О деятельности зарубежных средств массовой информации в Турции. Часть 2

Мы начали рассмотрение деятельности зарубежных средств массовой информации, действующих на территории Турецкой Республики и осуществляющих трансляцию своего контента на турецком языке, имея в качестве своей целевой аудитории турецких граждан. Наше рассмотрение основано на Отчете SETAV (Фонда политических, экономических и социальных исследований – самый крупный мозговой центр страны – В.К.), озаглавленном «Турецкие ответвления международных средств массовой информации».

Напомним, что мы остановились на деятельности ВВС на территории Турции, которую турки оценивают, мягко говоря, неоднозначно. Во всяком случае, невзирая на декларации о том, что это медиакорпорация является нейтральной в своем освещении происходящих событий, турки у ВВС усмотрели ангажированность – в пользу турецкой оппозиции и в пику действующему руководству страны, в частности, президенту Реджепу Тайипу Эрдогану.

От отношения к событиям на площади Таксим и в парке Гези, а также к попытке военного переворота в стране (тут, на Западе, в целом, наблюдается единодушие – говорим, некоторым образом, забегая вперед – В.К.), перейдем тому, как ВВС пишет о различных турецких мегапроектах. Говоря «мегапроекты», подразумеваем реализацию различных крупных инфраструктурных проектов, которые, в последние годы, стали турецкой визитной карточкой.

Итак, как же оценивает ВВС эти турецкие инициативы, которые, серьезным образом, преобразили облик страны.

Здесь Отчет SETAV приводит, в качестве примера, два крупных проекта последних лет – третий мост через Босфор (мост султана Селима Явуза — В.К.) и новый стамбульский аэропорт, который был построен на европейской части города с целью заместить собой аэропорт имени М.К. Ататюрка.

Как указывают авторы Отчета, третий мост нашел не слишком большое и, в целом, нейтральное освещение со стороны британцев. Зато новый аэропорт стал мишенью для критических комментариев со стороны ВВС.

Речь идет о том, что вокруг строительства, внутри страны, было, и правда, немало дебатов. А ВВС, как раз, освещением этой стороны вопроса и занималось. Здесь авторы Отчета ссылаются на публикацию, которая, в частности, сопровождается следующими выражениями: «Торги по (третьему) аэропорту и раньше становились поводом для споров. Имя этого проекта звучало в ходе операции о коррупции и взятках 17 декабря» (речь идет о серии скандалов 2013 года с участием высших должностных лиц Турции, когда достоянием общественности стали множественные аудиозаписи, указывающие на то, что эти руководители являются участниками различных, мягко говоря, сомнительных схем – В.К.).

Также издание говорило о различных протестах со стороны рабочих, которые имели место накануне открытия объекта. Которые (протесты), разумеется, увенчались задержаниями рабочего класса, желавшего лучших условий своего труда.

Кроме того, ВВС обильно цитировало Палату архитекторов Турции (одно из самых шумных, скандальных и активных по части открытия различных судебных дел против турецкого государства ведомств – В.К.). Палата архитекторов Турции выступала в качестве одного из самых непримиримых оппонентов проекта, указывая, в частности, на то, что площадка для строительства выбрана изначально крайне неудачно. В числе множества природоохранных претензий, Палата архитекторов говорила о той массовой вырубке деревьев, которая потребовалась для того, чтобы расчистить площадку под будущий аэропорт. Ну, а, соответственно, ВВС пристально следило за противостоянием между властью, инициировавшей этот мегапроект, и оппозицией. Впрочем, расстановка сил и предстоящий результат были изначально понятны и предопределены.

Вот буквально кричащий заголовок публикации ВВС от 2 октября 2018 года, посвященной третьему аэропорту в Стамбуле (получившему «оригинальное» имя «Стамбульский аэропорт» — В.К.): «Рабочие нового стамбульского аэропорта: строительная площадка – как тюрьма под открытым небом».

В результате, авторы Отчета делают вывод о том, что ВВС, говоря о крупных турецких строительных проектах, не освещает все их грани, а на первый план выводить критику и негативную информацию, которая, чаще всего, не имеет под собой оснований.

Ещё одна тема, которая стала в Турции большим информационным поводом – это, как её обозначили составители Отчета, «экономические колебания в Турции» (здесь, авторы, очевидным образом, также как и турецкое руководство избегают называть произошедшее летом – осенью 2018 года полноценным экономическим кризисом, а используют, вместо этого, куда как более округлые эпитеты – В.К.).

Как указывают составители Отчета, говоря об экономических колебаниях в Турции, обозреватели ВВС дают предысторию конфликта между руководствами США и Турции, возникшего из-за задержания в Турции американского проповедника Э.Брансона. ВВС обильно процитировало, на страницах своих ресурсов, обе конфликтующие стороны. При освещении первопричин колебаний курса турецкой национальной валюты, обозреватели ВВС уклонились от того, чтобы упоминать негативный вклад в произошедшее со стороны США. А, в первую очередь, ВВС говорили о том, что курсовые колебания являются предвестниками экономического кризиса в стране.

