Действия ВМС Ирана в Ормузском проливе в оценках офицеров ВМС Великобритании

Информационный портал «Аль-Хайят» опубликовал интервью с командиром одного из кораблей ВМС Великобритании, несущим службу в водах Персидского залива. Фрегат Н.M.S. Montrose на ротационной основе осуществляет патрулирование и, с недавних пор, привлекается к конвойным миссиям, призванным обеспечить безопасное следование торговых судов, прежде всего, под британским флагом, через проливные узости в районе Ормузского пролива.

Коммандер Вильям Кинг, командир фрегата сообщил журналистам, что, в среднем, в стуки его экипаж совершал от 27 до 85 контактов по радио с кораблями ВМС Ирана и КСИР. В основном, радиообмен носил характер взаимных предупреждений и сообщений о характере действий, которые британцы и их визави намеревались осуществить.

«Интенсивность радиообмена позволяет судить о напряжении, царящем в этих водах. И оно, в последние дни, даже возросло», — пояснил журналистам офицер ВМС Великобритании. «Иранцы, совершенно определенно, испытывают наше терпение и решимость, проверяют, насколько далеко мы можем зайти, реагируя на их действия».

«Они, видимо, считают, что наше присутствие в этих водах нелегитимно, — продолжил В.Кинг. Однако мы действуем строго в соответствии с международными правилами и находимся в международных водах. Иранцы постоянно направляют к нам быстроходные катера, проверяя, как мы будем реагировать».

Вместе с тем, британский офицер признал, что подход ВМС обеих стран, в целом, остается «профессиональным и дружественным». «Есть полезное взаимопонимание», — подчеркнул командир фрегата. Корабли стараются действовать уважительно по отношению друг к другу.

Н.M.S. Montrose, завершивший на прошлой неделе боевую службу в Заливе, убывает для ремонта и смены экипажа на базу в Портсмуте. На смену ему прибывает новейший эсминце УРО Н.M.S. Dunkan, чье пребывание в районе Ормуза может оказаться гораздо более напряженным, чем у предшественника.

Отношения между Лондоном и Тегераном резко обострились после захвата 4 июля в водах Гибралтара танкера «Грейс-1», следовавшего с грузом нефти из Ирана в Сирию. По мнению властей британской колонии, «Грейс-1» не имел права нарушать санкции, веденные против САР со стороны США и Евросоюза, после чего корабль был задержан.

Тегеран, после нескольких «примерок», 19 июля захватил у Ормуза следовавший в балласте танкер «Стена империо», принадлежащий британской компании.

Стороны почти сразу поняли бесперспективность попыток обмена судов, после чего Лондон и Вашингтон заявили о необходимости сформировать международные конвойные силы для противодействия агрессивным действиям Ирана и защите международного судоходства.

Собственно, интервью командира Н.M.S. Montrose, последовавшее всего несколько часов спустя после захвата британцам «Грейс-1», позволяет оценить, насколько нервной была обстановка в Персидском заливе до этого инцидента. Кстати, капитан танкера, индус по национальности, в эмоциональном интервью для радиовещательной корпорации ВВС привел подробности захвата: с его слов, пока береговая охрана Гибралтара вела переговоры по радио, вертолет ВМС Великобритании высади на палубу судна морских пехотинцев, застававших всех под угрозой оружия предъявить личные вещи и документы.  Экипаж «Грейс-1» из 28 моряков не имел никакого оружия, и для всех них происходящее стало настоящим шоком, — уверял капитан, удивленный таким способов проникновения на судно незваных визитеров.

ВМС Великобритании заявили тогда о правомочности своих действий, а полиция Гибралтара объяснила, что военные прибыли «на помощь ее сотрудникам» для осуществления досмотровых действий. «Использование силы имело место на самом ее минимальном уровне», — пояснил констебль, участвовавший в операции. Правительство Гибралтара пообещало предоставить доказательства нарушения санкций и того, что задержанное судно, вопреки показаниям капитана, следовало в сирийский порт Банияс.

Эскалация противостояния в Персидском заливе пока приостановилась, но и так ясно, стороны подошли к той линии, за которой любая человеческая ошибка или случайность может привести к непоправимым последствиям. И Иран, и США уже применили оружие против друг друга, правда, пока только против БПЛА. Но если завтра прольется кровь, ситуация может выйти из-под контроля, при всем том, что ни Вашингтон, ни Тегеран не хотят начинать войны.

Не хотят ее и государства, расположенные в самом Заливе. Во всяком случае, ОАЭ точно не входят в их число.

Источник в МИД ОАЭ выразил «удовлетворение» итогами состоявшейся во вторник, 30 июля, в Тегеране 6-ой международной встречи представителей служб береговой охраны, прошедшей с участием иранской стороны и делегации из ОАЭ.

Салим Мухаммед аль-Зуаби, директор Департамента по международному сотрудничеству в области безопасности Министерства иностранных дел ОАЭ заявил представителям местных СМИ, что встречи в Тегеране стали «закономерным завершением раунда предыдущих совещаний совместной комиссии двух стран, созданной для урегулирования вопросов, связанных с деятельностью рыбаков поблизости от границ ИРИ и ОАЭ». Рассматривались вопросы профилактики нарушения границ и борьбы с морской контрабандой. С.М.аль-Зуаби, положительно оценил итоги мероприятия, отметив, что стороны не касались «острых вопросов», ограничившись темой рыболовства, обсуждением характера разрешенных средств лова и ситуации вокруг архипелага Большой и Малый Томбы и острова Абу-Муса, спорных территорий между Шарджей и Ираном с начала 70-х гг. прошлого века. В этих районах, зонах традиционного морского промысла, постоянно происходят нарушения границ рыбаками как одной, так и другой стороны. Наличие же на острове Абу-Муса военных объектов ИРИ, в том числе стартовых позиций ПКР и военного аэродрома, делает каждый из таких инцидентов предметом самого тщательного разбирательства, когда задержанные плавсредства граждан ОАЭ могут месяцами находиться под арестом. Отметим, что береговая охрана ОАЭ, в свою очередь, не особо церемонится с иранцами, часто приводя в порты Шарджи и Рас эль-Хайма задержанные иранские рыболовецкие лодки и суда.

Проблем, как видно, хватает и без того, когда вокруг узостей и фарватеров Ормуза и прилегающих территорий, начнут ходить вооруженные до зубов конвои, словно во времена Ост-Индской компании, имевшей тогда резиденцию в иранском Бушере и оттуда контролировавшей весь Персидский залив. Впрочем, история имеет свойство повторяться, а ее уроки, не выучиваться.

52.2MB | MySQL:103 | 0,464sec