Межведомственная разведка Пакистана – щит и меч официального Исламабада. Часть 1

Наличие и успешное функционирование специальных служб является определяющим фактором в процессе обеспечения территориальной целостности, неприкосновенности государственных границ и целостности государственного строя в любом государстве и в любом регионе. Обозреватели китайских военно-политических изданий внимательно наблюдают за деятельностью такой эффективной специальной службы как Межведомственная Разведка (МР) Пакистана, которая обладает минимальным финансированием в сравнении с аналогичными организациями ведущих мировых держав, но при этом располагает достаточно широкой сетью информаторов по всему миру – по разным оценкам от 10000 до 30000 человек.

По данным из открытых источников известно, что Межведомственная Разведка (МР) Пакистана была сформирована 14 июля (или 1 января) 1948 г. на основе Разведывательного управления ВС Пакистана и Службы национальной разведки Пакистана при содействии специалистов Центрального разведывательного управления США и Военной разведки Великобритании (MI6).

 

Исторический аспект

Как отмечают западные и китайские обозреватели служба Межведомственной разведки Пакистана пережила первый подъем после государственного переворота, организованного командующим ВС Пакистана генералом Айюб Ханом, который в результате стал президентом и по его решению служба МР получила право заниматься разведкой внутренней политической обстановки в государстве. Некоторые специалисты полагают, что именно с этого момента руководство МР стало напрямую подчиняться руководителю государства.

По приказу Аюб Хана оперативники МР приступили к выявлению сепаратистских организаций, состоящих из представителей разных национальностей. Особое внимание было уделено работе с пуштунами, белуджами, сидхами и бенгальцами. Такая работа была обусловлена тем, что без единства между национальностями невозможно существование Пакистана как многонационального и многоконфессионального государства в условиях жесткого давления со стороны Индии.

Вторым позитивным моментом в истории МР стали победы в войсковых операциях против ВС Индии в 1964-1965 гг., однако серьезное поражение в 1971 г. и потеря Восточного Пакистана ( в настоящее время Бангладеш) стали поводом для критики со стороны высшего военного командования – а именно генерала Мухаммеда Зия-уль-Хака, который пришел к власти в результате военного переворота в 1977 г.

 

Именно Мухаммед Зия-уль-Хак лично контролировал ход операции «Циклон», в рамках которой МР выступала в качестве связующего элемента между моджахедами в Афганистане и ЦРУ США. Подсчеты показывают, что за 10 лет вооруженного противостояния американская спецслужба затратила около 630 млн долл. США (самая дорогостоящая операция ЦРУ в XX веке) на поставки оружия (более 10000 тонн ежегодно), подготовку моджахедов и их транспортировку.

Кроме того, часть средств была затрачена на строительство духовных семинарий – медресе, в которых проходила идеологическая «обработка» молодых людей и формирование из них «воинов Аллаха». Следует отметить, что финансовую помощь от ЦРУ распределяли именно сотрудники МР Пакистана – именно это обстоятельство позволило пакистанским разведчикам улучшить свое положение.

Многие специалисты признают, что война в Афганистане позволила пакистанским разведчикам и контрразведчикам получить бесценный опыт проведения специальных операций в боевых условиях, который пригодился в процессе обеспечения программы по созданию ракетно-ядерного щита Пакистана. В этом аспекте сотрудникам МР приходилось противостоять совместным усилиям спецслужб Индии и Израиля.

Известно, что пакистанские контрразведчики многократно меняли места расположения опытных лабораторий, тщательно маскировали их и даже привлекали для этих операций подразделения военно-транспортной авиации национальных ВВС. Именно благодаря усилиям сотрудников МР стали возможными поставки необходимых комплектующих и сырья из иностранных государств.

 

Критические замечания в отношении МР

Большинство негативных оценок деятельности МР Пакистана связано с двумя аспектами деятельности, а именно:

– политической разведкой, осуществляемой в отношении политических партий, движений и их руководителей для последующей манипуляции;

– взаимодействием с террористическими организациями в сопредельном Афганистане.

Первый аспект обусловлен тем, что МР Пакистана хоть и призвана обеспечивать конституционный строй в стране, однако зачастую задачи, поставленные руководителями приводят к тому, что сотрудники МР нарушают все писанные нормативные правовые акты. Именно руководители управлений или заместитель начальника, а в некоторых случаях начальник МР  курируют мероприятия, связанные с внедрением агентов в ряды оппозиционных политических сил.

Известны случаи непосредственного участия высокопоставленных офицеров МР в переговорах с оппозиционерами и участниками политических манифестаций. Некоторые обозреватели полагают, что руководители МР даже санкционировали «политические убийства».

Второй аспект обусловлен тем, что в период с 1979 по 1989 гг. МР Пакистана принимала самое активное участие в операции «Циклон», которую ЦРУ США проводили против ограниченного контингента войск ВС СССР в Афганистане. По признанию бывших высокопоставленных сотрудников МР вывод советских войск был настолько неожиданным, что пакистанские кураторы афганских моджахедов даже не поняли суть происходящего.

За 10 лет вооруженного конфликта пакистанские разведчики организовали восемь опорных центров, благодаря которым осуществляли первичную обработку оперативной информации. Следует отметить, что официальный Исламабад всегда отрицал участие и, соответственно, потери среди сотрудников МР в вооруженном конфликте в Афганистане

В дополнение к вышесказанному отметим, что моджахеды, подготовленные в Пакистане, стали резервом МР в сложной геополитической игре. Подконтрольные отряды исламистов позволяют противостоять расширению зоны влияния официальных Тегерана и Нью-Дели в Афганистане.

Кроме того, руководство дружественного движения «Талибан» проявило гибкость после ввода большей части контингента США в Афганистан и вполне адекватно восприняло «двойную работу» МР, а именно одновременные поставки оружия для отрядов движения «Талибан» и содействие американским военным при проведении некоторых операций.

Китайские и западные специалисты отмечают, что образ «государства в государстве» или «тайной власти» вокруг МР, который был создан благодаря позиции премьер-министра Беназир Бхутто, активно используют и поддерживают специальные службы Индии, которые ведут активную работу на территории Пакистана. Периодически контрразведчики МР проводят успешные операции по обнаружению кадровых сотрудников индийской спецслужбы RAW в Белуджистане и Кашмире, также выявляют агентов индийской разведки в банковских учреждениях и других частных коммерческих организациях Пакистана.

Кроме того, сотрудники МР довольно активно проводят вербовочные операции среди сотрудников зарубежных представительств МИД Индии (а также членов семей дипломатов) и используют подобных агентов для добывания информации при помощи личного наблюдения или подслушивания, а также через размещаемые внутри дипломатических представительств технические средства.

53.44MB | MySQL:103 | 0,466sec