Размышления о тринадцатой международной встрече высокого уровня по Сирии

Тринадцатая международная встреча высокого уровня по Сирии проходит 1-2 августа в Нур-Султане. В ней участвуют делегации стран-гарантов (Ирана, России и Турции) правительства Сирии и сирийской вооруженной оппозиции. В качестве наблюдателей на переговоры приглашены высокие представители ООН, Иордании, а также Ливана и Ирака, которые впервые примут участие в астанинском переговорном процессе. Общий итог — переговоры идут долго и нудно, но безрезультатно. Сегодня ночью и утром  представители сирийской вооруженной оппозиции проводят встречу с делегацией Турции на переговорах по Сирии в Нур-Султане. Об этом 2 августа сообщил источник, близкий к организации встречи. Темой дискуссий, вероятно, является ситуация под Идлибом, где накануне сирийское правительство объявило о перемирии. В районе Идлиба находится турецкая военная полиция и, как утверждают в Дамаске, армейские подразделения. Исполнение требований правительства Сирии об отводе сил и техники, обусловливающих вступление в силу перемирия, очевидно, будет зависеть от позиции Анкары. В четверг 1 августа вечером сирийское телевидение объявило о согласии правительства на прекращение огня в Идлибе, если будут выполнены сочинские договоренности — боевики отойдут на 20 км от демилитаризованной зоны и оттуда будет выведена тяжелая артиллерия. Если брать итоги первого дня переговоров, которые длились 12 часов  в Нур-Султане, то надо констатировать (заметим — ожидаемо) не принес прорывных договоренностей, о чем поздним вечером сообщил журналистам спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев.   «Мы провели подробные консультации, но говорить о конкретных договоренностях пока рано. Мы продолжим работу завтра и, надеюсь, завершим подготовку итогового заявления», — отметил дипломат.  Окончание дискуссий совпало с объявлением из Дамаска об условном перемирии под Идлибом, надежда выйти на формирование конституционного комитета к скорому саммиту России, Ирана и Турции сохраняется. В итоге источники ТАСС сходятся на том, что главными темами первого дня работы стали формирование сирийского конституционного комитета и ситуация под Идлибом, где обстановка в последние недели серьезно обострилась. Добиться окончательного решения этих проблем на встрече в Нур-Султане и не планировалось, однако участники намеревались провести подготовительную работу, чтобы на результат можно было выйти к саммиту стран астанинского формата. Действительно, как заявил Лаврентьев, хотя согласия между правительством Сирии и офисом спецпосланника генсека ООН Гейра Педерсена по ряду кандидатур в комитет пока еще нет, вполне возможно, что эти противоречия будут преодолены к сентябрю. Именно в начале сентября, вероятно, состоится саммит, на чем сошлись два источника ТАСС. Его возможной датой может стать 11 сентября, хотя стороны официально заявляют, что окончательные сроки не определены. В целом, по информации источников, прогресс в этом вопросе есть, о чем говорил по итогам дня и Лаврентьев.  Россия надеется, что спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Гейр Педерсен объявит о завершении работы над сирийским конституционным комитетом к сентябрю. Об этом заявил в четверг 1 августа журналистам спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев. «Мы знаем, что спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Гейр Педерсен достаточно оптимистично смотрит на этот вопрос, и что он готов доработать его в ближайшее время и к сентябрю, мы надеемся, он объявит о завершении работы над ним и созыве первого заседания». Решение о создании конституционного комитета принято в конце января 2018 года на Конгрессе сирийского национального диалога в Сочи. Однако с тех пор правительству, оппозиции и ООН так и не удалось окончательно согласовать кандидатуры всех его членов.

