О новой наступательной стратегии руководства ПНА

Согласно сообщению, появившемуся в обычно хорошо информированном израильском аналитическом интернет-сайте Debks, специализирующемся по ближневосточной политики, глава Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас (Абу Мазен) и премьер-министр ПНА Мухаммед Штайе начали 4 августа проводить инструктаж правительственных чиновников ПНА, руководителей служб безопасности ПНА и губернаторов округов и мэров городов ПНА относительно шагов, которые уже начали осуществляться правительством ПНА против Израиля. Создается впечатление, что конечная цель этих шагов – де факто поэтапная отмена Норвежских соглашений, подписанных между Израилем и ООП в 1993-1994 гг., которые в частности стали и до сих пор остаются единственной юридической основой создания и функционирования ПНА. Судя по опубликованной информации, на первом этапе власти ПНА прекращают признавать установленное Норвежскими соглашениями деление территорий Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией) на зоны А, находящиеся под полным контролем ПНА; зоны В, находящиеся под гражданским управлением ПНА и военным контролем Израиля, и зоны С, находящиеся под полным контролем Израиля.

Отныне ПНА намерено рассматривать себя в качестве ответственной за всё происходящее во всех этих зонах. При этом сразу же следует сделать оговорку, что в зонах С сосредоточено все еврейское население Иудеи и Самарии, численность которого составляет на сегодняшний день около полумиллиона человек. Власти ПНА не имеют никаких возможностей как бы то ни было управлять их жизнью. Евреи Иудеи и Самарии являются гражданами Государства Израиль и проживают в отдельных населенных пунктах, управляемых целиком и полностью по израильским законам. Нет сомнения в том, что любая попытка властных структур ПНА, включая ее вооруженные формирования, навязать свою власть еврейским жителями будет тут же жестко пресечена.

Поэтому речь идет исключительно об арабском населении, которое является в зонах С меньшинством. Собственно, помимо территории еврейских поселений и израильских военных баз, к зонам С отнесены ведущие к еврейским поселениям дороги, а также незаселенные пустынные местности. Власти ПНА уже давно поставили своей задачей «ползучую аннексию» зон С за счет переселения туда жителей зон А и В и массированного арабского строительства вдоль дорог, ведущих в еврейские поселения, в непосредственной близости от еврейских поселений и в заповедниках, где вообще нет постоянного населения. Таким образом, предполагается создать арабское большинство в зонах С и в конечном счете включить их в состав гипотетического арабского палестинского государства. Израильские власти оказывали сопротивление этой политике ПНА главным образом путем ограничения выдачи арабам разрешений на строительство в зонах С, однако, не сформулировав упорядоченной политики в этом отношении, они добились лишь частичного успеха. Незаконное арабское строительство в зонах С – широко распространенное явление.

Нельзя не признать, что установление контроля де факто хотя бы над частью зон С – жизненно необходимо для ПНА, если она хочет когда-либо превратиться в независимое государство. Зоны А и В представляют собой изолированные анклавы внутри зон С, поэтому даже если Израиль согласится на провозглашение в этих зонах независимого палестинского арабского государства, о полной независимости речь идти не может.

Карта зон А, В и С, согласно Норвежским соглашениям. В секторе Газа, ныне целиком находящемся под контролем ХАМАСа, зоны С были ликвидированы летом 2005 года в результате эвакуации еврейских поселений и вывода сил ЦАХАЛа.

