Нефтяной экспорт Иракского Курдистана: за кулисами договоренностей федерального центра и региона. Часть 1

Ранее, мы неоднократно обращались в материалах, размещенных на сайте Института Ближнего Востока, к проблеме экспорта нефти из Иракского Курдистана и связанными с ней, взаимными расчетами между центром и регионом, финансовым и политическим противоречиям между Багдадом и Эрбилем. Однако, до сих пор, не была охвачена проблема, в целом, с учетом тех договоренностей, которые были изначально достигнуты сторонами, и того, как они ими соблюдались.

На прошлой неделе, Иракский дом СМИ «В поддержку ценностей демократии и принципа прозрачности» опубликовал отчет по мониторингу «нефтяного соглашения», подписанного 2 декабря 2014 года, между федеральным правительством и региональным правительством Курдистана.

Мониторинг отслеживал публикации Министерства нефти Ирака и Министерства природных ресурсов регионального правительства Курдистана и различных федеральных и региональных средств массовой информации.

Сам отчет представляет собой отдельный проект Иракского дома СМИ в рамках программы по мониторингу «уровня информационного потока в стратегических событиях».

В документе делается вывод о том, что различные правительственные учреждения, в значительной степени, пренебрегали стандартами государственной службы, которые требуются для предоставления населению информации, необходимой общественности, и распространяли неполную информацию о политических интересах и конфликтах сторон, либо не предоставляли ее вообще. Таким образом, создавались предпосылки для возникновения разного рода инсинуаций, с одной стороны, с другой – тщательно маскировались реальные обстоятельства происходящего и их подоплека, что очень удобно, когда речь идет о суммах в миллионы долларов США каждый день.

Мониторинг государственных сайтов

Среди отслеживаемых источников, журналисты Иракского дома СМИ первое место закономерно уделили официальным сайтам различных министерств и ведомств: в Ираке они достаточно развиты и хорошо представлены.

Иракский дом СМИ следил за объявлениями, транслируемыми официальными сайтами федерального правительства и его коллег из регионального правительства Курдистана, а также Министерства нефти Ирака и Министерства природных ресурсов в региональном правительстве Курдистана. Хронология ведется в сквозном порядке, по возрастанию, а сами отслеженные публикации являются, по оценке авторов отчета, отражением основополагающих событий, имеющих отношение к указанной проблеме.

Официальная страница Министерства нефти:

  1. 2 декабря 2014 года Министерство нефти Ирака объявило в лице тогдашнего министра нефти Аделя Абдель Махди, что федеральное правительство и региональное правительство Курдистана приняли важные решения в отношении федерального бюджета и экспорта нефти через регион, и что стороны достигли решения всех нерешенных вопросов, касающихся бюджета. А также темы добычи нефти на территории региона.

Министр заявил, что федеральное правительство и правительство региона (РП) согласились продолжить встречи и формирование совместных комитетов для разработки необходимых механизмов и решения проблем между Багдадом и Эрбилем, и что соглашение устанавливает хорошие отношения, регулируемые Конституцией федерации.

  1. Только через четыре дня после объявления о достижении соглашения, 6 декабря 2014 года, Министерство нефти Ирака опубликовало разъяснение информационных агентств со ссылкой на заявление заместителя премьер-министра Иракского Курдистана, на английском языке Кубада Талабани, в котором говорится, что «экспорт нефти Курдистана является законным», и о том, что «это упоминается недавнем соглашении между федеральным правительством и территориальным правительством».

В разъяснении этого факта, Министерство нефти Ирака, отмечает, что нет никакого устного или письменного соглашения на этот счет, кроме того, что указано в официальном заявлении Совета министров, в котором декларируется, что «иракская нефть для всех иракцев».

  1. 18 января 2015 года, во время визита министра нефти в Турцию, Министерство нефти Ирака объявило о своих планах увеличить экспорт нефти через турецкий Джейхан до 600 000 баррелей в сутки с апреля 2015 года.
  2. Министерство нефти Ирака опубликовало 19 января 2015 года заявление, в котором четко указывалось, что соглашение с регионом «было ясным и обнародованным и никаких секретных сделок, нет».