Непонятно, о каком  прогрессе идет речь: на сегодня вооруженная оппозиция, опять же предсказуемо, вообще отказывается согласовывать этот вопрос.  Состав сирийского конституционного комитета пока определен не окончательно, и рано говорить о том, будет ли соответствующая договоренность достигнута в ходе этого раунда консультаций. Об этом заявил ТАСС глава делегации сирийской вооруженной оппозиции на переговорах в Нур-Султане Ахмед Тома. «Пока рано говорить о том, что списки составлены, — сказал он. — И неизвестно, будет ли достигнута договоренность о комитете в ходе этого раунда переговоров». «Мы работали над тем, чтобы объявить о формировании комитета, но ООН заявили сегодня, что объявление о его создании будет отсрочено. Но мы думаем, что это не заставит долго ждать. Может быть, [будет объявлено] уже на следующей встрече», — продолжил глава оппозиционной делегации. Ранее источник на переговорах в Нур-Султане заявил, что о создании сирийского конституционного комитета может быть объявлено на предстоящем саммите РФ — Иран — Турция. При этом сам дата проведения саммита РФ — Турция — Иран по сирийскому урегулированию еще не определена. Об этом сообщил в четверг 1 августа  источник в Министерстве иностранных дел Турции. «Дата еще не определена, этот вопрос прорабатывается», — отметил собеседник агентства. Ранее в четверг источник в Нур-Султане, близкий к организации переговоров стран-гарантов астанинского процесса по Сирии, сообщил ТАСС, что саммит «планируется на 11 сентября». Официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын 4 июля отмечал, что саммит по Сирии пройдет в августе. На фоне этих противоречивых слухов и домыслов очевидно только одно — никаких конкретных договоренностей по этому комитету нет, а собирать саммит без этого обстоятельства собственно во многом бессмысленно. Снова обратим внимание на то, что этот комитет может быть собран хоть уже завтра, но с одним нюансом — его состав категорически не будет устраивать ни Москву, ни Дамаск. Вообще вся эта идея была изначально провальной со всех точек зрения, Москва ввязалась совершенно необдуманно в эти дискуссии, но плохо просчитала последствия этого шага. Если брать совсем грубо, то время для созыва таких органов вообще еще не пришло в принципе. Если у Вас существуют серьезные оплоты вооружённой оппозиции, которая вообще дистанцирована от всех переговорных форматов, то о какой эффективности такого рода органов может идти речь? Или в Казахстане сейчас ведут переговорыт полевые командиры из «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России)?

В этой связи совершенно очевидно, что ключевым моментом дискуссий в Нур-Султане  является  ситуация в Идлибе, в принципе, и  нынешнее перемирие там, в частности.  Именно с последним моментом больше всего неясностей, как пишет ТАСС. По словам Лаврентьева, конкретно об объявленном Дамаском с этой ночи прекращении огня речь на встрече в Нур-Султане не шла. Однако первые, еще неофициальные сообщения о таком решении стали появляться как раз во время заключительной трехсторонней встречи представителей России, Ирана и Турции, а ее окончание совпало с сообщением о перемирии на сайте сирийского государственного информационного агентства САНА. «Мы приветствуем решение сирийского правительства о введении перемирия [в Идлибе]», — заявил Лаврентьев, добавив при этом, что под Идлибом остается множество боевиков, которые вряд ли прекратят атаки на правительственные войска. Дополнительные вопросы возникают из-за условий, которыми сирийское правительство сопроводило объявление перемирия — боевики должны отойти на 20 км от линии соприкосновения и отвести тяжелые вооружения и технику. Аналогичные договоренности были достигнуты в сентябре прошлого года на встрече президентов РФ и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана, но они в итоге выполнены не были. Такая судьба может ожидать и новое перемирие. Остается также неясным, будет ли перемирие постоянным или срочным. Вполне возможно, что оно станет пробным шаром, а успех, если его удастся добиться, будет закреплен уже на саммите. Рискнем предположить,  что дело обстоит совершено иным образом, и все в принципе уже понятно. Перемирие, на которое с очень большим скрипом согласился Дамаск, оговорив при этом в принципе условия его соблюдения обязательствами Турции в рамках сочинских соглашений, стало возможным после настоятельных просьб со стороны Москвы. Российская сторона видимо таким образом пытается стимулировать какой-то прогресс в рамках проходящих сейчас дискуссий в Нур-Султане по теме Идлиба и формирования конституционного комитета. При этом сами представители Москвы на этих консультаций никакого оптимизма на эту тему не испытывают. Множественные группы террористов, которые находятся в Идлибе, вряд ли прекратят атаки после решения сирийского правительства о согласии на прекращение огня в этой зоне, если будут выполнены сочинские договоренности. Такое мнение на брифинге в четверг 1 августа  высказал спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев. «Количество радикальных боевиков в идлибской зоне безопасности зашкаливает. И, наверное, вряд ли они прекратят какие-то провокационные действия против правительственных сил. Но если это произойдет, мы посмотрим на дальнейшее развитие ситуации», — отметил Лаврентьев. По его словам, Россия не может допустить, чтобы в этом районе «террористические организации могли бы держать под прицелом и в заложниках более трех миллионов гражданского населения». В этой связи отметим два момента.

