Выборы в Израиле: политическая ситуация после подачи предвыборных списков

1 августа в Израиле завершилась подача предвыборных списков. В левом лагере хоть и не удалось обойтись без взаимных обвинений и упреков, но все сформировалось довольно быстро. «Кахоль-лаван» остался единым блоком, по меньшей мере, до выборов. Амир Перец и Орли Леви-Абукасис приняли стратегическое решение баллотироваться совместно. Эхуд Барак и Ницан Горовиц объединились в борьбе за прохождение электорального барьера. Арабские партии преодолели в первую очередь личные противоречия, понимая, что либо вместе, либо никак.

Ситуация на правом фланге напомнила происходившее в Израиле в начале 1990-х годов. Союз, заключенный «Новыми правыми» с Блоком правых партий (БПП) не повлек за собой цепной реакции, в первую очередь из-за разногласий внутри уже существующего союза.

Бецалель Смотрич, лидер партии «Национальное единство», был одним из доминирующих деятелей в переговорах, состоявшихся на прошлой неделе, которые привели к объединению. Напомним, что в блоке «Объединенные правые» за Аелет Шакед в списке идут Рафи Перец, Бецалель Смотрич и Нафтали Беннет.

Вопреки официальной версии канцелярии премьер-министра, в политических кругах заявляют, что глава правительства активно принимал участие в переговорах между правыми партиями. Биньямин Нетаньяху продвигал идею союза БПП с партией «Оцма иегудит» в обход «Новых правых». Нетаньяху опасался утраты голосов правых избирателей, если «Оцма иегудит» будет баллотироваться самостоятельно и не пройдет электоральный барьер. Так же глава правительства не хотел видеть Аелет Шакед во главе крупного правого блока, с которым после выборов придется вести коалиционные переговоры.

Несмотря на противоречивые интересы участников, переговоры с «Оцма иегудит» велись в прямом смысле слова до последних минут перед закрытием предвыборных списков. Итамару Бен-Гвиру предлагалось восьмое место и пост заместителя спикера. Он требовал пятое, и остался за бортом.

Подача предвыборных списков завершает первый этап предвыборной кампании. В ближайший месяц политикам предстоит решить задачу привлечения внимания избирателей, утомленных повторной предвыборной кампанией.

По мнению политического обозревателя новостного портала Ynet Моран Азулай, подача предвыборных списков на этот раз не была чисто техническим вопросом. Это был поворотный момент во всей предвыборной кампании. «Переговоры, которые велись вокруг формирования списков, будут иметь драматические последствия на ситуацию после выборов», — считает она.

Азулай подчеркивает, что сейчас начинается новая игра, у которой просматриваются два этапа. Первый – в августе, когда многие граждане в отпуске. Второй – в сентябре, когда израильтяне возвращаются домой.

Нетаньяху имеет некоторое преимущество перед своими конкурентами, благодаря налаженному общению с населением через социальные сети. Как известно, через них можно общаться с народом вне зависимости от того, где этот народ находится – в отпуске за границей или дома. Бени Ганц такой разветвленной сети в интернете не имеет, и создать ее ему за оставшееся время будет не просто.

«К нынешней предвыборной кампании главы всех партий пришли уставшими и измотанными. Но вместе с тем и более опытными. Предыдущая борьба «лицом к лицу» повторится и на этот раз. Вежливости не ждите, как и чистой игры внутри лагерей: «стрельба в танке» будет вестись вовсю. Война всех против всех разразится не только между лагерями, но и внутри них», — пишет Азулай.

Автор считает, что на предстоящих выборах крупные партии утратят контроль над своими союзниками, и наоборот. Нетаньяху получил 4 партии справа от него, три из которых с высокой вероятностью «выкинут голоса в помойку» («Зеут», «Оцма иегудит» и «Ноам»). Туда же может выкинуть их и Рон Коби с его партией светских правых.