В заявлении министра нефти опровергается факт «секретной сделки» в соглашении между федеральным правительством в Багдаде и региональным правительством Курдистана касательно экспорта нефти, и указывается, что встречи с официальными лицами в регионе по урегулированию оставшихся разногласий будут завершены после принятия бюджета на 2015 год.

Также, в заявлении говорится, что «соглашение с Эрбилем предусматривает экспорт 550 тысяч баррелей по трубопроводам региона в турецкий порт Джейхан», и подчеркивается «отсутствие секретных соглашений или договоров по этому соглашению в отношении экспорта нефти, поскольку соглашение было четким, и было опубликовано».

  1. 1 марта 2015 года, министр нефти во время встречи, в которой приняли участие другие министры правительства и нефтяные эксперты, заявил, что нефтяное соглашение с Иракским Курдистаном продолжается и что оно — в интересах страны. В нем нет несправедливости по отношению к кому бы то ни было, ни к югу, ни к северу, поскольку это находится в рамках федерального закона о бюджете.

Министр добавил, что «все получают существенные выгоды от этого соглашения, поскольку Киркук вернулся к производству после перерыва около года с марта 2014 года из-за саботажа на нефтепроводах, и сегодня, благодаря использованию трубопроводов региона, министерство может экспортировать с месторождений Киркука».

Он пояснил, что «соглашение включает получение квот или важных частей добычи нефти из Курдистана в качестве экспорта, что, практически, сегодня удваивает экспортируемые объемы, и что общее количество до Джейхана составляет до 400 тысяч баррелей или чуть больше, а то, что получает SOMO в Джейхане, превышает 300 тысяч баррелей…  Мы рассчитываем на больше, и с увеличением добычи на скважинах в Киркуке и на скважинах Курдистана сможем экспортировать до 550 тысяч баррелей нефти в сутки».

  1. 28 апреля 2015 года министр нефти сказал на пресс-конференции, состоявшейся в Министерстве нефти Ирака, после окончания работы третьего консультативного совещания в присутствии ряда министров и должностных лиц министерства: «Количество нефти, которую мы получаем из Курдистана, значительно увеличилось по сравнению с первыми двумя месяцами нефтяного соглашения и устраивает нас. 448 тысяч баррелей нефти в сутки, в среднем, с апреля, и мы стремимся достичь объема, в среднем, в 550 тысяч баррелей в сутки, за год».

«Провинция Киркук восстанавливается после нефтяного соглашения, а некоторые нерешенные проблемы, должны быть решены посредством дружественных диалогов», — добавил он.

Министерство нефти Ирака объявляет об экспорте и доходах источника нефти и опирается на декларацию об объеме экспорта из южных портов в Басре и экспортируемых из Киркука до апреля 2015 года, поскольку с апреля министерство начало объявлять количество нефти, экспортируемой из турецкого порта Джейхан вместо Киркука.

  1. Нефтяная маркетинговая компания (SOMO) Министерства нефти Ирака  объявила на своем веб-сайте о количестве нефти, экспортируемой в течение каждого месяца, в которой указаны подробные данные о количествах, экспортируемых из южных портов, а также c нефтяных месторождений в Киркуке и средняя цена продажи за баррель нефти в месяц. Но данные SOMO не включают количество нефти, добываемой и экспортируемой в Иракском Курдистане.

Таким образом, к апрелю 2015 года, структура договоренностей была следующей: право Иракского Курдистана на экспорт нефти не оспаривалось центром, к экспортной трубе подсоединялись Киркукские месторождения и все стороны дружно дезавуировали намеки на «некие секретные положения». Объемы экспорта должны были расти, однако, далее вмешались некие факторы, которые мы рассмотрим исходя из других предметов мониторинга.

52.74MB | MySQL:104 | 0,457sec