Оценки западных специалистов системы подготовки личного состава авиационных подразделений ВВС Пакистана. Часть 1

Академия ВВС Пакистана

Анализ публикаций в зарубежных военно-политических и военно-технических изданиях позволяет сформировать общее понимание о системе подготовки личного состава авиационных подразделений ВВС Пакистана, которая основана на функционировании нескольких учебных заведений. Основную подготовку будущих пилотов, техников и офицеров наземных служб ВВС Пакистана осуществляют преподаватели Академии ВВС, расположенной в Рисалпуре. Указанный вуз располагает двумя взлетно-посадочными полосами длиной 1780 и 2769 м соответственно с асфальтовым покрытием.

Данное высшее учебное заведение ориентировано на подготовку летного состава, офицеров групп наземного управления, инженеров ВВС и инженеров космических систем. Академия ВВС Пакистана организационно состоит из летного факультета, инженерного факультета, инструкторского факультета, школы десантной подготовки и учебно-тренировочного крыла, состоящего из двух эскадрилий, на вооружении которых находятся самолеты Т-37 (пр-во Пакистан) и К-8Р (пр-во КНР).

Китайские специалисты отмечают высокую надежность и низкую стоимость эксплуатации Т-37. Данный учебно-тренировочный самолет позволяет провести все необходимые летные занятия основного этапа подготовки, тогда как профессиональный этап обеспечивает китайская разработка К-8Р «Каракорум». Известно, что китайские самолетостроители рассчитывают, что ВВС Пакистана приобретут в целях подготовки летного состава новые винтовые УТС ТА-20 (для основного этапа и отработки фигур боевого пилотирования) и турбореактивные L-15B (для профессионального этапа подготовки).

Вероятно, что третьим самолетом в списке станет двухместная модификация легкого истребителя JF-17B, которая позволит подготовить курсантов к полетам в строевых эскадрильях. Необходимость организации третьей учебной эскадрильи обусловлена тем, что на вооружении ВВС Пакистана будет находиться не менее 150 истребителей данной модели.

Большинство из упомянутых подразделений Академии находятся в Рисалпуре, что позволяет оперативно управлять всеми мероприятиями учебного периода.

Следует отметить, что Командование ВВС Пакистана внимательно изучает вопрос обновления и расширения парка учебно-тренировочных самолетов с целью общего повышения квалификации выпускников – лейтенантов (срок обучения 4 года, квалификация — бакалавр). Известно, что отбор молодых специалистов осуществляют Межведомственная квалификационная комиссия (функционирует в интересах подразделений армейской авиации и морской авиации ВМС и аэрокосмических предприятий национального оборонно-промышленного комплекса) и Специальная квалификационная комиссия Командования ВВС (осуществляют распределение летчиков по эскадрильям ВВС).

На протяжении четырех лет будущие летчики могут получить поощрения от ректора Академии (всего три человека в год), а после сдачи экзаменов и выпускных полетов соответствующие награды присваивают  Руководитель Объединенного комитета начальников штабов ВС Пакистана, Начальник Штаба ВВС и ректор Академии (всего шесть наград). Кроме того, награды от имени президента Пакистана и ректора Академии предусмотрены для выпускников инженерных специальностей за достижения в:

– концептуальном аэрокосмическом проектировании;

– разработке искусственных спутников земли/космических аппаратов военного и двойного назначения;

– разработке бортовых радиоэлектронных систем;

– сертификации авиационных систем и приборов.

Следует отметить, что Академия ВВС Пакистана осуществляет подготовку молодых летчиков в интересах таких государств, как: Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Малайзия, Индонезия, Бруней, Королевство Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, Эмират Катар, Исламская Республика Иран, Ирак, Турция, Туркменистан и Судан. Данный список не полный, поскольку по данным открытых источников, подготовку проходят молодые специалисты из 30 стран.

Вполне очевидно, что подробный список стран, направляющих своих граждан в Академию ВВС Пакистана входит в список документов, на которые распространяется гриф «совершенно секретно».

