Гражданская война на палестинских территориях (некоторые предварительные оценки)

Как показывает ход событий, борьба за власть на палестинских территориях между двумя ведущими палестинскими политическими организациями ФАТХ и ХАМАС вряд ли закончится компромиссом – вдвоем им слишком тесно на политическом пространстве сектора Газа и Западного берега реки Иордан (ЗБРИ). Каждая из группировок стремится к установлению здесь своего единоличного правления, полного контроля над финансовыми потоками, поступающими на палестинские территории. Уступать же свои позиции и сферы влияния стороны не намерены. Все заключавшиеся руководством двух группировок соглашения об урегулировании спорных проблем, особенно по вопросам безопасности, о создании коалиционного правительства и т. д. нарушались как ХАМАСом, так и ФАТХом. Более того, противоборство между ними регулярно перерастало в вооруженные столкновения боевиков двух организаций, а договоренности о перемирии соблюдались лишь в течение коротких промежутков времени. При этом нынешний раунд силового противостояния характеризуется масштабностью, повышенной ожесточенностью, большей решительностью действий противоборствующих сторон.

Заметное воздействие на обстановку на палестинских территориях, взаимоотношения между ХАМАСом и ФАТХом, внутреннюю расстановку сил в каждой из группировок оказывают внешние силы, как региональные (Египет, Саудовская Аравия, Иран, Сирия, Израиль и др.), так и другие государства, в первую очередь, США, а также страны Евросоюза и Россия. Причем отметим, что это влияние далеко не всегда является позитивным. Но здесь также необходимо подчеркнуть, что при всей значимости внешнего фактора решающую роль в конфликте играют внутренние палестинские мотивы, межпалестинские противоречия, стремление к власти на территориях.

С большой долей уверенности можно говорить, что противостояние ФАТХа с ХАМАСом должно в конечном итоге завершиться решительной победой одной из группировок. Причем достичь ее политическим путем, через демократические процедуры в данном случае вряд ли возможно: палестинские политики в своем большинстве к этому еще не готовы. И выборы в палестинское Законодательное собрание 2006 г. продемонстрировали это со всей очевидностью. Путь договоренностей, поиска компромиссов также показал свою неэффективность. В результате реальным стал именно силовой способ утверждения во власти, который привел к гражданской войне, хотя очень многие палестинские политики отдают себе отчет в ее бесперспективности, отчетливо понимают, что война — это хаос, разрушение еще слабых, не окрепших основ палестинской государственности, а главное — откладывание вопроса о создании независимого палестинского государства на неопределенно долгий срок. Однако логика противостояния, уже пролитая с обеих сторон кровь вывела ХАМАС и ФАТХ на «тропу войны».

Таким образом, вооруженный конфликт между ХАМАСом и ФАТХом стал логическим следствием неспособности, да и нежелания многих палестинских политиков поставить интересы народа, будущего государства над узкопартийными, клановыми интересами, личными амбициями. Сказалась и длительная финансово-экономическая блокада палестинских территорий, нежелание Израиля, США, ряда других стран Запада контактировать с правительством, во главе с ХАМАС, что значительно ухудшило экономическую и социальную ситуацию на палестинских территориях, способствовало усилению противоречий между двумя ведущими палестинскими политическими силами.

Оба движения в течение длительного времени готовили свои военные силы к нынешней схватке. Причем ФАТХу в этом деле помогали египетские и американские инструкторы. Обе стороны получали вооружение, боеприпасы, различное снаряжение из-за рубежа. И если ФАТХ делал это вполне легально, т. к. его основные вооруженные формирования – это официальные силовые структуры Палестинской национальной администрации (ПНА), то ХАМАС пополнял свои арсеналы контрабандным путем. Особо отметим, что этот, без преувеличения поток оружия в адрес исламистов поступал в сектор Газа через границу с Египтом.

Перед началом конфликта силы, подконтрольные главе ПНА Махмуду Аббасу насчитывали до 40 тыс. человек: Президентская гвардия – ок. 5 тыс. чел., полиция и силы безопасности ПНА – ок. 30 тыс. чел., а также отряды боевиков «Бригад мучеников аль-Аксы» и ряд других полувоенных формирований.

