К итогам 13-го раунда переговоров по Сирии в астанинском формате

Астанинский политический процесс по урегулированию кризиса в Сирии продолжает собирать стороны конфликта в уже переименованной казахстанской столице Нур-Султан. 1-го августа с.г. стартовал двухдневный 13-й раунд переговоров, в котором приняли участие представители стран-гарантов – России, Ирана и Турции, правительства Сирии и вооруженной оппозиции. Делегации из ООН, Ливана и Ирака присутствуют на переговорах в качестве наблюдателей. Ранее было заявлено и об участии представителя правительства Иордании, но на саммите страна так и не была представлена.

В рамках «Астаны-13» были проведены не только всесторонние, но и двухсторонние переговоры между делегациями. С учетом того факта, что к переговорному процессу на прошлом этапе присоединились новые участники – Ирак и Ливан, вновь обсуждалась ситуация в Сирии в целом, стороны обменялись мнениями о необходимости борьбы с терроризмом. На встрече с иранской делегацией представитель Сирии Башар ал-Джафари говорил о расширении государственного суверенитета по всей стране, событиях на северо-востоке Сирии и необходимости вывода незаконных иностранных сил, политическом урегулировании и конституционном комитете, необходимости возврата беженцев и обмена пленными и похищенными. По итогам первого дня переговоров российский спецпредставитель по сирийским делам Александр Лаврентьев заявил, что его страна приветствует решение сирийского правительства объявить о прекращении огня в Идлибе, и теперь пришло время действовать в том же направлении умеренным вооруженным группам, которые контролируют часть территории. Однако они составляют лишь небольшую часть противостоящих сирийской армии на территории провинции формирований, и 90 % Идлиба продолжает оставаться под контролем террористов.

2 августа Министерство иностранных дел Казахстана сделало заявление о том, что была достигнута договоренность о создании комитета по разработке конституции Сирии. Казахстан также объявил об одобрении большинством сирийских оппозиционных групп, участвующих в переговорах в Нур-Султане, решения о прекращении огня в провинции Идлиб на севере Сирии.

По итогам очередного раунда переговоров страны-гаранты — ИРИ, Россия и Турция, опубликовали совместное заявление, состоящее из 13 пунктов. Страны пришли к общему знаменателю по следующим вопросам:

— стороны подтвердили свою твердую приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики и целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций;

— гаранты подтвердили уважение общепризнанных международно-правовых решений, в том числе тех, которые содержатся в соответствующих резолюциях ООН, в частности в резолюции Совета Безопасности ООН, отвергающей оккупацию сирийских Голан (Резолюция 497);

— ситуация в Идлибской зоне деэскалации была тщательно изучена, и подчеркнута необходимость сохранения мира посредством полного осуществления всех соглашений по данному региону, в частности, Меморандума о взаимопонимании о стабилизации ситуации в зоне деэскалации в Идлибе от сентября 2018 года. Страны выразили серьезную обеспокоенность в связи с широко распространенным присутствием террористической организации «Хайат Тахрир-аш-Шам» (запрещена в России) в этом районе и подтвердили свою решимость продолжать работу по окончательному уничтожению «Исламского государства», «Джебхат ан-Нусры» (запрещены в России) и других лиц, групп и организаций, связанных с ними, и а также формирований, признанных СБ ООН террористическими. Гаранты сохранения мира согласились предпринять конкретные шаги на основе предыдущих соглашений для обеспечения защиты гражданских лиц в соответствии с международным гуманитарным правом, а также безопасности и охраны военных из стран-гарантов, присутствующих в провинции Идлиб и за ее пределами;

— три страны подчеркнули, что долгосрочная безопасность и стабильность в регионе могут быть достигнуты только при уважении суверенитета и территориальной целостности Сирии;

-ИРИ, РФ и Турция отвергли все усилия по созданию новых реалий под предлогом борьбы с терроризмом, включая незаконные инициативы по созданию автономий, и выразили решимость противостоять сепаратистским планам, направленным на подрыв суверенитета и территориальной целостности Сирии, а также угрожающим национальной безопасности соседних стран.

— гаранты выразили приверженность продвижению политического урегулирования конфликта в соответствии с резолюцией 2254 СБ ООН и решениями Конгресса Сирийского национального диалога в Сочи;

— в рамках «Астаны-13» были проведены консультации с заместителем представителя генерального секретаря ООН по Сирии, чтобы учредить конституционный комитет в Женеве в соответствии с решениями Сирийского конгресса национального диалога в Сочи.

— страны приветствовали успешно проведенную операцию по освобождению пленных и похищенных;

— они подчеркнули необходимость увеличения гуманитарной помощи народу Сирии по всей стране без каких-либо предварительных условий, а также призвали международное сообщество, в частности, ООН и ее гуманитарные учреждения, поддержать Сирию в улучшении гуманитарной ситуации, в том числе посредством проектов быстрого восстановления.

-страны-гаранты подчеркнули необходимость содействовать безопасному и добровольному возвращению внутренне перемещенных лиц и беженцев в районы их проживания.

-очередной раунд переговоров было решено провести в Нур-Султане в октябре  2019года.

