Оценки западных специалистов системы подготовки личного состава авиационных подразделений ВВС Пакистана. Часть 2

Будущие командиры эскадрилий ВВС Пакистана проходят подготовку в ОУ ВВС в рамках трех курсов – основного (продолжительность около 4,5 месяцев); эксплуатации, подготовки и применения авиационных средств поражения (продолжительность 3 месяца); ведения интегрированного воздушного боя (продолжительность 1,5 месяца). Таким образом, весь курс подготовки занимает полноценный учебный год, а высокая сложность учебных и учебно-боевых задач обуславливает отсев обучающихся, которые в перспективе должны посвятить себя службе на командной должности, быть готовыми первыми идти в бой и не рисковать жизнями подчиненных.

В целом перспективные командиры и начальники штабов эскадрилий ВВС Пакистана должны соответствовать высокому моральному облику военнослужащего и не отделять долг службы от долга чести, а также не искать славы в рискованных воздушных действиях. Высокое чувство ответственности за собственные действия и расчеты будущим командирам эскадрилий прививают в процессе летных занятий (англ. Dissimilar air combat training), в рамках которых каждый слушатель самостоятельно планирует выполнение боевой задачи, контролирует подготовку самолета и авиационных средств поражения.

После вылета летчик несет полную ответственность за выполнение поставленной задачи и контролирует поражение цели. После приземления на аэродроме базирования и доклада перспективный командир выслушивает оценки преподавателей и принимает их без протестов и апелляций. Подобные педагогические приемы используют ВВС США, Великобритании и других стран-членов НАТО.

Особо отметим, что в начале 1990-х гг. прошлого столетия руководство ОУ ВВС Пакистана предприняло попытку параллельно с основными курсами  проводить «Программу повышения боевой эффективности эскадрилий» (англ. Squadron Combat Upgradation Program), однако практика показала, что подобные учебные мероприятия продолжительностью 4 месяца не оправдывают материальных и временных затрат. Известно, что пятимесячные учения Saffron Bandit разработаны преподавателями ОУ ВВС Пакистана именно в целях повсеместного повышения боевой эффективности эскадрилий оперативно тактической авиации.

Кроме подготовки командиров эскадрилий и начальников штабов в ОУ проходят курсы  инструкторов службы вооружений и старших инструкторов, как для национальных ВВС, так и для дружественных государств. Иностранные военные в интервью национальным СМИ признаются в том, что преподаватели и инструкторы ОУ ВВС Пакистана предъявляют крайне жесткие требования к слушателям без учета национальной принадлежности, что в целом позволяет поддерживать высокое качество подготовки и внутренней дисциплины.

Как было отмечено выше, преподаватели и инструкторы ОУ ВВС являются организаторами учений серии High Hard, High Mark, Zarb-e-Momin» Примечательно, что крупнейшие стратегические командно-штабные учения ВВС Пакистана под обозначением High Mark одновременно проходят в нескольких воздушных районах вдоль линии границы с Индией (в воздушном пространстве подконтрольной части штата Кашмир), Афганистаном и Ираном.

В некоторых эпизодах истребители играют роль штурмовиков и наносят бомбовые удары с предельно малых высот – 100 м. Известно, что все летчики оперативно-тактической авиации получают возможность ведения пушечного огня по наземной цели. Максимальная высота для применения АСП по наземной цели определена в 7000 м.

Обратим внимание на то, что именно научные сотрудники ОУ ВВС Пакистана разработали эпизоды воздушных боев между истребителями JF-17 и F-16, что в последствии позволило пилотам одной из эскадрилий успешно провести соревновательные воздушные поединки в рамках учений «Анатолийский орел-2019» в Турции.

Благодаря аналитическим докладам начальника ОУ в адрес НШ ВВС Пакистана, учения High Mark проходят одновременно с учениями подразделений ПВО, СВ и ВМС. Известно, что армейские «защитники неба» отражают условные налеты авиации на базовые лагеря, колонны техники на марше и другие объекты системы обороны в районах ключевых городов и стратегических объектов. В свою очередь, экипажи надводных кораблей ВМС Пакистана должны за минимальное время выйти из пунктов базирования и развернуть рубеж ПВО для отражения внезапного массированного авиационного налета с разных направлений в северных районах Аравийского моря.

Особое внимание уделяется воздушному прикрытию объектов стратегических ядерных сил. Сценарии участия подразделений ракетно-ядерного щита Пакистана согласуют с представителями Командования Ядерных Сил ВС, которые присутствуют на боевых постах командных пунктов авиационных баз в Кашмире, Лахоре, Пешаваре.

Кроме указанных учений преподаватели и инструкторы ОУ ВВС Пакистана исполняют обязанности контролеров на таких мероприятиях учебного цикла, как Saffron Bandit (учения продолжительностью 4,5 месяца), Sher Afgan (соревнования среди летчиков истребителей) и Inter Squadron Armament Competition (соревнования среди эскадрилий истребителей). Лучшему пилоту истребителя – летчику-снайперу вручается  кубок Sher Afgan.

В отношении последнего мероприятия известно, что для участия в нем каждая эскадрилья оперативно-тактической авиации направляет по четыре своих лучших летчика, которые на протяжении 15 суток самостоятельно либо согласованно осуществляют планирование оперативных действий, контролируют подготовку летательного аппарата к вылету и выполняют поставленные задачи по одиночке, парами или четверками.

Основная цель Inter Squadron Armament Competition — повышение квалификации пилотов истребителей. Основными элементами данного мероприятия являются:

– затяжные  воздушные бои с превосходящими силами противника (проверка на психологическую выносливость при постоянных/нарастающих угрозах);

– разведка линии ПВО вероятного противника;

– прорыв линии ПВО на минимальной высоте;

– уничтожение объектов ПВО вероятного противника;

– уклонение от радиоэлектронных помех;

– удары по наземным целям с применением неуправляемых и высокоточных корректируемых авиационных боеприпасов, в том числе управляемых ракет класса «воздух-земля»;

– обнаружение и перехват разведывательных беспилотных летательных аппаратов.

В рамках данного мероприятия, как и в рамках других масштабных учений преподаватели ОУ ВВС Пакистана предусматривают один день на показательные полеты с применением АСП по целям на мишенном поле с имитацией тактической обстановки. Данное решение обусловлено необходимостью продемонстрировать иностранным военным атташе и делегациям уровень подготовки летчиков и эффективность применения АСП.

Военный Колледж ВВС Пакистана

Третьим вузом в системе ВВС Пакистана является Военный Колледж (расположен АвБ «Фейсал» г. Карачи) – учебное заведение, осуществляющее подготовку командиров и начальников штабов авиационных соединений, офицеров региональных Командований, Главного штаба ВВС, командиров авиационных баз. Кроме того, подготовку в ВК проходят офицеры подразделений ПВО, Сухопутных войск и Военно-морских сил. Подготовка слушателей осуществляется по двум программам: «Воздушные операции» и «Старшие командиры и начальники штаба(ов)». Кроме того, ВК ВВС Пакистана взаимодействует с Университетом национальной обороны в рамках других учебных программ и научно-исследовательских работ.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что система подготовки специалистов ВВС Пакистана включает все необходимые этапы, высокие требования учебных программ обуславливают  определенный процент отчислений с разных курсов и подготовительных программ, что, конечно негативно сказывается на дальнейшем карьерном росте офицера ВВС Пакистана.

44.08MB | MySQL:92 | 1,075sec