Вооруженные формирования ХАМАС представлены боевиками «Бригад Иззеддина Кассама» — ок. 15 тыс. чел, и отрядами сил безопасности (6,5 тыс. чел.), сформированными при палестинском МВД после прихода хамасовцев к власти, но официально не признанными М. Аббасом. Основная часть этих сил находится в секторе Газа.

Как показал ход событий последних дней, ХАМАС и его вооруженные формирования лучше, тщательнее подготовились к силовой схватке за контроль над сектором Газа, в то время как ФАТХ подтвердил прочность своих позиций на ЗБРИ.

Так, хамасовцы, учитывая особенности территории сектора Газа, а это в основном города и населенные пункты городского типа, создали подразделения, обученные тактике ведения боев в городских условиях и оснащенные различными видами оружия и снаряжения, в т. ч. противотанковыми средствами, ракетами «Кассам» и взрывчаткой. Во многом эти подразделения напоминают штурмовые группы (отряды), создаваемые в регулярных армиях для боевых действий в городе. Именно такие подразделения сыграли основную роль в боевых действиях, быстро и без больших потерь захватив штабы спецслужб и военные базы сил, подконтрольных М. Аббасу, другие важные объекты противника, что способствовало достижению решающего успеха – установлению ХАМАСом полного контроля над сектором Газа.

К важному фактору, способствовавшему быстрой победе ХАМАСа в Газе, следует отнести моральное превосходство боевиков ХАМАСа над противником, их более высокую идейную мотивацию к борьбе, наличие у исламистов опытных и умелых командиров. В то же время силы ФАТХа в анклаве еще до начала нынешнего конфликта были в значительной степени деморализованы, отмечались многочисленные случаи перехода бойцов и сотрудников сил, подконтрольных М. Аббасу, на сторону противника, сдачи в плен, дезертирства. Личный состав силовых подразделений не верил в своих командиров, в руководство ФАТХа в целом. Результат известен: большинство отрядов ФАТХа не оказало хамасовским боевикам серьезного сопротивления, их личный состав покидал занимаемые позиции, очень многие сдавались в плен противнику или просто разбегались. Многие сотрудники силовых структур и чиновников ПНА укрылись в Египте. Отсюда и сравнительно небольшие потери – по состоянию на вечер 14 июня погибли ок. 90 человек, включая мирных граждан. Боевики ХАМАСа захватили в секторе Газа большие трофеи, включая бронетехнику, большое количество минометов, несколько тысяч единиц стрелкового оружия, РПГ, средства связи.

Успех же ФАТХа на территориях Западного берега реки Иордан во многом обусловлен тем, что ХАМАс не успел создать там крупные вооруженные формирования, да и в целом влияние исламистов в этом районе традиционно не было столь значительным, как в секторе Газа.

Характерным для межпалестинского конфликта является захват противоборствующими сторонами заложников. Нынешний раунд противостояния отнюдь не стал исключением. Более того, число захваченных обеими группировками заложников составило сотни человек. Среди захваченных в плен, заложников и арестованных много руководящих политических и военных работников обеих организаций. По оценке экспертов, эти люди, скорее всего, будут служить «живой» гарантией для ХАМАСа и ФАТХа от возможных массовых расправ одной из сторон над приверженцами противника. Стали известны случаи расстрела боевиками ХАМАСа пленных фатховцев.

В ответ на поражение в Газе силовые структуры ФАТХа начали массовые аресты сторонников ХАМАС на ЗБРИ, стали захватывать опорные пункты исламистов в регионе.

В очень тяжелом положении оказалось население сектора Газа. Здесь не работают магазины, в т. ч. продовольственные, закрыты школы, госучреждения, нарушена работа коммунального хозяйства. На улицах городов анклава царит хаос. Отмечаются многочисленные случаи мародерства. Гуманитарная ситуация в секторе неуклонно ухудшается – запасы продовольствия и медикаментов ограничены. Часть населения, спасаясь от насилия, покинула города и нашла прибежище на берегу Средиземного моря, люди покидают Газу морским путем. Другая часть людей пытается перейти границу с Египтом. Вместе с тем, массового исхода беженцев из сектора, чего очень опасались в Израиле и Египте, пока не произошло – сказалась скоротечность конфликта, а также то, что наиболее крупные вооруженные столкновения происходили на сравнительно небольших площадях. И все же этот вопрос нельзя считать окончательно закрытым – конфликт еще не закончен. К тому же в случае развязывания ХАМАСом массовых репрессий против сторонников ФАТХа, а таковых в Газе немало, а также резкого ухудшения гуманитарной ситуации поток беженцев может значительно возрасти.