Вот заголовки на страницах ВВС тех дней. 11 августа 2018 года выходит материал под заголовком «Эрдоган: дело не в долларе или в евро, это – пули, ракеты экономической войны». Статья от 14 августа озаглавлена: «Падение лиры в английской прессе: кризис может вызвать эффект домино». Опять же, английская пресса, по сути, обвинила в падении турецкой лиры лично президента Турции Р.Т. Эрдогана. Оценки причин экономической ситуации в Турции были далеки от официальной турецкой трактовки об экономической войне, развязанной против Турции со стороны США. В качестве подоплеки было показано иное – а, именно, ошибки турецкого руководства, которые и привели к такой непростой для Турции ситуации.

Говоря о кадровом составе ВВС, работающем по Турции, авторы отмечают, что в составе медиакорпорации нет ни авторов, ни редакторов, зато есть корреспонденты. Далее в Отчете SETAV перечисляются некоторые имена, которые, так или иначе, пишут про Турцию. В их числе упоминаются (пишем имена латиницей): Mark Lowen, Fundanun Ozturk, Ere Oc, Aynur Toraman, Onur Erem, Ozge Ozdemir, Irem Koker, Oyku Altintas, Berza Sismek, Murat Nisancioglu, Yusuf Ozkan, Ayse Sayin, Selin Girit, Aylin Yazan, Osman Kaytazoglu, Enis Senerdem, Ebru Dogan, Zeynep Erdim, Goktay Koraltan, Cagil Kasapoglu, Mahmut Hamsici, Alper Balli, Ece Goksedef, Hatice Kamer, Neyran Elden, Ovgu Pinar, Ege Tatlici.

Также упоминаются те люди, которые «вносят свой вклад» в работу ВВС на турецком направлении. Под «вкладом» подразумевается нерегулярное, время от времени, написание каких-либо материалов без того, чтобы считаться штатным обозревателем корпорации. В числе «контрибьюторов» упоминаются: Serkan Demirtas, Mahfi Egilmez, Ergin Yildizoglu, Fehim Tastekin.

Итак, как мы видим, у ВВС на турецком направлении трудится достаточно большая бригада корреспондентов, передающих информацию в центральный офис в Лондоне. Надо ли говорить о том, какой объем контента может создавать такое количество квалифицированных людей. По каждому из них Отчет опубликовал биографию, а также проанализировал публикации, касающиеся основных для Турции тем. Тем самым, Отчет определил профиль и потенциал каждого корреспондента ВВС в Турции. Еще один интересный момент: в отчете перечисляются предыдущие места работы всех корреспондентов ВВС. Таким образом, на специальной графической диаграмме строится «облако» тех СМИ, куда, чисто теоретически, могут «дотянуться» в своей деятельности ВВС.

Давая общую оценку деятельности ВВС в Турции, Отчет SETAV говорит о том, что ВВС на турецком направлении, заметным образом, отклоняются от ими же самими продекларированной политики. Последняя, помимо целого набора журналистских принципов, подразумевает нейтральность и плюрализм мнений. И здесь Отчет упрекает ВВС в том, что при освещении важных в жизни Турции событий, включая попытку военного переворота в ночь с 15 на 16 июля 2016 года, медиакорпорация занимает вполне однозначную прооппозиционную позицию и использует достаточно недвусмысленный язык. То же самое касается и целого ряда других вопросов, в числе которых: борьба с террористической Рабочей партией Курдистана и т.д. По отношению к президенту Турции Р.Т.Эрдогану ВВС использует целый набор эпитетов, включая такие, как «диктатор». В отношении сирийской темы, к действиям турецкой стороны, применяются такие эпитеты, как «оккупация».

От ВВС из Великобритании переходим к немецкому Deutsche Welle.

Сразу скажем, что это издание снискало себе вполне определенную репутацию не только в Турции, но и в России. Уровень их журналистики и работы, в лучшем случае, подходит для бульварной желтой прессы, а не для тиражного и популярного издания, на роль которого они, вроде как, пытаются претендовать. Тем более, когда речь идет о немецком издании, всегда рассчитываешь на холодный отстраненный профессионализм, о чем здесь не идет и речи.

Итак, какой увидел деятельность Deutsche Welle в Турции Отчет SETAV? Опять же, опускаем историю возникновения издания и вехи их творческого пути, а сразу переходим ко дню сегодняшнему и, особенно, в том, что касается непосредственно Турецкой Республики. Единственное, что следует отметить – это тот комментарий турок, что, невзирая на статус независимого общественного агентства, который был получен DW в 1960-х годах, и, несмотря на продекларированный ими принцип независимости и неангажированности, DW никогда не отказывалась от лоббирования и формирования общественного мнения в пользу Германии.

Свое вещание, на телевидении, на радио и в Интернете, DW осуществляет приблизительно на 30-ти языках. Кроме того, число местных партнеров медиакорпорации как внутри Германии, так и за рубежом, оценивается приблизительно в 5 тысяч. На издание работают около 1500 человек, а также приблизительно ещё столько же насчитывается в статусе «фрилансеров». Финансирование DW осуществляется из федеральных налоговых сборов.

