Тринадцатая международная встреча высокого уровня по Сирии проходит 1-2 августа в Нур-Султане. В ней участвуют делегации стран-гарантов (Ирана, России и Турции) правительства Сирии и сирийской вооруженной оппозиции. В качестве наблюдателей на переговоры приглашены высокие представители ООН, Иордании, а также Ливана и Ирака, которые впервые примут участие в астанинском переговорном процессе. Общий итог — переговоры идут долго и нудно, но безрезультатно. Сегодня ночью и утром представители сирийской вооруженной оппозиции проводят встречу с делегацией Турции на переговорах по Сирии в Нур-Султане. Об этом 2 августа сообщил источник, близкий к организации встречи. Темой дискуссий, вероятно, является ситуация под Идлибом, где накануне сирийское правительство объявило о перемирии. В районе Идлиба находится турецкая военная полиция и, как утверждают в Дамаске, армейские подразделения. Исполнение требований правительства Сирии об отводе сил и техники, обусловливающих вступление в силу перемирия, очевидно, будет зависеть от позиции Анкары. В четверг 1 августа вечером сирийское телевидение объявило о согласии правительства на прекращение огня в Идлибе, если будут выполнены сочинские договоренности — боевики отойдут на 20 км от демилитаризованной зоны и оттуда будет выведена тяжелая артиллерия. Если брать итоги первого дня переговоров, которые длились 12 часов в Нур-Султане, то надо констатировать (заметим — ожидаемо) не принес прорывных договоренностей, о чем поздним вечером сообщил журналистам спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев. «Мы провели подробные консультации, но говорить о конкретных договоренностях пока рано. Мы продолжим работу завтра и, надеюсь, завершим подготовку итогового заявления», — отметил дипломат. Окончание дискуссий совпало с объявлением из Дамаска об условном перемирии под Идлибом, надежда выйти на формирование конституционного комитета к скорому саммиту России, Ирана и Турции сохраняется. В итоге источники ТАСС сходятся на том, что главными темами первого дня работы стали формирование сирийского конституционного комитета и ситуация под Идлибом, где обстановка в последние недели серьезно обострилась. Добиться окончательного решения этих проблем на встрече в Нур-Султане и не планировалось, однако участники намеревались провести подготовительную работу, чтобы на результат можно было выйти к саммиту стран астанинского формата. Действительно, как заявил Лаврентьев, хотя согласия между правительством Сирии и офисом спецпосланника генсека ООН Гейра Педерсена по ряду кандидатур в комитет пока еще нет, вполне возможно, что эти противоречия будут преодолены к сентябрю. Именно в начале сентября, вероятно, состоится саммит, на чем сошлись два источника ТАСС. Его возможной датой может стать 11 сентября, хотя стороны официально заявляют, что окончательные сроки не определены. В целом, по информации источников, прогресс в этом вопросе есть, о чем говорил по итогам дня и Лаврентьев. Россия надеется, что спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Гейр Педерсен объявит о завершении работы над сирийским конституционным комитетом к сентябрю. Об этом заявил в четверг 1 августа журналистам спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев. «Мы знаем, что спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Гейр Педерсен достаточно оптимистично смотрит на этот вопрос, и что он готов доработать его в ближайшее время и к сентябрю, мы надеемся, он объявит о завершении работы над ним и созыве первого заседания». Решение о создании конституционного комитета принято в конце января 2018 года на Конгрессе сирийского национального диалога в Сочи. Однако с тех пор правительству, оппозиции и ООН так и не удалось окончательно согласовать кандидатуры всех его членов.
