Иранские СМИ о возможной отставке главы МИД ИРИ М.Д.Зарифа

В феврале 2019 года объявление об отставке министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа вызвало шок в политической жизни Ирана. Примечательно, что даже те депутаты, которые ранее подчеркивали необходимость начать процедуру выражения недоверия к Зарифу, отказались от своего решения, заявив, что отставка министра иностранных дел еще больше ослабит позиции Ирана на международной арене.

Тогда обсуждалось несколько причин отставки. Некоторые эксперты полагали, что это было связано с внешними проблемами, в то время как другие полагали, что это было связано с внутренними событиями. Тогда однако, президент Хасан Роухани не принял отставку Зарифа, и политическая ситуация, казалось, успокоилась.

Но через несколько месяцев вокруг Зарифе начались новые события. Когда ирано-американские отношения достигли переломного момента, когда ситуация в Персидском заливе чрезвычайно напряженная, и для преодоления этих проблем необходимы огромные усилия министра иностранных дел, в Иране внезапно начинается кампания против него.

Дело в том, что. в с 5 июня этого года по иранскому государственному телевидению началась трансляция документального телесериала Gando (Иранский болотный крокодил), основанный на исторических фактах. В фильме рассказывается о шпионских группах, действующих как в Иране, так и за его пределами. В одной из серий фильма министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф был описан как «неэффективный» и «пассивный» политический деятель.

Фильм вызвал настоящий ажиотаж в иранских СМИ. Особенно газеты, ссылающиеся на реформаторское крыло, сочли недопустимыми попытки съемочной группы представить министра иностранных дел Ирана в негативном свете.

С приближением парламентских и президентских выборов в Иране усиливается давление на президента Хасана Роухани и его команду действующих на стороне консерваторов. Особенно на фоне санкций США, когда текущая экономическая ситуация в стране чрезвычайно напряженная, консерваторы обвиняют нынешнюю власть в сложившейся ситуации, подчеркивая неэффективность ядерного соглашения.

В этом контексте Моджтаба Зоннур, новоизбранный председатель Комитета по внешней политике и национальной безопасности Меджлиса ИРИ, косвенно раскритиковал Мохаммада Джавада Зарифа на мероприятии, посвященном телесериалу Gando в городе Кум и отметил. «Господин министр заявляет, что если бы у него была возможность сегодня, он бы подписал ядерное соглашение. Когда иранский народ подвергся давлению после ядерной сделки, этого было недостаточно,снова подписывая соглашение опять Вы хотите принести новую беду нашему народу?».

Заявление новоизбранного спикера Комитета по внешней политике и национальной безопасности Меджлиса вызвало серьезную озабоченность в реформаторской прессе, которая обвинила высокопоставленного парламентария в ослаблении позиции МИД Ирана и в безответственных заявлениях.

Произошедшие события, также не остались без ответа самого Зарифа, который выразил обеспокоенность по поводу взглядов, высказанных в фильме Gando, написав письмо верховному лидеру ИРИ Али Хаменеи, в котором в частности отметил: «Даже если некоторые обвинения верны, то неуместно работать в должности министра иностранных дел».

В связи с этим авторитетная иранская ежедневная газета Aftab опубликовала вторую статью под названием «Вторая отставка Зарифа?».

Кстати, на пресс-конференции 29 июля официальный представитель МИД ИРИ Аббас Мусави подтвердил распространенную информацию о том, что министр иностранных дел Зариф написал письмо А.Хаменеи.

Следует добавить, что согласно слухам, иранский религиозный лидер также написал в ответном письме: «Мне совсем не приятно слышать даже малейшее оскорбление в ваш адрес».

Через несколько дней после переписки между Зарифом и Хаменеи министр иностранных дел Ирана рассказал журналистам о подробностях отношения верховного лидера к нему, особо отметив: «Духовный лидер всегда был добр ко мне, и такое отношение продолжается и сейчас. Я обязан его доброте».

Ссылаясь на обвинения, сделанные в свой адрес Зариф сказал: «Одним из наших достижений после Исламской революции является то, что различные группы общества могут свободно выражать свои мысли и взгляды. Конечно, необходимо поощрять критику, выражение разных позиций, но клевету и оскорбление следует отличать от критики. Особенно в нашем случае, когда ими могут манипулировать другие государства. В частности, во время моего недавнего визита в Соединенные Штаты американцы воспользовались этим и заявили, что Мохаммад Джавад Зариф не имеет возможности и полномочий представлять позицию Исламской Республики Иран».