 

Как стало очевидно, ключевой темой переговоров, как и на предыдущем этапе, остается ситуация вокруг Идлиба. На сегодняшний день именно здесь сконцентрированы основные силы боевиков – от 10 до 30 тысяч, и около 1,5 млн мирных жителей, которых террористы используют в качестве «живого щита». Примечательно, что проведение саммита в Казахстане совпало с рядом успешных военных операций сирийской армии в Идлибе. Об этом сообщает иранское национальное информагентство ИРНА. Правительственной армии удалось путем контрнаступления освободить часть районов на северо-востоке страны от террористических групп, поддерживаемых и вооружаемых Турцией. Если Россия сохраняла сдержанную позицию по вопросу военной операции в Идлибе, то Иран неоднократно заявлял о своей готовности оказать поддержку сирийской армии в расчистке региона от террористов. Позиция Турции же остается непреклонной. Анкара категорически против военной операции с одной стороны из-за возможного потока беженцев на свою территорию, с другой – из-за перспективы лишиться предлога присутствовать на севере Сирии.

Как пишет одна из ведущих ливанских газет «Аль-Бинаа», благодаря последним успехам сирийской армии, представитель Дамаска Башар аль-Джафари смог обсудить вопрос прекращения огня в Идлибе и вывод турецких войск из региона с новых позиций. Вечером 1 августа сирийский военный представитель заявил, что если террористы выполнят сочинское соглашение, то в районе деэскалации напряженности в провинции с полуночи будет введено перемирие. Это означает, что террористы в Идлибе должны отвести свое тяжелое и полутяжелое оружие на 20 км от линии соприкосновения.

Итоговое заявление, как и на предыдущем этапе переговоров, не затрагивает вопрос турецкого присутствия и действий в арабской республике. Дамаск считает вторжение Турции на свою территорию незаконным и требует освободить занятые ею шесть тысяч квадратных километров. Анкара же не только игнорирует требование, но и активно продолжает строительство стены между Алеппо и Манбиджем, с целью изолировать населенный курдами кантон Африн от остальной части Сирии, аргументирую свои действия угрозой собственной безопасности.

Что касается договоренности о создании комитета по разработке конституции для Сирии, то иранское информационно-аналитическое агентство Табнак, пишет, что, несмотря на мнение ряда экспертов о том, что не следует относиться к формированию комитета слишком оптимистично, последние события в стране дают надежду на благоприятный исход мирного процесса. В частности, речь идет об обострении напряженности в американо-турецких отношениях на фоне покупки Турцией российских ЗРК С-400. По мнению авторитетного иранского издания, давление Вашингтона на Анкару только подталкивает турецкую сторону оставаться приверженной продвижению астанинского процесса и формированию конституционного комитета. Тем не менее, разногласия среди оппозиционных групп остаются одним из основных препятствий на данном пути. Так, член оппозиционной делегации на саммите Фатех Хассун заявил, что в настоящее время нет альтернативы участию в переговорах в Нур-Султане, и выход из них означает нарушение прошлых договоренностей, в то время, как лидер другой оппозиционной группы Наср аль-Харири призвал к бойкоту астанинского процесса и прекращению всяких контактов с Россией. Он сказал, что Москва не должна участвовать в переговорах, пока не прекратятся российские авиаудары, обвиняя РФ в неспособности найти политическое решение.

Особое внимание на саммите было уделено новым участникам мирного процесса –  Ираку и Ливану. МИД Ирака опубликовал заявление, в котором страна приветствует любые усилия по урегулированию сирийского кризиса и решительно поддерживает его преодоление путем мирных решений. Ирак заявляет, что не пожалеет усилий для участия в совещаниях и мероприятиях, направленных на прекращение региональных кризисов. Ливан принимает участие в переговорах по приглашению российского президента Владимира Путина, направленного его ливанскому коллеге Мишелю Ауну.

Появления за столом переговоров таких игроков, как Ливан и Ирак, может серьезно укрепить позиции Ирана, имеющего сильное влияние в этих странах. Ирано-иракские отношения за последнее время демонстрируют крайне высокий уровень, особенно после официального визита президента ИРИ Хасана Роухани в соседнюю страну в марте с.г. Иран намерен укрепить здесь свои позиции не только в экономическом плане, но и военном. В связи с этим уже выразил обеспокоенность давний враг Тегерана — Израиль, сообщив, что Исламская Республика перебрасывает свои ракетные комплексы из Сирии на территорию Ирака не только с целью защитить их от израильских атак, но и с намерением усилить свое влияние.

Если в отношении Ирака сценарий поддержки иранской стороны в астанинском процессе возможен уже сейчас, то ливанский случай несколько сложнее, так как шиитская община и стоящий за ней Иран внутри этой страны уравновешиваются тяготеющими к Саудовской Аравии суннитами и прозападными христианами-маронитами. Однако, Иран в силах повернуть ситуацию в свою пользу и в Ливане, вовлекая эту страну в свою внешнеполитическую орбиту.

Таким образом, вектор на мирное урегулирование ситуации в Сирии в общем выгоден всем участников астанинских переговоров. Турцию они страхуют от прямого столкновения  с сирийской армией, поддерживаемой Россией и Ираном, для спонсируемых ею «умеренных» группировок Идлиба и северной части Алеппо консультации в Астане – фактически, единственный шанс на физическое выживание и хотя бы минимальное присутствие в политическом поле, а для Дамаска эти переговоры – недорогая и наиболее рациональная возможность «собрать» страну без дополнительных ресурсных затрат. Нельзя не отметить и их выгодность для соседних региональных государств – Ливана и Ирака, т.к. любые мирные инициативы повышают уровень безопасности всего региона, а значит и их – в частности.

52.35MB | MySQL:106 | 0,599sec