Непонятно, о каком прогрессе идет речь: на сегодня вооруженная оппозиция, опять же предсказуемо, вообще отказывается согласовывать этот вопрос. Состав сирийского конституционного комитета пока определен не окончательно, и рано говорить о том, будет ли соответствующая договоренность достигнута в ходе этого раунда консультаций. Об этом заявил ТАСС глава делегации сирийской вооруженной оппозиции на переговорах в Нур-Султане Ахмед Тома. «Пока рано говорить о том, что списки составлены, — сказал он. — И неизвестно, будет ли достигнута договоренность о комитете в ходе этого раунда переговоров». «Мы работали над тем, чтобы объявить о формировании комитета, но ООН заявили сегодня, что объявление о его создании будет отсрочено. Но мы думаем, что это не заставит долго ждать. Может быть, [будет объявлено] уже на следующей встрече», — продолжил глава оппозиционной делегации. Ранее источник на переговорах в Нур-Султане заявил, что о создании сирийского конституционного комитета может быть объявлено на предстоящем саммите РФ — Иран — Турция. При этом сам дата проведения саммита РФ — Турция — Иран по сирийскому урегулированию еще не определена. Об этом сообщил в четверг 1 августа источник в Министерстве иностранных дел Турции. «Дата еще не определена, этот вопрос прорабатывается», — отметил собеседник агентства. Ранее в четверг источник в Нур-Султане, близкий к организации переговоров стран-гарантов астанинского процесса по Сирии, сообщил ТАСС, что саммит «планируется на 11 сентября». Официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын 4 июля отмечал, что саммит по Сирии пройдет в августе. На фоне этих противоречивых слухов и домыслов очевидно только одно — никаких конкретных договоренностей по этому комитету нет, а собирать саммит без этого обстоятельства собственно во многом бессмысленно. Снова обратим внимание на то, что этот комитет может быть собран хоть уже завтра, но с одним нюансом — его состав категорически не будет устраивать ни Москву, ни Дамаск. Вообще вся эта идея была изначально провальной со всех точек зрения, Москва ввязалась совершенно необдуманно в эти дискуссии, но плохо просчитала последствия этого шага. Если брать совсем грубо, то время для созыва таких органов вообще еще не пришло в принципе. Если у Вас существуют серьезные оплоты вооружённой оппозиции, которая вообще дистанцирована от всех переговорных форматов, то о какой эффективности такого рода органов может идти речь? Или в Казахстане сейчас ведут переговорыт полевые командиры из «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России)?
В этой связи совершенно очевидно, что ключевым моментом дискуссий в Нур-Султане является ситуация в Идлибе, в принципе, и нынешнее перемирие там, в частности. Именно с последним моментом больше всего неясностей, как пишет ТАСС. По словам Лаврентьева, конкретно об объявленном Дамаском с этой ночи прекращении огня речь на встрече в Нур-Султане не шла. Однако первые, еще неофициальные сообщения о таком решении стали появляться как раз во время заключительной трехсторонней встречи представителей России, Ирана и Турции, а ее окончание совпало с сообщением о перемирии на сайте сирийского государственного информационного агентства САНА. «Мы приветствуем решение сирийского правительства о введении перемирия [в Идлибе]», — заявил Лаврентьев, добавив при этом, что под Идлибом остается множество боевиков, которые вряд ли прекратят атаки на правительственные войска. Дополнительные вопросы возникают из-за условий, которыми сирийское правительство сопроводило объявление перемирия — боевики должны отойти на 20 км от линии соприкосновения и отвести тяжелые вооружения и технику. Аналогичные договоренности были достигнуты в сентябре прошлого года на встрече президентов РФ и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана, но они в итоге выполнены не были. Такая судьба может ожидать и новое перемирие. Остается также неясным, будет ли перемирие постоянным или срочным. Вполне возможно, что оно станет пробным шаром, а успех, если его удастся добиться, будет закреплен уже на саммите. Рискнем предположить, что дело обстоит совершено иным образом, и все в принципе уже понятно. Перемирие, на которое с очень большим скрипом согласился Дамаск, оговорив при этом в принципе условия его соблюдения обязательствами Турции в рамках сочинских соглашений, стало возможным после настоятельных просьб со стороны Москвы. Российская сторона видимо таким образом пытается стимулировать какой-то прогресс в рамках проходящих сейчас дискуссий в Нур-Султане по теме Идлиба и формирования конституционного комитета. При этом сами представители Москвы на этих консультаций никакого оптимизма на эту тему не испытывают. Множественные группы террористов, которые находятся в Идлибе, вряд ли прекратят атаки после решения сирийского правительства о согласии на прекращение огня в этой зоне, если будут выполнены сочинские договоренности. Такое мнение на брифинге в четверг 1 августа высказал спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев. «Количество радикальных боевиков в идлибской зоне безопасности зашкаливает. И, наверное, вряд ли они прекратят какие-то провокационные действия против правительственных сил. Но если это произойдет, мы посмотрим на дальнейшее развитие ситуации», — отметил Лаврентьев. По его словам, Россия не может допустить, чтобы в этом районе «террористические организации могли бы держать под прицелом и в заложниках более трех миллионов гражданского населения». В этой связи отметим два момента.