По некоторым данным, «в стенах» Академии ВВС Пакистана также проходят занятия для опытных военных летчиков, как из перечисленных стран, так и из НОАК. Подобные занятия вполне вероятны, поскольку китайским летчикам необходимо получать практику полетов на истребителях F-16 A/B Block 15 в воздушных районах индо-пакистанской границы. Следует отметить, что ВВС Пакистана ограничены в своих правах по межправительственному соглашению с США, по условиям которого официальный Исламабад может эксплуатировать данные самолеты исключительно в национальном воздушном пространстве, т.е. F-16A/B не могут пересекать границу Пакистана даже для участия в совместных учениях с любым иностранным государством.

 Офицерское училище ВВС Пакистана

Следующим элементом системы подготовки военных летчиков является Офицерское училище (ОУ) ВВС Пакистана, которое было открыто в 1971 г., вероятно, с целью повышения квалификации наиболее успешных строевых летчиков и подготовки из них командиров эскадрилий, способных решать оперативные и оперативно-тактические задачи. По данным открытых источников, преподаватели и инструкторы ОУ подготовили более 400 летчиков оперативно-тактической авиации и более 200 офицеров групп наземного управления боевыми действиями. Среди аналитиков ОУ ВВС называют как «Школа высшего летного мастерства» (по аналогии с учебным заведением, осуществляющим подготовку летчиков палубной авиации ВМС США). Достоверно известно, что инструкторы ОУ первыми получали на вооружение истребители F-86, F-104, «Цзянь-6», «Мираж-3EA», «Мираж-5» и F-16. Инструкторы ОУ ВВС Пакистана последовательно освоили пилотирование истребителей «Цзянь-6», «Цзянь-7», «Мираж-3ЕА», «Мираж-5» (продолжали эксплуатацию самолетов французского производства до 1997 г.), F-16A/B Block 15 MLU. Кроме того, инструкторы данного учебного заведения прошли подготовку в КНР для пилотирования истребителей-перехватчиков «Цзянь-8II», однако по неизвестным причинам военно-политическое руководство Пакистана приняло решение не закупать данные самолеты поколения 2+.

Известно, что ОУ ВВС Пакистана расположено на авиационной базе «Мушаф» (до 2003 г. имела обозначение «Саргода»), что позволяет дислоцировать две эскадрильи учебно-боевых самолетов. Кроме того, на рассматриваемой АвБ дислоцировано три строевые эскадрильи (9-я Griffins, 19-я Sherdils и 24-я Blinders) истребителей, которые выполняют задачи служебно-боевой деятельности и участвуют в отработке сценариев перспективных учений.

В дополнение к вышесказанному отметим, что некоторые пакистанские аналитики высказывают необходимость создания аналогичной инфраструктуры на одной из АвБ, расположенной ближе к границе с Исламской Республикой Иран.

На АвБ «Мушаф» построено две взлетно-посадочные полосы длиной 2424 и 3124 м соответственно с асфальтовым покрытием, которые позволяют принимать как легкие истребители, так и более тяжелые транспортные самолеты, обеспечивающие перевозку сменно-запасных частей, вооружения и личного состава наземных инженерно-технических служб.

Одновременно с подготовкой будущих командиров эскадрилий и начальников штабов подразделений оперативно-тактической авиации преподаватели и инструкторы ОУ ВВС Пакистана выполняют следующие задачи:

– разработка новых требований и стандартов подготовки молодых летчиков в Академии ВВС;

– оценка тактических приемов ВВС иностранных государств (США, Великобритании, Франции, Германии и Нидерландов – наиболее доступны для органов военной разведки Пакистана);

– оценка тактических приемов, предложенных пилотами ВВС Пакистана, по результатам квалификационных или внезапных учений;

– разработка новых тактических приемов для действий в горных условиях (перехват воздушного нарушителя);

– разработка и проверка приемов применения систем радиоэлектронной борьбы;

– разработка тактических приемов применения управляемых ракет большой и сверхбольшой дальности;

– разработка сценариев учений комплексных межвидовых, квалификационных и соревновательных учений.

– участие в учениях в качестве контролеров и наблюдателей, а также пилотов эскадрилий вероятного противника.

Вполне вероятно, что в распоряжении преподавателей и инструкторов ОУ ВВС Пакистана находится несколько беспилотных летательных аппаратов, которые предназначены для наблюдения за действиями обучающихся в пределах тактических полигонов в рамках учебных мероприятий.

52.28MB | MySQL:106 | 0,740sec