Продолжая свою речь, Зариф добавил: «Иранские СМИ должны понять этот нюанс и не давать врагу возможности, которые он может использовать против нас. Я готов использовать все свои возможности для защиты права на свободу слова. Я создал такую среду в Министерстве иностранных дел, где без каких-либо проблем, может звучать точка зрения, которая противоречит моему мнению, я даже студентам, выступавших против меня в университете ставил более высокие оценки. Поэтому не следует предпринимать каких-либо шагов, чтобы подорвать позицию Министерства иностранных дел, которое всеми силами защищает интересы Исламской Республики Иран во внешнем мире».

Ссылаясь на отношения президента Роухани к Зарифу, следует отметить, что министр иностранных дел, вероятно, является одним из уникальных деятелей президентской команды , который поддерживает Роухани в это трудное время. Ряд деятелей-реформистов, которые выразили свою безоговорочную поддержку Хасану Роухани во время ядерной сделки, теперь постепенно позиционируют себя в оппозиционном поле, пытаясь уклониться от ответственности за переговоры и ядерное соглашение с США.

В сложившейся за последний год напряженной ситуации Зариф пользовался поддержкой президента Хасана Роухани, который публично заявил о своей поддержке Зарифа как в 2018 году в своем скандальном заявлении об отмывании денег в Иране, когда консервативные депутаты резко раскритиковали Зарифа, так и в феврале 2019 года  после объявления о его отставке. «У Ирана только одна внешняя политика и один министр иностранных дел»,- не принимая отставку Мохаммада Джавада Зарифа заявил Хасан Роухани.

Что касается отношени министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа с Корпусом стражей исламской революции (КСИР), то, согласно сообщениям в иранских СМИ, КСИР сыграла свою роль еще во время первой отставки Зарифа. По слухам, телесериал Gando также снимается при поддержке КСИР.

Трудно сказать, какую цель преследует КСИР в отношении Зарифа, но ясно, что министр иностранных дел  выражает свою полную поддержку КСИР. После того как США признали КСИР террористической организацией, Зариф и его заместители встретились с высокопоставленными представителями КСИР и поздравили нового командира Хосейна Салами в связи с назначением на должность командующего КСИР.

Подводя итог, следует отметить, что, анализируя текущие события в Иране, мы считаем, что, хотя они вписываются в предвыборную логику, но на самом деле мы имеем дело с многоуровневым процессом. Хотя большинство экспертов связывают первую отставку Зарифа с внешними факторами, на наш взгляд, есть одно важное обстоятельство, которому уделяется мало внимания, которое красной нитью проходит как через февральские, так и нынешние процессы.

Когда в период президентства Хасана Роухани полномочия по ведению переговоров относительно ядерной программе перешло от секретаря Высшего совета национальной безопасности к министру иностранных дел, с этого периода Зариф стал центром мишени. Не случайно после встреч с министрами иностранных дел Соединенных Штатов или Великобритании Зариф часто приглашался в Меджлис для разъяснений.

В период своего пребывания на посту министра Зариф постоянно боролся за повышение роли Министерства иностранных дел, что предполагало возможность функционировать более независимо от А.Хаменеи и КСИР.

Следовательно, нынешняя кампания консерваторов против МИД, в частности Зарифа, направлена больше на то, чтобы лишить МИД любой возможности ведения переговоры с США.

Примечательно, что параллельно с происходящими в Иране событиями, связанными с Зарифом, 1 августа Министерство финансов США включило имя министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа в список лиц, на которых распространились санкции. Зариф в ответ на решение США написал на своей странице в Twitter. «“Соединенные Штаты наложили на меня санкции, потому что я являюсь оратором номер один в Иране во всем мире».

На самом деле, ответ Зарифа больше направлен на иранские политические группы, которые в последнее время сознательно пытаются ослабить позицию министра иностранных дел.

 

Источники:

«Aftab» newspaper, No: 55150, 29 Jul 2019, p. 1

https://www.isna.ir/news/97120703711/

https://www.radiofarda.com/a/khamenei-dual-behavior-toward-zarif/30081209.html

https://www.irna.ir/news/83417459/

http://rasanews.ir/fa/news/614656/

https://twitter.com/Entekhab_News/status/1156483669709787136

https://www.khabaronline.ir/news/1284766/

https://aftabnews.ir/fa/news/601918/

https://www.radiofarda.com/a/gando/30080839.html

 

52.28MB | MySQL:103 | 0,470sec