Вечером 14 июня глава ПГА М. Аббас объявил о введении чрезвычайного положения на палестинских территориях, отправил в отставку правительство во главе с одним из лидеров ХАМАСа И. Ханийя, а также отдал распоряжение о формировании правительства «национального спасения» на время действия режима ЧП. После нормализации обстановки возможно проведение досрочных парламентских выборов. Боевики ХАМАСа, действующие в секторе Газа, названы Аббасом «незаконными ополченцами». Вместе с тем, эксперты полагают, что принятые главой ПНА явно меры запоздали, и он не в состоянии вернуть ситуацию в секторе Газа под контроль ПНА своими силами. ХАМАС же назвал последние шаги М. Аббаса «не имеющими значения», а И. Ханийя отказался уходить в отставку, заявив, что его правительство продолжит функционировать и не допустит раскола палестинских территорий на две части.

Израиль заявил, что не намерен вмешиваться в события, происходящие на палестинских территориях. По соображениям безопасности израильские власти закрыли границу с сектором Газа, что означает прекращение поставок в палестинский анклав топлива и гуманитарных грузов. Вместе с тем Израиль заявил, что не прекратит подачу воды в палестинский анклав. Закрыта и граница сектора с Египтом.

Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт и глава ПНА М. Аббас обратились к Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну с просьбой о размещении в секторе Газа международных миротворцев. Однако этот вопрос представляется довольно сложным. По словам Пан Ги Муна, предварительно следует решить где и в каком количестве размещать «голубые каски», а также определить их мандат. ХАМАС категорически против ввода миротворцев, а его руководство уже заявило, что будет считать их «оккупантами». Как видится, серьезной проблемой станет и сам процесс формирования миротворческого контингента, не ясно какие страны согласятся направить своих военнослужащих в столь неспокойный и опасный район с очень туманными перспективами урегулирования конфликта. Так, глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмаейр заявил, что отправка миротворцев в сектор Газа возможна лишь после стабилизации там обстановки, а миротворческий контингент должен быть представлен арабскими странами.

США крайне озабочены последними событиями на палестинских территориях. Боле того, по имеющейся информации, в Вашингтоне испытывают шок от столь быстрого разгрома военных сил М. Аббаса в секторе Газа. Тем не менее, американская администрация не отказывается от поддержки действующего главы ПНА.

Каковыми же могут быть последствия нынешнего витка межпалестинского конфликта? Рассмотрим несколько вариантов.

1. Образование двух формально самостоятельных палестинских территорий: сектора Газа и Западного берега реки Иордан. К настоящему времени такая ситуация вроде бы фактически складывается. Однако здесь сразу же возникает вопрос о легитимности этих образований, их не только политической, но и физической выживаемости, особенно это касается сектора Газа. Маловероятно, что ХАМАС пойдет на официальное отделение сектора Газа от палестинских территорий, т. к. подобный шаг не получит международного признания со всеми вытекающими отсюда последствиями. Очень важным является и то, что оба движения – ХАМАС и ФАТХ – позиционируют себя в качестве общепалестинских политических сил, что не позволяет им отказываться от продолжения борьбы за установление контроля над утерянными территориями. Таким образом, в настоящее время этот вариант вряд ли будет практически претворен в жизнь. Вместе с тем, на более отдаленную перспективу его реализацию нельзя полностью исключать.