- Сразу же поправим, что подавляющая часть «трех миллионов заложников» таковыми не являются. Наоборот, это тыловая база тех самых боевиков, количество которых «зашкаливает». Это надо понимать довольно отчетливо и иллюзий по этому поводу не питать.
- Надо с сожалением констатировать, что российская сторона повелась на откровенный шантаж со стороны Турции и делегации оппозиции. Сирийская вооруженная оппозиция обвиняет правительство Сирии в ухудшении ситуации в районе Идлиба. Об этом заявил ТАСС 1 августа глава делегации сирийской вооруженной оппозиции на переговорах в Нур-Султане Ахмед Тома. «Относительно северо-востока Сирии: переговоры идут гораздо лучше с целью достижения безопасности региона, — сказал он. — Что касается Идлиба, ситуация очень сложная, так как режим обстреливает граждан». «Как можно говорить о прогрессе в ситуации с Идлибом? — добавил Тома. — Здесь обстреливают граждан без какой -либо причины». Ранее российское Министерство обороны сообщало о том, что обстрел в районе зоны деэскалации Идлиб ведется со стороны боевиков. Их жертвами стали 110 военных правительственных войск и 65 мирных жителей. Более 240 сирийских военных и 100 гражданских лиц получили ранения. То есть, в сухом остатке остается момент откровенного шантажа со стороны оппозиции — мы будем разговаривать с Вами по существу темы созыва конституционного комитета только при условии объявления перемирия в Идлибе. И российская сторона на это пошла, фактически уломав Дамаск на официально объявление какого-то невнятного перемирия. И после этого оппозиция милостиво согласились на это перемирие. Вопрос только в том, насколько эти деятели вообще управляют «штыками» в Идлмбе и могут гарантировать соблюдение режима прекращения огня. Мы говорим сейчас именно о техническом соблюдении перемирия, об отводе сил оппозиции сейчас вообще речь не идет. И, естественно, о решении этой проблемы в принципе, а также выполнении Анкарой своих обязательств. Это дипломатическая уступка, которая в общем-то тождественна поражению. Отсюда главный вывод — нельзя прогибаться под ультиматумы ради достижения видимости какого-то прогресса не переговорах. Такие вещи на Ближнем Востоке не проходят, почувствуют слабину и начнут диктовать новые условия. Стремление сохранить какую-то видимость успеха на переговорах не должна замещать основную задачу астанинского формата, которая заключается в достижении договоренностей, отвечающих в первую очередь национальным интересам России.
В этой связи обратим внимание на позицию ООН по вопросу Идлиба. Вернее, на четко акцентированную позицию генсека А.Гутерриша, которая была сформулирована вполне синхронно с ультиматумом оппозиции в Нур-Султане. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш принял решение о расследовании авиаударов по сирийской провинции Идлиб под давлением со стороны ряда государств. Об этом заявил в четверг 1 августа журналистам и. о. постпреда России при ООН Дмитрий Полянский в связи с объявлением генсеком организации о проведении такого расследования. «Мы сожалеем, что на генерального секретаря оказывалось давление со стороны ряда государств, которые в действительности не хотят мира в Сирии», — сказал Полянский. «Вызывает вопросы, были ли у генсека полномочия об учреждении такого расследования», — добавил он. В заявлении о начале расследования Гутерриш сослался на полномочия, данные ему статьей 97 Устава ООН. «В этой статье говорится лишь о том, что он административный глава организации, я не вижу в этом прямых указаний на такие полномочия [об учреждении расследования]», — прокомментировал это и. о. российского постпреда. То есть, российская дипломатия задает нам вопросы о полномочиях генсека ООН, хотя по своим функциональным обязанностям Д.Полянский должен их досконально знать. Если таковых у генсека ООН нет (в чем мы сомневаемся), то МИД РФ уже должен был засыпать его секретариат протестами. Ранее в четверг 1 августа секретариат ООН сообщил, что генсек организации принял решение учредить комиссию по расследованию воздушных атак на объекты гражданской инфраструктуры в сирийском Идлибе. Запрос на проведение такого расследование в среду 10 стран Совета Безопасности (Великобритания, Франция, США, Германия, Бельгия, Перу, Польша, Кувейт, Доминиканская Республика, Индонезия). Во вторник в ходе заседания СБ ООН заместитель генсека ООН по гуманитарным вопросам Марк Лоукок со ссылкой на спутниковые данные утверждал, что «более 90 дней бомбардировок и ракетных обстрелов правительством Сирии и Российской Федерацией привели к бойне в так называемой зоне деэскалации в Идлибе». В ответ постоянный представитель России при ООН Василий Небензя назвал ложью утверждения о том, что Россия якобы «преднамеренно наносит удары по госпиталям» в сирийском Идлибе. Он подчеркнул, что «данные нужно дать из достоверных и неполитизированных источников, их нужно обязательно перепроверять».
