Индонезия. Политика в отношении Израиля

Тема Израиля занимает особое место в пропагандистской деятельности Индонезии. Далеко не все мусульмане ЮВА довольны тем, что значительная часть арабских стран признала Израиль. Индонезия не поддерживает с Израилем дипломатических отношений. У мусульман Юго-Восточной Азии сильная идеологическая база “противостояния сионизму”. По этой причине мусульмане ЮВА имеют возможность гордиться собой и рассматривать себя в качестве даже более ”правоверных” по сравнению с арабскими братьями. По существу, антиизраильские мотивы довольно долгое время находились на вооружении в пропагандистском арсенале мусульманских стран ЮВА. Многое при этом было рассчитано на внешний эффект. Индонезия активно выступала против вторжения Израиля в Ливан летом 2006 г.

Правительство и парламент Индонезии выразили озабоченность в связи с “похищением” израильскими военными зампредседателя правительства Палестинской национальной администрации [1]. Став с 1 января 2007 г. непостоянным членом Совета Безопасности ООН сроком на два года, Индонезия незамедлительно подготовила документ, озаглавленный “Заявление председателя Совета Безопасности ООН по Ближнему Востоку, включая Палестину”. Акцент в нем делается на “израильские рейды, жертвами которых становятся мирные жители”. И хотя США, Франция и некоторые другие члены Совбеза назвали документ “несбалансированным”, в Индонезии этому шагу придается большое значение. Но это лишь одна сторона вопроса. Времена меняются. Создается впечатление, что обе стороны заинтересованы в изменении ситуации.

Очевидно, в Израиле происходит осознание того, что решение его проблем, связанных с мусульманским миром, и даже вопросов, непосредственно касающихся Ближневосточного региона, уже неотделимо от позиции этих стран. Во время ливанского кризиса Израиль, не имея с Индонезией дипломатических отношений, пытался наладить с этой страной переговорный процесс через своего посла в Сингапуре. Тогда же, по отдельным сообщениям прессы, израильским руководством делались отдельные закулисные попытки такого же свойства. По всей видимости, полученные Израилем отказы были связаны с тем, что Джакарта демонстрировала свою абсолютную непримиримость с агрессией и проявляла себя не иначе как в роли подлинного поборника интересов мусульман. Но меняющаяся ситуация привела к заинтересованности Индонезии в налаживании диалога с Израилем. Не отказываясь от роли хранителя интересов религии и мусульман и после завершения войны в Ливане и осуждения израильской политики на Ближнем Востоке, Джакарта, очевидно, несколько меняет свою позицию в отношении контактов с Израилем. В принципе, это сулит ей определенные дивиденды в развитии переговорного процесса при утверждении своей роли на Ближнем Востоке. Израиль, судя по всему, стал нужен как партнер на переговорах, т.е. на том поле, на котором Индонезия смогла бы в очередной раз проявить себя в качестве значимой политической силы, продемонстрировать всем мусульманам свою роль радетеля их интересов.

Дистанцирование от Израиля более не приносит политических дивидендов, скорее, наоборот. В этом плане участие израильской делегации в конгрессе Международного парламентского объединения могло бы послужить обеим заинтересованным сторонам хорошим почином. Международное парламентское объединение представляет собой представительную международную организацию. В ее работе принимают участие 146 стран. Конгресс этой организации, прошедший 29 апреля – 4 мая 2007 г., был посвящен обсуждению проблем политического, экономического и социального характера. Его открыл и принял в нем участие президент страны Сусило Бамбанг Юдхойоно [2]. Но проблема состояла в том, что официальной Джакарте пришлось преодолевать присутствующие в стране активнейшие антиизраильские настроения, весьма схожие с антиамериканскими.

Обозреватели отмечали, что прибытие израильской делегации может создать непредвиденные проблемы [3], имея в виду возможную взрывоопасность ситуации в случаях затрагивания проблем религиозной самоидентификации. Против приезда израильской делегации выступили парламентское объединение, поддерживающее палестинское движение за самоопределение, и ряд политических партий. Радикальная мусульманская организация “Фронт защитников ислама” провела широкую акцию протестных пикетов.

В результате вопрос об участии израильской делегации в балийском форуме из малозначимого события превратился в принципиальный вопрос перспективы и роли Индонезии в переговорном процессе на Ближнем Востоке и ее положения во всемирной умме. Правительству, не имеющему возможности открыто заявить о своей позиции, направленной на заинтересованность налаживания отношений с Израилем, пришлось преодолевать шквал недовольства. И все же министр иностранных дел Хасан Вираюда мог себе позволить в присутствии президента страны во время вручения послами верительных грамот заявить о том, что Индонезия не может препятствовать приезду израильской делегации, вне зависимости от наличия с Израилем дипломатических отношений, поскольку приглашение исходит не от индонезийской палаты представителей, а направлено международным парламентским объединением [4]. Вираюда сказал тогда, что, в соответствии с существующими нормами проведения международных конференций, осуществляемых международными организациями, какая-либо дискриминация в отношении ее участников недопустима [5]. Далее пресс-атташе Министерства иностранных дел заявил о том, что правительство Индонезии “не намерено спекулировать” на вопросе предоставления визы израильской делегации. Столь активное подтверждение индонезийскими официальными лицами законности прав израильской делегации на участие в мероприятии вполне может свидетельствовать о их заинтересованности в нем.