Согласно новым распоряжениям, изданным властями ПНА, арабы Иудеи и Самарии больше не должны обращаться к израильской Гражданской администрации для получения разрешений на разного рода действия в зонах С. В частности, власти ПНА объявили 30 тысячам арабских семей, получившим в прошлом отказ от Гражданской администрации (структурное подразделение ЦАХАЛа, отвечающее за управление гражданской жизнью на контролируемых Израилем территориях Иудеи и Самарии, в частности за выдачу разрешений на строительство в зонах С как арабам, так и евреям) о выдаче им разрешений на строительство в зонах С. Согласно утверждению властей ПНА, отныне запрет израильских властей больше не имеет законной силы, и упомянутые арабские семьи могут начать реализовать свои планы строительства. Не ограничившись декларациями, власти ПНА предоставляют в распоряжение любой арабской семьи, которая начнет строить в одной из зон С, специальные денежные подарки и беспроцентные ссуды, которые помогут ей финансировать строительство Согласно информации интернет-сайта Debka, как минимум, часть выделяемых властями ПНА на эти цели денежных сумм поступили в их распоряжение из различных источников в Европейском союзе, который, как известно, продолжает отстаивать идею создания независимого палестинского арабского государства на всей территории Иудеи, Самарии и сектора Газа со столицей в Восточном Иерусалиме, аннексированном Государством Израиль сразу же после Шестидневной войны 1967 года.

Можно с большой степенью уверенности предположить, что уже в скором времени, как только в зонах С станут заметны первые признаки массированного (и незаконного с точки зрения Израиля) арабского строительства, это вызовет негодование среди еврейских поселенцев, в результате чего – в нынешних условиях, когда до досрочных выборов в Кнессет осталось всего полтора месяца, на правящую партию Ликуд, возглавляемую премьер-министром Биньямином Нетаньяху, начнет оказываться сильнейшее давление справа с требованием немедленно предпринять все необходимые шаги, включая применение силы (то есть немедленный снос незаконно возведенных арабами зданий), для того чтобы пресечь данную инициативу властей ПНА. Конкретно давление будет исходить от возглавляемого Аелет Шакед блока «Объединенные правые» (ОП), который рассматривается Ликудом в качестве естественного союзника и партнера по правящей коалиции, и со стороны возглавляемой депутатом Кнессета Авигдором Либерманом партии «Наш дом – Израиль» (НДИ), которая вступила в острейший конфликт с Ликудом, была объявлена ликудовскими пропагандистами частью левого лагеря, однако продолжает оставаться правой партией.

Если Ликуд не пойдет навстречу требованиям поселенцев и их сторонников, это может угрожать ему серьезным электоральным провалом в сентябре. Если же (что гораздо более вероятно) он начнет активно пресекать незаконную строительную активность стимулируемых властями ПНА арабов в зонах С, это, естественно, вызовет негодование арабов – как ПНА, так и израильских арабских партий, но что более важно – протесты со стороны израильских левых партий Аводы во главе с депутатом Кнессета Амиром Перецом, «Демократический лагерь» во главе с Ницаном Горовицем и даже со стороны центристского блока «Бело-голубые», возглавляемого депутатом Кнессета Бени (Биньямином) Ганцем, которые рассчитывают на голоса арабских избирателей.

Сейчас, во время избирательной кампании, когда одним из наиболее обсуждаемых вопросов в израильском политическом дискурсе является распространение израильского суверенитета на зоны С (эта идея наиболее активно пропагандируется ОП, но имеет широкую поддержку также в Ликуде и в НДИ), успешная попытка интенсификации ползучей аннексии этих зон ПНА путем массированного арабского строительства может стать для нее последней возможностью добиться какого-либо политического успеха.  Похоже, что принятое на прошлой неделе израильским узким кабинетом министров (именуется также министерской комиссией) по иностранным делам и безопасности по инициативе премьер-министра Биньямина Нетаньяху решение дать арабам разрешения на строительство 700 единиц жилья в зонах С (при это декларировалось, что разрешения на строительство будут выдаваться только арабам, проживавшим в зонах С до 1994 года), имела своей целью торпедировать данный демарш властей ПНА и перехватить инициативу. Однако может отказаться, что это израильская инициатива была предпринята слишком поздно, и открытый конфликт с ПНА и со стоящим за ее спиной ЕС по поводу строительства в зонах С приближается.

52.31MB | MySQL:108 | 0,605sec