Ливия: размышления о недавних действиях ВВС ЛНА под Мурзуком

7 августа представители чадской оппозиции объявили о гибели ряда своих членов, спустя несколько часов после того, как 5 августа, силы ЛНА, участвующие в операции «Достоинство»  сообщили о воздушном нападении на позиции, занятые отрядами чадской оппозиции в южноливийском городе Мурзук.

Лидер чадской оппозиции, Ибрагим бен Омар, через свои официальные аккаунты в социальных сетях, размещенные на сайтах «218» и «Ог», подтвердил нападение ЛНА, и опубликовал список из 32 имен, указав, «что они являются гражданскими лицами», признав, тем самым, факт присутствия представителей чадской оппозиции в границах ливийской территории.

Признания лидера «наемников Чада», совпали по времени с заявлением бригадного генерала Халида аль-Маджуба, начальника департамента моральной ориентации штаба операции «Достоинство» касательно факта нанесения ВВС ЛНА удара по пяти позициям «банд Чада» в городе Мурзук, в котором тот подчеркнул, что эти удары «достигли прямых и значительных успехов».

Начальник департамент моральной ориентации и, по совместительству, начальник медиа-центра оперативного штаба операции «Достоинство», бригадный генерал Халид Аль-Маджуб, комментируя действия ВВС ЛНА связал присутствие отрядов чадской оппозиции на территории Ливии ни с чем иным, как с прямым следствием  сотрудничества между ними и … «Братьями –мусульманами» с целью  «разжечь беспорядок и спровоцировать мятеж в городе Мурзук».

В заявлениях для газеты «Аль-Иттихад», сделанных в четверг, 8 августа, Х.аль-Маджуб так прокомментировал произошедшее: ряд чадских наемников совершил нападения на народ Мурзука, указав, что наемники сотрудничестве с «Братьями-мусульманами» и их террористическими ополченцами, стремятся создать путаницу, чтобы помешать «операции ливийской армии по освобождению Триполи».

Пояснил он и цели недавнего воздушного удара по Мисурате

Военно-воздушные силы ЛНА нанесли удар по турецкому самолету, загруженному оружием и боеприпасами, для «террористических формирований в городе Мисурата», — заявил Х.аль-Маджуб в своем интервью газете «Аль-Айн Ньюс» 6 августа.

«Оружие, которое нес турецкий самолет, включало многоцелевые ракеты, целью были также и беспилотники,  но наиболее важной целью являлся загруженный  оружием и боеприпасами грузовой самолет Ил-76, прибывший из Анкары на взлетно-посадочную полосу воздушного колледжа в Мисурате».

Со своей стороны, представители ПНС, признаваемого международным сообществом, осудили воздушную бомбардировку города Мурзук, имевшую место вечером, в воскресенье силами Х.Хафтара, заявив, что «те нанесли удар по жилому району Аль-Калаа, в результате чего десятки погибших и раненых мирных жителей».

В заявлении силы Х.Хафтара называются «полностью ответственными за эту агрессию, а также за все нападения и нарушения, которые произошли в городе в предыдущие периоды» и содержится призыв к Миссии Организации Объединенных Наций и международному сообществу расследовать преступления, совершенные этими силами в Мурзуке, с тем, чтобы виновные в них были привлечены к ответственности.

В конце документа содержится призыв к старейшинам региона обратиться к разуму и обратить внимание на цель сил  Х.Хафтара, разжечь беспорядки и конфликты между социальными компонентами города и упустить посредством  «этих отвратительных попыток  возможность  сохранить единство гражданского мира».

Попробуем разобраться с причинами таких действий ВВС ЛНА. В истории с Мисуратой все ясно. «Турецкий», по сути, украинский «Ил-76», так ловко подловленный сразу после посадки, пока не разгрузился, горел и взрывался так, что никаких сомнений в характере его груза быть не может.  Удачно спланированная и проведенная операция ЛНА, с хорошим разведывательным обеспечением.

Теперь, что собственно стоит за рейдом на Мурзук? И откуда там взялись чадские оппозиционные силы и кому они оппонируют?