  1. Сразу же поправим, что подавляющая часть «трех миллионов заложников» таковыми не являются. Наоборот, это тыловая база тех самых боевиков, количество которых «зашкаливает». Это надо понимать довольно отчетливо и иллюзий по этому поводу не питать.
  2. Надо с сожалением констатировать, что российская сторона повелась на откровенный шантаж со стороны Турции и делегации оппозиции. Сирийская вооруженная оппозиция обвиняет правительство Сирии в ухудшении ситуации в районе Идлиба. Об этом заявил ТАСС 1 августа глава делегации сирийской вооруженной оппозиции на переговорах в Нур-Султане Ахмед Тома. «Относительно северо-востока Сирии: переговоры идут гораздо лучше с целью достижения безопасности региона, — сказал он. — Что касается Идлиба, ситуация очень сложная, так как режим обстреливает граждан».  «Как можно говорить о прогрессе в ситуации с Идлибом? — добавил Тома. — Здесь обстреливают граждан без какой -либо причины». Ранее российское Министерство обороны сообщало о том, что обстрел в районе зоны деэскалации Идлиб ведется со стороны боевиков. Их жертвами стали 110 военных правительственных войск и 65 мирных жителей. Более 240 сирийских военных и 100 гражданских лиц получили ранения. То есть, в сухом остатке остается момент откровенного шантажа со стороны оппозиции — мы будем разговаривать с Вами по существу темы созыва конституционного комитета только при условии объявления перемирия в Идлибе. И российская сторона на это пошла, фактически уломав Дамаск на официально объявление какого-то невнятного перемирия. И после этого оппозиция милостиво согласились на это перемирие. Вопрос только в том, насколько эти деятели вообще управляют «штыками» в Идлмбе и могут гарантировать соблюдение режима прекращения огня. Мы говорим сейчас именно о техническом соблюдении перемирия, об отводе сил оппозиции сейчас вообще речь не идет. И, естественно, о решении этой проблемы в принципе,  а также выполнении Анкарой своих обязательств. Это дипломатическая уступка, которая в общем-то тождественна поражению. Отсюда главный вывод — нельзя прогибаться под ультиматумы ради достижения видимости какого-то прогресса не переговорах. Такие вещи на Ближнем Востоке не проходят, почувствуют слабину и начнут диктовать новые условия. Стремление сохранить какую-то видимость успеха на переговорах не должна замещать основную задачу астанинского формата, которая заключается в достижении  договоренностей, отвечающих в первую очередь национальным интересам России.

В этой связи обратим внимание на позицию ООН по вопросу Идлиба. Вернее, на четко  акцентированную позицию генсека А.Гутерриша, которая была сформулирована вполне синхронно с ультиматумом оппозиции в Нур-Султане.   Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш принял решение о расследовании авиаударов по сирийской провинции Идлиб под давлением со стороны ряда государств. Об этом заявил в четверг 1 августа журналистам и. о. постпреда России при ООН Дмитрий Полянский в связи с объявлением генсеком организации о проведении такого расследования. «Мы сожалеем, что на генерального секретаря оказывалось давление со стороны ряда государств, которые в действительности не хотят мира в Сирии», — сказал Полянский. «Вызывает вопросы, были ли у генсека полномочия об учреждении такого расследования», — добавил он.   В заявлении о начале расследования Гутерриш сослался на полномочия, данные ему статьей 97 Устава ООН. «В этой статье говорится лишь о том, что он административный глава организации, я не вижу в этом прямых указаний на такие полномочия [об учреждении расследования]», — прокомментировал это и. о. российского постпреда. То есть, российская дипломатия задает нам вопросы о полномочиях генсека ООН, хотя по своим функциональным обязанностям Д.Полянский должен их досконально знать. Если таковых у генсека ООН нет (в чем мы сомневаемся), то МИД РФ  уже должен был засыпать его секретариат протестами. Ранее в четверг 1 августа секретариат ООН сообщил, что генсек организации принял решение учредить комиссию по расследованию воздушных атак на объекты гражданской инфраструктуры в сирийском Идлибе. Запрос на проведение такого расследование в среду 10 стран Совета Безопасности (Великобритания, Франция, США, Германия, Бельгия, Перу, Польша, Кувейт, Доминиканская Республика, Индонезия).  Во вторник в ходе заседания СБ ООН заместитель генсека ООН по гуманитарным вопросам Марк Лоукок со ссылкой на спутниковые данные утверждал, что «более 90 дней бомбардировок и ракетных обстрелов правительством Сирии и Российской Федерацией привели к бойне в так называемой зоне деэскалации в Идлибе». В ответ постоянный представитель России при ООН Василий Небензя назвал ложью утверждения о том, что Россия якобы «преднамеренно наносит удары по госпиталям» в сирийском Идлибе. Он подчеркнул, что «данные нужно дать из достоверных и неполитизированных источников, их нужно обязательно перепроверять».