Публикация контента на турецком языке была начата DW в 1962-м году. Деятельность немецкой медиакорпорации подразумевала установление тесных контактов с местными, турецкими СМИ. В их числе – такие, как, к примеру, TRT и NTV. Приблизительно с 2010-х годов парадигма изменилась: DW перестали ограничиваться публикацией на турецком языке лишь материалов, касающихся только Германии. В их контент вошли темы, связанные с Турцией, а также материалы с теми вопросами, которые могли бы интересовать турецкую аудиторию.

При этом издание сразу определило свою целевую аудиторию (ЦА) в Турции. В нее вошли лица, принимающие в Турции решения, а также образованный слой населения. Как мы видим, ЦА DW в Турции была заявлена достаточно узко. В числе партнёров DW в Турции, Отчет SETAV упоминает: CNN Turk, NTV, Mynet, haberler.com, izlesene.com и Bundle.

Важным направлением деятельности DW является не только предоставление новостей, но и популяризация немецкого языка. Делается это через предоставление возможностей по его изучению, на Интернет-портале издания.

В 2012 года произошла реорганизация DW в части, осуществляющей вещание на Турцию и на турецкую аудиторию. В частности, изменился их логотип, а также резко возросло число передач, куда приглашаются гости для дискуссий и для комментариев. На фоне того, как в целом ряде других стран присутствие DW снижалось, на турецком направлении немецкая медиакорпорация, напротив, активизировала свою деятельность.

Впрочем, это является для немцев абсолютно логичным с учетом как роли Турецкой Республики в регионе, переживающем большие изменения и волнения, так и многомиллионной турецкой диаспоры, проживающей в Германии. Понятно, что турки, проживающие в Германии, также, в определенной своей части, являются целевой аудиторией DW. В этой связи, стоит отметить, что при найме на работу в немецкую медиакорпорацию существенно выросла роль знания не только немецкого и английского языков, но уже и турецкого языка.

Теперь перейдем от общего к частному. Отчет SETAV проанализировал то, как DW реагировали на критические для Турции события.

Разумеется, первой в этом ряду стоит попытка военного переворота в ночь с 15 на 16 июля 2016 года.

Как же отреагировала на это событие немецкая медиакорпорация? Наряду с констатацией тех событий, которые происходили тем летом, немецкое издание сделало и целый ряд важных комментариев.

Одним из них стал тезис о том, что в результате попытки переворота президент Турции Р.Т.Эрдоган лишь только укрепил свою власть. Иными словами, переворот «пошел на пользу» турецкому руководству. Также издание писало о том, что (массовые) задержания ставят под угрозу существование правового государства. В противоположность этому, немецкая медиакорпорация мало говорила о том, какая цель преследовалась переворотчиками и о них самих – то есть, о так называемой «террористической организации» Фетхуллаха Гюлена или FETO. Вот какие заголовки DW, в качестве примера, приводит Отчет SETAV: «Эрдоган: в погоне за единоличной властью» (18 июля 2016 года; заметим, что после попытки переворота прошло менее трех суток, а немецкое издание уже сделало свой вывод о намерениях турецкой власти; ещё даже не был введен режим чрезвычайного положения – он был объявлен 21 июля 2016 года – В.К.). Ещё один заголовок: «Комментарий: Турция – на пути исламского диктата» (опубликовано 19 июля 2016 года — В.К.).

Следующим «пунктом программы» является освещение со стороны DW борьбы турецкого руководства и силовиков с Рабочей партией Курдистана. Эта борьба была провозглашена DW в качестве «внутренней (гражданской – В.К.) войны» в Турции. При этом издание писало о том, что граждане Турции не поддерживают операции Вооруженных сил страны, которые проводятся в городах.

Здесь Отчет SETAV вновь приводит различные заголовки DW. Применительно к операциям ВС Турции приводятся различные фотографии разгромленных улиц под общим заголовком «То, что происходит – это гражданская война» (дата публикации 29 декабря 2015 года — В.К.). Или, допустим, «Мы – гибнем» — публикация по следам событий в Диярбакыре, которая также была опубликована 29 декабря 2015 года.

Говоря о «Силах народной самообороны» (СНС) и о Рабочей партии Курдистана (РПК) издание DW явно избегает использования эпитета «террористы». На место этого слова подставляются куда как более нейтральные выражения («силы», «молодежь», «активисты» и проч. — В.К.).

Вот – один из характерных заголовков материалов, опубликованных со стороны DW: «Кто эти молодые активисты?» (публикация от 27 сентября 2015 года — В.К.). Также издание заняло стандартную для Европы позицию, касающуюся задержаний депутатов прокурдской Партии демократии народов, чьи связи с Рабочей партией Курдистана были установлены турецкими правоохранительными органами. Здесь издание перепечатывало позицию по данному вопросу со стороны ЕС: заголовки были из серии – «ЕС: мы испытываем глубокую обеспокоенность» (4 ноября 2016-го года — В.К.). Иными словами, как указывается в Отчете SETAV, немецкое издание не поддержало борьбу турецких ВС с организацией РПК, которая в ряде стран признана террористической.

52.22MB | MySQL:103 | 0,522sec