Ситуация в Ливии: май 2007 года

Самое громкое событие мая, связанное с Ливией, невольно создал ее руководитель Муамар Каддафи. В середине месяца стали циркулировать слухи о резком ухудшении здоровья лидера ливийской революции. Они немедленно привлекли внимание наблюдателей, поскольку в случае их подтверждения это означало бы возможность резкого изменения ситуации в стране. Как сообщило палестинское информационное агентство Маан, ливийский руководитель якобы даже находился одно время в «серьезной коме», и к нему были вызваны все его сыновья. Слухи оказались только слухами. Уже 14 мая ливийское телевидение показало ролик, снятый во время встречи М. Каддафи с женой Минни Минави — первого советника президента Судана Омара аль-Башира. Одновременно официальное ливийское информационное агентство ДЖАНА опровергло слухи об ухудшении состояния здоровья Каддафи. Сам Каддафи в тот же день связал появление слухов об ухудшении его здоровья с происками «спецслужб неких арабских стран».

В мае много событий, касающихся Ливии, произошли в сфере внешней политики. 3 мая в связи с планами США по развертыванию Африканского командования Ливия выступила против размещения военных баз США в Африке. Об этом заявил заместитель секретаря Главного народного комитета (министра) по международному сотрудничеству и внешним связям Ливийской Джамахирии Али Абдель Салям Трики. «Ливия выступает против создания любой американской базы для борьбы с терроризмом», — сказал Трики в интервью телеканалу «Аль-Джазира». Он подчеркнул солидарность Джамахирии в этом вопросе с Алжиром. Одновременно ливийский дипломат выразил поддержку алжирцам в борьбе с терроризмом и отметил единство точек зрения Триполи и Алжира на арабские и африканские проблемы. «Мы и алжирцы единый народ, — сказал Трики. — То, что затрагивает Алжир, затрагивает и нас».

8 мая в Триполи состоялась встреча между Каддафи, президентом АРЕ Хосни Мубараком и главой Чада Идрисом Деби по вопросам урегулирования ситуации в суданской провинции Дарфур. После этой встречи Каддафи подверг резкой критике соглашение о примирении между Суданом и Чадом, подписанное 3 мая в Саудовской Аравии. С последней у Ливии уже давно не складываются отношения. Еще в 2003 г. на арабском саммите в Шарм-аш-Шейхе произошла словесная стычка между Каддафи и королем Абдаллой — в то время наследным принцем. Год спустя Эр-Рияд обвинил Триполи в подготовке заговора с целью убийства Абдаллы. В марте текущего года Ливия бойкотировала арабский саммит, проводившийся в Саудовской Аравии. Что касается соглашения, то оно, в частности, предусматривает обязательства сторон не поддерживать повстанцев, действующих на территории каждой из стран. Каддафи можно понять: аналогичный пункт фигурировал и в предыдущих соглашениях между Суданом и Чадом, но они были подписаны под эгидой Ливии.

11 мая Йемен объявил об отзыве своего посла из Триполи в знак протеста против поддержки, которую Ливия якобы оказывает шиитским повстанцам-зейдитам во главе с Абдельмалеком аль-Хути. Они действуют с 2004 г. на северо-западе страны в регионе Саады и выступают за восстановление имамата зейдитов, уничтоженного в 1962 г. Глава ливийской дипломатии Абдель Рахман Шальгам — как водится в подобных случаях — тут же опроверг наличие каких-либо связей между Триполи и йеменскими повстанцами. Он обвинил некие «зарубежные стороны» в стремлении «подорвать отношения» между Ливией и Йеменом.

В мае продолжилась бесконечная вереница событий, связанных с приговоренными к смертной казни в Ливии по обвинению в предумышленном распространении СПИДа пятью болгарскими медсестрами и палестинским врачом. Обнадеживающее известие пришло 18 мая из Софии, где глава МИДа Болгарии объявил о «недавнем возобновлении» переговоров между Болгарией, ЕС и Ливией относительно освобождения болгарок. В свою очередь, представитель ливийских семей, потерявших детей, заявил в Триполи, что «европейцы предложили компромисс, который в настоящее время изучается родственниками умерших детей». Идрис Лаха утверждал, что «решение проблемы возможно очень скоро». Другой неназванный ливийский источник уточнил, что на переговорах с ЕС речь идет не об освобождении болгарок, а о замене смертной казни неким другим наказанием. Тот же Лаха отметил, что, если первоначально родственники погибших требовали выплаты компенсаций в размере 10 млн долл. за каждого умершего ребенка, то сейчас речь идет о значительно меньших суммах, которые могли бы устроить обе стороны.