Повторим, что это заявление генсека ООН очень вовремя подоспело к очередному раунду переговоров в Казахстане. Это безусловно знаковое событие с точки зрения констатации солидарности позиций Запада (а генсек ООН в данном случае очень четко нарушил свою нейтральность) и сирийской оппозиции. И  в принципе это логично: и оппозиции, и Вашингтону зачистка Идлиба совершенно не нужна. Каждой стороне по своим причинам, но сути это не меняет. Такие солидарные дипломатические шаги свидетельствуют только о том,  что основной темой сирийского урегулирования сейчас является не созыв конституционного комитета, не проведение всеобщих выборов и не возвращение беженцев. Все это будет нужно и целесообразно делать только после того, как в Сирии будет ликвидированы серьезные оплоты джихадистской непримиримой оппозиции.  Вести до этого любые переговоры бессмысленно, и собственно нынешняя динамика астанинского формата этого полностью доказывает. Формат стремительно деградирует по сравнению с уровнем своей первоначальной эффективности и превращается в печальный аналог Женевы. А ведь именно противопоставление этих двух форматов с точки зрения эффективности решаемых на них задач было основным критерием создания астанинского формата переговоров. По итогу российская сторона позволила заполнить Астану априори недоговороспособными сегментами оппозиции, которые просто перекочевали из Женевы в Нур-Султан, расширила число его участников в пользу поднятия реноме и авторитета этого формата без достижения качества. И тем самым заложило под него мину замедленного действия. Прогресс на поле боя в Сирии решается за столом переговоров только трех участников — Москвы, Анкары и Тегерана. С иорданцами можно и должно разваривать сепаратно и по конкретной теме юга Сирии. Таким образом, надо констатировать, что для того, чтобы вдохнуть новое дыхание в Астану, необходимо  насильственно поменять систему координат этого формата. Сделать это можно только с помощью начала осмысленной и хорошо подготовленной наступательной операции в Идлибе. И смеем уверить, что если она будет проходить действительно успешно, сразу же кардинально и видимо измениться и позиции переговорщиков в Астане. Предыдущая попытка ползучей экспансии правительственных сил в начале лета с.г. провалилась в силу прежде всего отсутствия четкого стремления со стороны Москвы эту операцию поддержать внятно и весомо. Как с точки зрения штабной работы по планированию операций, так и рамках оказания  регулярной  огневой и воздушной поддержки. Безусловно есть и провал разведки с точки зрения оценки боевого потенциала боевиков. Это положение дел рискнем связать с  существованием разновекторной позиции подхода к этой проблеме в российском руководстве, что объективно сдерживает действия российских военных на этом направлении работы.  В этой связи снова подчеркнем, что только проведение эффективной военной операции в Идлибе сможет изменить патовую ситуацию в процессе  мирного урегулирования в Сирии.  И не надо пугаться в данном случае негативной и резкой реакции той же Турции или Запада. С той же Анкарой такой вариант жесткого прессинга проходил совсем  недавно, и турки очень быстро сдали назад. А Запад воевать в Сирии всерьез не собирается при любом развитии ситуации.

52.23MB | MySQL:103 | 0,569sec