С левого фланга, по ее мнению, Эхуд Барак создал серьезную проблему для Бени Ганца, поставив под угрозу само существование партии Авода, которая может не преодолеть электоральный барьер. Ганц даже не пытался способствовать объединению партий левее «Кахоль-лаван».

К слову, касательно «Кахоль-лаван» Азулай отмечает, что там все понимают, что получить 35 мандатов как на прошлых выборах не удастся. Поэтому автор полагает, что там надеются, что Ликуд тоже опустится. Вместо того, чтобы давить на то, что Нетаньяху не удалось сформировать правительство в прошлый раз и тем самым выставить его проигравшим, в «Кахоль-лаван» ждут у моря погоды и не предпринимают каких-либо значимых шагов.

Политический эксперт издания «Гаарец» Эллисон Каплан-Соммер резюмируя период формирования предвыборных списков пишет о том, что «окончательный список политических партий, участвующих в выборах 17 сентября, запомнится нам тем, что он удивительно короткий, возможно самый короткий в истории», — отмечает Каплан-Соммер. «Весь политический спектр извлек урок из апрельских выборов: объединение идеологических союзников может иметь решающее значение. Небольшие партии, баллотирующиеся в одиночку, рискуют не преодолеть электоральный барьер и не пройти в Кнессет. А если это произойдет, то они не только причинят себе вред, но и нанесут смертельные раны всему своему политическому лагерю. Полученные ими голоса уйдут в мусорную корзину, а ведь они могли бы помочь построить достаточно большой политический блок, чтобы создать правительство». Авигдор Либерман и Аелет Шакед, по всей вероятности, получат ключи к дверям следующего правительства.

В любом случае, по мнению автора, только 9 партий имеют реальные шансы преодолеть электоральный барьер, таким образом, в следующем Кнессете будет представлено наименьшее количество партий в истории Израиля. Вероятнее всего после выборов в Кнессете будут заседать представители следующих партий: Ликуд, «Кахоль-лаван», БПП, «Объединенный список» арабских партий, «Наш дом-Израиль», «Еврейство Торы», ШАС, «Авода-Гешер», «Демократический лагерь».

Автор издания «Исраэль гайом» Йоси Бейлин пишет о том, что главный фактор в нынешней предвыборной кампании – это электоральный барьер. Он, как и другие политические эксперты отмечает, что именно тревожная близость определенных партий к этому барьеру и привела к альянсам и слияниям, которые могут оказать влияние на политическую систему на годы вперед.

Политический эксперт издания The Marker Сами Перец отмечает, что страх не пройти электоральный барьер привел буквально к парадоксальным ситуациям. Как и многие, он удивлен, что Аелет Шакед, молодая светская женщина, живущая в северном Тель-Авиве, оказалась во главе правого блока, в который входят религиозные сионисты – наследники МАФДАЛа и склоняющиеся к  ультраортодоксии «хардальники».

Связь Эхуда Барака с партией МЕРЕЦ также кажется автору парадоксальной. «Партия определяет себя как социал-демократическая, и с ее именем никогда не ассоциировалась одна вещь — связь с миллиардерами. Барак привнес в «Демократический лагерь» эту связь. За годы деятельности в качестве бизнесмена он использовал свою репутацию бывшего премьер-министра и начальника генштаба, чтобы найти ход к большим американским деньгам, и продемонстрировал низкую избирательность в выборе компаньонов», — пишет Сами Перец.

Политическое выживание является самой мощном двигающей силой динамики нынешнего предвыборного периода. Израильская политическая карта, несомненно, изменилась благодаря новым альянсам, которые, однако, затрудняют прогнозирование результатов повторных выборов.

Можно предположить, что, если на предыдущих выборах противоборствующие стороны вкладывали огромные усилия и средства в попытку переманить избирателей из одного лагеря в другой, на этот раз, учитывая, что эти усилия не увенчались успехом, эта ошибка не повторится.

Вероятнее всего в ближайшие полтора месяца мы будем наблюдать активную борьбу за голоса внутри лагерей.

52.21MB | MySQL:103 | 0,480sec