Повторим, что это заявление генсека ООН очень вовремя подоспело к очередному раунду переговоров в Казахстане. Это безусловно знаковое событие с точки зрения констатации солидарности позиций Запада (а генсек ООН в данном случае очень четко нарушил свою нейтральность) и сирийской оппозиции. И в принципе это логично: и оппозиции, и Вашингтону зачистка Идлиба совершенно не нужна. Каждой стороне по своим причинам, но сути это не меняет. Такие солидарные дипломатические шаги свидетельствуют только о том, что основной темой сирийского урегулирования сейчас является не созыв конституционного комитета, не проведение всеобщих выборов и не возвращение беженцев. Все это будет нужно и целесообразно делать только после того, как в Сирии будет ликвидированы серьезные оплоты джихадистской непримиримой оппозиции. Вести до этого любые переговоры бессмысленно, и собственно нынешняя динамика астанинского формата этого полностью доказывает. Формат стремительно деградирует по сравнению с уровнем своей первоначальной эффективности и превращается в печальный аналог Женевы. А ведь именно противопоставление этих двух форматов с точки зрения эффективности решаемых на них задач было основным критерием создания астанинского формата переговоров. По итогу российская сторона позволила заполнить Астану априори недоговороспособными сегментами оппозиции, которые просто перекочевали из Женевы в Нур-Султан, расширила число его участников в пользу поднятия реноме и авторитета этого формата без достижения качества. И тем самым заложило под него мину замедленного действия. Прогресс на поле боя в Сирии решается за столом переговоров только трех участников — Москвы, Анкары и Тегерана. С иорданцами можно и должно разваривать сепаратно и по конкретной теме юга Сирии. Таким образом, надо констатировать, что для того, чтобы вдохнуть новое дыхание в Астану, необходимо насильственно поменять систему координат этого формата. Сделать это можно только с помощью начала осмысленной и хорошо подготовленной наступательной операции в Идлибе. И смеем уверить, что если она будет проходить действительно успешно, сразу же кардинально и видимо измениться и позиции переговорщиков в Астане. Предыдущая попытка ползучей экспансии правительственных сил в начале лета с.г. провалилась в силу прежде всего отсутствия четкого стремления со стороны Москвы эту операцию поддержать внятно и весомо. Как с точки зрения штабной работы по планированию операций, так и рамках оказания регулярной огневой и воздушной поддержки. Безусловно есть и провал разведки с точки зрения оценки боевого потенциала боевиков. Это положение дел рискнем связать с существованием разновекторной позиции подхода к этой проблеме в российском руководстве, что объективно сдерживает действия российских военных на этом направлении работы. В этой связи снова подчеркнем, что только проведение эффективной военной операции в Идлибе сможет изменить патовую ситуацию в процессе мирного урегулирования в Сирии. И не надо пугаться в данном случае негативной и резкой реакции той же Турции или Запада. С той же Анкарой такой вариант жесткого прессинга проходил совсем недавно, и турки очень быстро сдали назад. А Запад воевать в Сирии всерьез не собирается при любом развитии ситуации.