Вместе с тем надо отметить, что хотя и в завуалированной форме, но все же позицию правительства поддержало второе по численности объединение мусульман Индонезии “Мухаммадия”, разделяющее его курс на повышение роли Индонезии в исламском мире. Это объединение весьма значимо по своему влиянию на формирование общественного мнения. Глава “Мухаммадии” Дин Самсуддин заявил, что Индонезия не вправе препятствовать приезду израильской делегации: “Израиль получил приглашение не от правительства Индонезии, а от международного парламентского объединения. Являясь его участниками, мы должны уважать его решения” [6].

На заключительных этапах переговоров по этому поводу израильская делегация все же воздержалась от участия в конференции. Причиной послужило то, что ей не были предоставлены запрашиваемые дорогостоящие меры безопасности, включая бронированный автомобиль. И хотя визит израильской делегации на форум парламентариев не состоялся, события, связанные с ним, уже тогда давали основание усматривать в них становление нового этапа в индонезийско-израильских отношениях.

Это подтвердилось менее чем через два месяца, когда 12 июня 2007 г. на о. Бали состоялась конференция, посвященная продвижению религиозной терпимости и подтверждению действительности Холокоста. На конференции присутствовали видные представители различных религий из различных стран, а также выжившие жертвы Холокоста [7]. На сей раз, судя по всему, проблемы безопасности израильской делегации были решены полностью. Как заявил Дэниэл Лендес, директор иерусалимского Института исследований вопросов еврейской нации, несмотря на отсутствие дипломатических отношений между Израилем и Индонезией, он чувствует комфорт от пребывания на Бали [8]. Незримый патронаж со стороны официальной Джакарты был очевиден. Ясно и то, что конференция вряд ли могла бы состояться в другой внешнеполитической ситуации.

Председательствовал на конференции бывший президент Индонезии Абдурахман Вахид. Его кандидатура отнюдь не случайна. Видный богослов, он представляет наиболее умеренное направление в толковании ислама среди индонезийских мусульман. Широко известны его высказывания в пользу налаживания отношений и установления прямых торговых связей с Израилем. Он является одним из участников основанного в Тель-Авиве Шимоном Пересом Института мира.

На конференции подчеркивалась необходимость доведения до мусульман информации об ужасах Холокоста. “Большинство мусульман Индонезии не имеют представления о Холокосте, за исключением тех, кто занимается изучением Ближнего Востока”, — отметил Ахмад Саеди, исполнительный директор Института Вахида, неправительственной организации, продвигающей мирный ислам. “Некоторые лишь знают вариант толкования, исходящий из Египта и Ирана” [9].

Говоря о целях конференции, невозможно сбрасывать со счетов и взаимоотношения Индонезии с Ираном на поприще соперничества за более престижное место в исламском мире. Есть основания полагать, что она явилась своего рода отрицанием конференции, состоявшейся в 2006 г. в Тегеране, на которой проводилась мысль о том, что Холокост и геноцид в отношении евреев во время Второй мировой войны есть не что иное, как миф. Участники балийской конференции обозначили свое мероприятие как антиконференцию в отношении тегеранской, проводившейся под патронажем президента Ирана М. Ахмадинежада. Абдурахман Вахид высказался по этому поводу следующим образом: “Хотя мы с Махмудом Ахмадинежадом хорошие друзья, вынужден признать, что он ошибается” [10].

В целом, отмеченное событие можно рассматривать в качестве одного из этапов стремления Индонезии к выходу на более широкую орбиту международных отношений, которое она осуществляет по многим направлениям. В данном случае очевидно наведение мостов в отношениях с Израилем для более активного участия в решении ближневосточных проблем и желание потеснить позиции Ирана. При этом Индонезия в своих опасениях не осложнить свое положение в исламском мире вместе с Катаром отклонила в начале июня предложение ООН по вынесению порицания президенту Ирана за его высказывание по поводу грядущей гибели Израиля [11].

1. ИТАР-ТАСС, Пульс планеты, АТР, 03.07.2006.

2. TempoInteractiv, 20.04.2007.

3. Antara, 19.04.2007.

4. TempoInteractiv, 20.04.2007.

5. Antara, 20.04.2007.

6. Antara, 18.04.2007.

7. Haaretz. сom, 13.06.2007.

8. European Jewish Press, 13.06.2007.

9. Там же.

10. Reuters, 12.06.2007.

11. Там же.

52.26MB | MySQL:103 | 0,539sec