2. Формальное сохранение палестинских территорий как единого политического образования при фактически раздельном управлении сектором Газа и ЗБРИ. Данный вариант в сложившейся ситуации можно рассматривать как вполне вероятный. Он может устроить обе стороны, т. к. дает им возможность закрепить результаты нынешнего раунда противостояния, перегруппировать свои силы и подготовиться к новому этапу борьбы. На практике это может выглядеть следующим образом: М. Аббас остается на посту главы ПНА до новых выборов (возможно и их досрочное проведение) и сохраняет полномочия на ведение переговоров с Израилем. Не исключено восстановление фактически распавшегося еще до официальной отставки коалиционного палестинского правительства и возобновление работы палестинского Законодательного собрания (здесь, как уже говорилось, также возможен вариант досрочных выборов). На местах же – в секторе Газа и на ЗБРИ, в муниципальных органах власти каждой из территорий управление переходит, соответственно, в руки представителей ХАМАСа и ФАТХа. Причем руководство ХАМАСа с целью упрочения своих позиций будет прилагать значительные усилия по исламизации общественно-политической жизни в секторе Газа. А затем следует ждать президентских и парламентских выборов (если их удастся провести), а главное – как воспримут итоги будущих выборов руководители двух движений: признают их законными или вновь втянут палестинское население в очередное кровавое противостояние.

3. Военная интервенция арабских стран (речь здесь идет, в первую очередь, о Египте и Иордании) в сектор Газа с целью разгрома сил ХАМАСа и восстановления там власти ПНА во главе с М. Аббасом. Данный вопрос представляется очень сложным и трудным с политической и военно-технической точек зрения. Во-первых, в соответствии с египетско-израильским мирным договором 1979 г. с правительством Израиля необходимо будет согласовать размещение на Синае крупной военной группировки (оценочно, до 20-25 тыс. чел.), оснащенной различным вооружением, включая танки, артиллерию, боевую авиацию. Планирование и подготовка столь масштабной операции потребует времени – не менее месяца, а то и больше. Очевидно, что военные действия против боевиков ХАМАСа приведут к многочисленным человеческим жертвам, главным образом среди мирного населения сектора Газа. И еще, даже в случае разгрома сил ХАМАСа, арабским войскам необходимо будет находиться в палестинском анклаве в течение времени, необходимого до полной стабилизации там ситуации в сфере безопасности, а для этого, как видится, потребуется значительное время. Причем отношение местного населения к «освободителям» далеко не всегда будет доброжелательным или хотя бы нейтральным. Готовы ли к такому развитию событий в Каире и Аммане? Как на такой шаг отреагируют в других арабских столицах и арабская улица? По имеющейся информации, президент АРЕ Хосни Мубарак дал отрицательный ответ на просьбу США о прямой военной помощи сторонникам М. Аббаса в Газе. Может быть осторожный Мубарак передумает?

Победа ХАМАСа в секторе Газа, несомненно, осложнит ситуацию в зоне палестино-израильского конфликта и в ближневосточном регионе в целом, сделает ее более нестабильной. В значительной степени будет затруднен палестино-израильский диалог. Причем в случае дальнейшего усиления позиций исламистов Израилю, возможно, в той или иной степени придется вступить в контакт с ХАМАСом, как с реальной политической и военной силой, контролирующей ситуацию в секторе Газа. Многое здесь будет зависеть и от позиции руководителей исламистов, подтвердят ли они свои прежние предложения о длительном перемирии с Израилем, смогут ли на деле доказать, что твердо контролируют положение дел в секторе Газа (особенно это касается прекращения ракетных обстрелов израильской территории, которые имели место даже в дни межпалестинского конфликта).

Египет, чьи посреднические усилия в палестинском конфликте не принесли успеха, в любом случае вряд ли откажется от попыток воздействовать на ситуацию на палестинских территориях, т. к. происходящее там напрямую влияет на национальную безопасность АРЕ, внутриполитическое положение в стране, которое не отличается прочной стабильностью. Возможно, власти АРЕ учтут уроки последних событий на палестинских территориях и все же примут меры по недопущению нелегального провоза оружия и другой военной продукции в сектор Газа.

Деятельность международного сообщества (ООН, Евросоюза, России, США и др.) и арабских стран, в т. ч. по линии ЛАГ, учитывая сложность палестинского конфликта, вряд ли будет способствовать его полному урегулированию, хотя и может привести к снятию остроты напряженности в отношениях между ФАТХом и ХАМАСом.

Таким образом, нет достаточных оснований ожидать быстрого и кардинального урегулирования межпалестинского конфликта, тем более, что нынешний раунд противостояния еще больше обострил и углубил противоречия и вражду между двумя главными палестинскими политическими силами.

52.27MB | MySQL:103 | 0,506sec