Географически Израиль оказался в самом центре активности мощной террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России), которая в 2013-2018 гг. сумела создать и поддерживать одноименное квазигосударственное образование на захваченных ею территориях Сирии и Ирака. Для того, чтобы понять о каких масштабах идет речь, достаточно напомнить, что в период своего максимального расширения в 2014 году ИГ контролировало более 100 тысяч кв. км (это вчетверо больше площади Государства Израиль) с населением, превышавшим, согласно оценкам, 8 млн человек (это практически равняется населению Государства Израиль, составлявшего, по официальным данным на 2018 год, 8 млн 424 тысячи человек). Одновременно с этим ИГ, опираясь на местные бедуинские племена, развернул военную активность на севере граничащего с Израилем Синайского полуострова и сумел нанести серьезные удары по египетским военным и полиции.
Тем не менее, само еврейское государство оказалось в данном отношении «в глазу бури». Активность ИГ практически не задела его. Имели место довольно вялые попытки создать террористические ячейки ИГ среди израильских арабов и жителей Палестинской национальной администрации, имел место подрыв газопровода соединяющего Египет с Израилем через Синайский полуостров, раздавались словесные угрозы в адрес еврейского государства, однако практически ИГ сосредоточил свои силы на вооруженном противостоянии с шиитами и алавитами, на геноциде езидов и христиан (еврейского населения в Сирии и Ираке уже практически не осталось), а случае Египта – на противоборстве со свергнувшим власть «Братьев-мусульман» режимом президента Абдель Фаттаха ас-Сиси. В Сирии боевикам ИГ не удалось выйти на границу с Израилем, а на Синайском полуострове Израиль оказал (и, видимо, продолжает оказывать) активную помощь египетской армии в борьбе с исламистскими боевиками.
Не будет преувеличением сказать, что подавляющее большинство израильтян было и осталось не слишком озабочено проблемой ИГ. Это правильно в отношении еврейского населения. С арабами же, составляющими одну пятую населения еврейского государства, ситуация выглядит иначе. На них ИГ оказало гораздо большее влияние, причем это влияние было разнонаправленным в трех основных арабоязычных конфессиональных группа Израиля
- Израильские друзы, большинство из которых не рассматривает себя в качестве арабов, которые наравне с евреями и черкесами в обязательном порядке служат в ЦАХАЛе и имеют в Израиле мощное лобби, использовали все свое влияние на израильское правительство для того, чтобы, по мере сил, защитить своих сирийских единоверцев от суннитских боевиков, в частности от боевиков ИГ. При этом следует отметить, что сирийские друзы в своей массе на протяжении всех лет гражданской войны либо активно поддерживали сирийскую правительственную армию, либо пытались придерживаться нейтралитета.
- Среди арабоязычных израильских христиан под воздействием геноцида их единоверцев, осуществленного исламистскими боевиками в Ираке и в Сирии, резко усилилась тенденцию к отдалению от арабов-мусульман (вплоть до полного отказа от арабской идентичности) и к солидаризации с евреями. Показательно в этом отношении заметное увеличение числа молодых израильских христиан, идущих добровольцами на службу в ЦАХАЛ (христиане не подлежат в Израиле обязательному призыву на военную службу).
- Что же касается израильских арабов-мусульман, то среди них имели место многочисленные проявления солидарности с ИГ и симпатий к нему. Наиболее радикальной формой такой солидарности стало присоединение отдельных израильских арабов к ИГ.
Излишне говорить о том, что столь разнонаправленные реакции на события в Сирии и в Ираке способствовали усилению межконфессиональной напряженности среди арабоязычного населения Израиля (во многих населенных пунктов мусульмане, христиане и друзы проживают по соседству). Что же касается израильских властей, то они, естественно, препятствовали выезду израильских арабов-мусульман в Сирию с целью присоединения к ИГ. Однако в целом ряде случаев им это не удалось, и потому среди боевиков, сражавшихся в рядах ИГ в Сирии и Ираке, было некоторое число людей с израильскими паспортами.
Как правило, речь шла о молодых людях, романтизировавших ИГ и поверивших в обещанную им фундаменталистскую исламскую утопию. Как правило они добирались в Сирию через Турцию, с которой у Израиля есть соглашение о безвизовом туристическом обмене. Те из них, кого израильские спецслужбы перехватили по дороге, угодили в тюрьму. Несмотря на это во многих случая родители, опасавшиеся за жизнь своих сыновей, увлеченных идеями ИГ, сами доносили на них израильским властям, предпочитая, чтобы они на некоторое время угодили в израильскую тюрьму, но не стали шахидами в Сирии и Ираке.
