабских стран ОАЭ имеют наибольшее количество инвестиционных проектов в Китае по состоянию на 2017 год; общий объем инвестиций достигает более 2,1 млрд.

По данным Китайского делового совета в ОАЭ, в 2017 году общая стоимость прямых иностранных инвестиций из Китая в ОАЭ достигла 9,1 млрд долларов США (33,42 млрд дирхамов). С тех пор как туристы из Китая и ОАЭ начали получать визы по прибытии в страну, дальнейшее развитие получили туризм и личные контакты. Обращает внимание тот факт, что ОАЭ – это первая ближневосточная страна, граждане которой получают безвизовый въезд в Китай по обычным паспортам. В 2017 году число китайских туристов, посетивших ОАЭ, впервые превысило один миллион человек, а число китайских туристов, посетивших ОАЭ транзитом, практически достигло 3,5 млн.

В ОАЭ проживает около двухсот тысяч китайских граждан, которые составляют крупнейшую китайскую диаспору «хуацяо» (китайцы, проживающие за рубежом) на Ближнем Востоке. Большинство из них живут в Дубае, в Абу-Даби также есть небольшое сообщество, насчитывающее около двух тысяч человек. Развивающиеся отношения между двумя государствами также нашли свое отражение в сфере культуры и образования. В данный момент реализуется инициатива по преподаванию китайского языка в 100 школах ОАЭ. Первая группа из 20 китайских преподавателей уже начала работать в 11 школах по всей территории ОАЭ.

Обозреватели «Жэньминь жибао» отмечают, что после государственного визита в 2015 году Его Высочества шейха Мухаммеда, увеличилось количество двусторонних контактов на высшем уровне. Так, например, в ходе государственного визита Его Высочества шейха Мухаммеда бен Рашида аль-Мактума, вице-президента, премьер-министра и эмира Дубая в Китай в апреле 2019 года, было объявлено о двух проектах на общую сумму 3,4 млрд долларов США. Первым был проект по созданию «рынка трейдеров», который будет построен вдоль Шейх Мухаммед бен Заид Роуд (главная магистраль в Дубае) напротив Экспо Дубай, на первоначальной площади в 20 млн кв. м, которая в перспективе может достигнуть 60 млн кв. м. Китайская компания Yiwu инвестирует около 2,4 млрд долларов США в проект, включающий в себя крупные логистические склады и оптовые торговые точки. Предполагается, что инвестиции усилят роль свободной зоны Джебель-Али в поддержке торговли на региональном и глобальном уровне. Второе соглашение было подписано с Китайско-арабским инвестиционным фондом, который намерен инвестировать 1 млрд долларов США для реализации в Дубае проекта так называемой «овощной корзины»: огромные комплексы и склады холодного хранения для импорта, переработки, упаковки, хранения и реэкспорта сельскохозяйственной продукции, продуктов животноводства и морепродуктов. Оба соглашения были подписаны во время визита шейха Мухаммеда в Китай во главе делегации ОАЭ на «Второй конференции по международному сотрудничеству и дорожному движению», проходившей в Пекине. В конференции приняли участие 40 мировых лидеров и более 150 делегатов.

Предыдущий визит на высоком уровне – государственный визит председателя КНР Си Цзиньпина в ОАЭ в июле 2018 года – по многим причинам можно считать историческим событием: после переговоров на высшем уровне обе стороны опубликовали совместную декларацию об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства. Кроме того, лидеры двух стран подписали совместный меморандум о китайской инициативе «Один пояс, один путь». Председатель Си был награжден орденом Заида, высшей гражданской наградой ОАЭ. Обе стороны также подписали 13 стратегически важных сделок, которые касались строительства посольств и культурных центров, сотрудничества в области энергетики, электронной торговли, сельского хозяйства, сотрудничества в рамках инициативы «Шелковый путь» и «Морской шелковый путь 21-го века». Ряд соглашений касался сотрудничества между государственными нефтяными компаниями, сотрудничества в сфере таможенных вопросов, создания платформы для финансовых услуг и инноваций для сотрудничества в области промышленного потенциала в рамках инициативы «Один пояс, один путь», а также партнерство и инвестиции в «Нур Абу-Даби» – крупнейший в мире проект в области солнечной энергии.

В заключении хотелось бы отметить, что:

  1. Встречи лидеров КНР и ОАЭ, как правило, связаны с подписанием крупных торговых контрактов, поэтому, представляется возможным утверждать, что предстоящая встреча в рамках китайско-эмиратских отношений 21 июля не станет исключением.
  2. Учитывая то, что официальный Абу-Даби внимательно наблюдает за обстановкой в Персидском заливе, вполне вероятно, что лидеры ОАЭ и КНР обсудят события последних нескольких месяцев – подрывы четырех танкеров на рейде нефтяного терминала Фуджейра и  двух танкеров за пределами Ормузского пролива американскими, саудовскими или израильскими специальными службами, которые не считаются с суверенитетом ОАЭ и могут проводить свои специальные операции, необходимые для достижения долговременных политических целей. Возможно, лидеры КНР и ОАЭ также обсудят варианты совместных действий в ситуации, когда США продолжают накалять обстановку вокруг Ирана, но при этом не обеспечивают реальной защиты региональным партнерам.
  3. Статус заместителя верховного главнокомандующего Вооруженными силами ОАЭ позволяет наследному принцу Мухаммеду на официальном уровне активно продвигать интересы ОАЭ в вопросах региональной безопасности. За последний месяц высокопоставленные представители Абу-Даби дважды посещали Тегеран и пытались наладить деловые отношения с военно-политическим руководством Ирана для восстановления межгосударственных отношений. Официальный Абу-Даби готов подтвердить свои намерения через вывод вооруженного контингента из Йемена и прекращение участия в подавлении хоуситов. Власти ОАЭ надеются, что иранская сторона обеспечит мир в Ормузском проливе и других прилегающих акваториях, что важно для экономической безопасности Абу-Даби. Однако, по сообщениям китайских СМИ, обе попытки переговоров результатов не дали и теперь в ОАЭ рассчитывают привлечь к мирному процессу как можно больше участников, поэтому нельзя исключать возможность во время предстоящей встречи в Пекине обсуждения о привлечении КНР к урегулированию ирано-эмиратских отношений.
53.43MB | MySQL:103 | 0,432sec