Тема медсестер была поднята и 30 мая, когда в Ливию прибыл Т. Блэр. Она обсуждалась, в частности, на его встрече с Каддафи. Стоит напомнить, что еще несколько месяцев назад Триполи предложил обменять медсестер на офицера ливийских спецслужб Абдель Бассета Али аль-Меграни, отбывающего в Великобритании пожизненный срок заключения за причастность к взрыву американского пассажирского самолета над шотландским местечком Локерби. Это предложение тогда было отвергнуто Лондоном и Софией.

Уже 31 мая родственники умерших детей объявили о заключении некоего соглашения с Блэром по делу медсестер, которое должно быть реализовано до 21 июня, когда истекает срок председательства Германии в Евросоюзе.

Там же, в Ливии, Блэр дал высокую оценку вкладу этой страны в борьбу с международным терроризмом. По его словам, Джамахирия стала важным источником «ценной» разведывательной информации об «Аль-Каиде».

4 мая источник в Минфине России заявил, что задолженность Ливии перед Россией может быть урегулирована по алжирской схеме — погашение в обмен на закупки оружия на эквивалентную сумму. По его данным, долг Ливии перед Россией составляет 3,38 млрд долл., в том числе 1,12 млрд долл. — по процентным платежам.

В мае стало известно о том, что ливийские власти выделили 1,19 млрд долл. на модернизацию авиапарка двух государственных авиакомпаний страны — «Либиан эйрлайнз» и «Ифрикия эйруэйз», а также на подготовку пилотов и техников. Ливия уже начала закупать пассажирские самолеты «Боинг», а также планирует приобрести не менее 12 самолетов производства «Эрбас» стоимостью 1,8 млрд долл. Другая новость по линии военно-технического сотрудничества пришла из Сирта. В ходе состоявшегося в конце мая визита Т. Блэра в Ливию стороны подписали соглашения о сотрудничестве в области обороны и протокол о намерениях относительно подписания соглашения о выдаче преступников. Как заявил секретарь Высшего народного комитета (премьер-министр) Джамахирии Аль-Багдади Али аль-Махмуди, Ливия закупит у Великобритании ракеты и системы ПВО в соответствии с новым соглашением о сотрудничестве между двумя странами в области обороны. Лондон окажет содействие Триполи в подготовке кадров для ливийской армии, а также в налаживании производства некоторых типов вооружений в Ливии. Как заявил в свою очередь Т. Блэр, «в рамках оборонного сотрудничества мы полагаем, что в течение ближайших двух месяцев будут подписаны значительные оборонные контракты».

17 мая в Ливии было объявлено, что план развития электроэнергетической отрасли Джамахирии на 2007-2012 гг. предусматривает создание дополнительных источников электричества, общая выходная мощность которых должна превысить 7 тыс. МВт. На эти цели, по словам секретаря Главного народного комитета (министерства) газа, электричества и воды Омрана Абу Краа, будет выделено 14 млрд динаров (около 11 млрд долл.). Выступая в Триполи на Четвертой арабской конференции по ресурсам человеческого развития, он отметил, что будущий план включает создание системы распределения электричества и развернутой сети электропередачи, органы наблюдения и управления. По замыслу ливийских властей, реализация плана будет сопровождаться интенсивной подготовкой высококвалифицированных кадров и административным развитием отрасли. Человеческий фактор, подчеркнул Абу Краа, является основным элементом достижения успеха. По его словам, электроэнергетический сектор экономики Джамахирии должен быть полностью укомплектован национальными кадрами, включая экспертов, инженеров и техников.

Творцом еще одной экономической новости стал 29 мая президент Национальной ливийской нефтяной компании (НЛНК) Шукри Ганем. Он сообщил о намерении Ливии подписать контракт с британской компанией «Бритиш петролеум» (БП) на сумму 900 млн долл. относительно ведения разведки на углеводороды на территории Джамахирии и в ее офшорной зоне. БП ушла из Ливии еще в 1974 г. Этот контракт был подписан день спустя в ходе визита Т. Блэра в Ливию. Речь идет, в частности, о регионах Сирта (500 км к востоку от Триполи) и Гдамеса (700 км к югу от столицы Ливии).

52.21MB | MySQL:103 | 0,552sec