Сейчас, после разгрома основных сил ИГ в Сирии и Ираке, уцелевшие волонтеры ИГ, у которых на руках сохранились израильские паспорта, зачастую стремятся вернуться в Израиль так же, как волонтеры-исламисты, имеющие европейские паспорта, стремятся вернуться в соответствующие европейские государства. Израильские же власти, по понятным причинам, не торопятся идти навстречу их пожеланиям.
В этом отношении весьма показательна история, разворачивающаяся буквально сейчас. Саудовский телевизионный канал «Аль-Арабия» показал в среду короткую видеозапись с выступлением некого молодого араба-гражданина Израиля, который в свое время нелегально бежал в Сирию, где присоединился к боевикам ИГ. Теперь он публично выражает свое разочарование в этой организации и обращается с просьбой лично к израильскому премьер-министру Биньямину Нетаньяху разрешить ему вернуться в Израиль.
После демонстрации данная видеозапись была размещена на интернет-сайте телеканала и привлекла внимания израильских СМИ. Несмотря на то, что упомянутый араб представился только по личному имени – Сайф, что по-арабски означает «меч» (не факт, что это его подлинное имя), чего оказалось недостаточно для того, чтобы израильские журналисты идентифицировали его с конкретным израильским гражданином, отсутствующим в стране в течение последних лет (надо полагать, что израильские спецслужбы располагают более полной информаций об этом человеке), очевидно, что Сайф, утверждавший, что у него есть при себе израильский паспорт, действительно как-то связан с Израилем. Во всяком случае он обращался к Биньямину Нетаньяху на хорошем иврите. Это согласуется с его утверждением, что он вырос не в арабском населенном пункте, а в Тель-Авиве (надо полагать, что речь шла об административно подчиненной тель-авивском городскому муниципалитету Яффо, где арабы составляют порядка 30% жителей, поскольку в самом Тель-Авиве практически нет арабского населения), среди евреев.
По словам Сайфа, он присоединился к ИГ по сугубо религиозным причинам, поскольку верил, что эта террористическая организация «идет по пути пророка (Мухаммеда – В.Ч.) и ставит своей целью построить справедливое и строго придерживающееся религиозных законов ислама государство». Его мнение об этой организации изменилось после того, как он попал в тюрьму и своими глазами увидел жестокость боевиков ИГ по отношению к заключенным.
Сайф рассказал, что не столкнулся ни с какими особыми сложностями по пути из Израиля в Сирию. «Я приехал через в Сирию и довольно долго ждал представителей организации (ИГ – В.Ч.), — рассказал он, — Если бы кто-нибудь обнаружил, что я – израильтянин, моя поездка там бы и закончилась». Сайф встретился в итоге с представителями ИГ, был принят в эту организацию и, по его словам, в течение трех лет сражался на стороне ИГ. После этого наличие израильского паспорта все же подвело его. «Они (боевики ИГ – В.Ч.) сказали, что я – агент «Мосада», что я служу Израилю. Через три года после того, как я сражался плечом плечу с ними, — утверждал в своем выступлении Сайф, — Они хотели использовать меня, чтобы я делал на иврите заявления против Израиля. Я отказался, потому что не хотел наносить ущерб государству, из которого я приехал, и своим родственникам». Последнее звучит достаточно правдоподобно. Если израильский патриотизм Сайфа вызывает большие сомнения, то нет оснований сомневаться в том, что он не хотел повредить своим оставшимся в Израиле родственникам, которые, судя по тому, что он рассказал, достаточно тесно связаны с евреями. Вопрос о том, каким образом ему удалось остаться в живых после этого отказа и как он выбрался из застенков ИГ, остался без ответа.
В заключение Сайф, как уже было сказано, обратился лично к премьер-министру Биньямину Нетаньяху с просьбой разрешить ему вернуться в Израиль. При этом он добавил: «Израиль – это демократическое государство, это мой дом. Я понял это, когда увидел Сирию. В Сирии есть колоссальное отличие (в статусе и правах – В.Ч.) между алавитами (господствующая в современной Сирии и составляющая, согласно оценкам, 10-12% от всего населения страны этно-конфессиональная группа, к которой принадлежит президент Башар Асада – В.Ч.) и суннитами (к мусульманам-суннитам, являющимися опорой ИГ принадлежит почти все мусульманское население Израиля и около 70% всего населения Сирии – В.Ч.). В Израиле же нет настоящей разницы между евреями и арабами». Надо отметить, что сам по себе факт разочарования молодого израильского араба, привыкшего к демократическим нормам Государства Израиль и воспринимающего их как нечто само собой разумеющееся, порядками, царившими в «Исламском государстве», да и царящими в арабском мире в целом, не удивляет. Таких случаев было много и в прошлом.
Несмотря на то, что информация об этой видеозаписи, показанной по саудовскому телевидению, была широко распространена израильскими СМИ, никакой официальной израильской реакции на эту информацию не последовало.