Отметим, что Мурзук находится так далеко на юге, что все происходящее в нем, ну никак не может повлиять на происходящие у Триполи события. Это, с известной натяжкой может относится к Себхе, но никак ни к Мурзуку. Отметим, что, все нефтяные месторождения в том районе, прежде всего «Элефант» находятся под плотным контролем местных племенных ополчений. Да и вообще, ситуация в этом районе, по ливийским меркам, вполне стабильная. Так что, Триполи тут не при чем.

В феврале 2018 года «за нарушение общественного порядка и призывы к насилию» правительство Чада приостановило деятельность сразу 10 оппозиционных политических партий. Все они поддержали акции протеста, инициированные профсоюзами Чада (да, в этой стране богатые политические французские традиции – отсюда изобилие партий и профсоюзы, явление редкое для этой части Африки). Бессменный с 1990 года, президент Чада, Идрис Деби, кстати, активный участник чадско-ливийского конфликта, своими действиями, выполнял жесткие требования МВФ, настаивавшего на сокращении расходов, особенно зарплат и пенсий, а также на увеличении налогов.

Успев повоевать сначала против президента Г.Уэддея, в 1982 году, он в 1989 г. выступил против своего патрона Х.Хабре, и, в итоге, сверг последнего, в 1990 г., войдя во главе своих сторонников в Нджамену. Есть некоторые основания считать, что И.Деби, уроженец племени загава, с северо-восточных районов Чада, зоны традиционно сильного ливийского влияния, самым активным образом был связан с М.Каддафи.   Именно у него он нашел убежище в 1989 году, и именно он, придя к власти, поддерживал с Джамахирией тесные и дружественные отношения. В 2007 году Триполи выступил гарантом прекращения очередной гражданской войны в Чаде, когда в Сирте был подписан мир между противоборствующими сторонами. В ходе трагедии 2011 года через номинальную чадско-ливийскую границу шло снабжение Ливии отдельными видами материалов и оборудования, которого не хватало, в обратном направлении ушли многие сторонники Джамахирии после ее падения.

По нашей оценке, именно гибель Джамахирии разрушила баланс сил и интересов в Чаде, который соблюдался при М.Каддафи. После 2011 года некому было сдерживать амбиции И.Деби и утихомиривать оппозиционные ему партии. Начиная с 2012 года, в Чаде ширится вооруженное сопротивление режиму, в результате, весь север страны и юг Ливии постепенно заполнился вооруженными отрядами чадской оппозиции, их базами снабжения и лагерями. Значительная часть их, будучи в давних союзных отношениях с силами, сохранившими верность Джамахирии, приняла участие в боях с теми же мисуратскими отрядами у Себхи. Досталось и различным исламистам у Куфры. По мере того, как ливийский конфликт обретал нынешнюю форму, чадские отряды, кроме отдельных, действовавших, как простые наемники, находились на юге Ливии исключительно для отдыха, пополнения запасов и восстановления своих сил. Мурзук, с точки зрения удаленности его от Чада, представляет глубокий тыловой район, и вредить оттуда И.Деби никто не может. Также, как и не конфликтовали чадцы с силами Х.Хафтара. Ну, разве что, в отдельных эпизодах, опять же за деньги. Но это для сегодняшней Ливии обычное дело.

Если обратить внимание на две детали в заявлении Халида аль-Маджуба, а именно, на упоминание «Братьев–мусульман» и то, что СМИ, бравшие у него интервью, главным образом, египетские, мы предположим, что реальная цель удара ЛНА по Мурзуку не столько военная, сколько медийная. И политическая.

Не только ВВС Франции могут действовать так далеко в интересах поддержки И.Деби, но и ЛНА может громить гипотетических «Братьев–мусульман» в глубине Сахары (откуда бы им там взяться, но Египту – приятно, а Катару и Франции, что называется, наше «фу»). Что касается того, кого же разбомбили в действительности, то, по некоторым сведениям, атакованные позиции были заняты людьми, успевшими поссориться с влиятельными местными племенами, но те, в силу наличия в окрестностях других чадских групп, предпочли не переводить дело в плоскость конфликта «приезжих с местным населением», а попросили Бенгази об этой услуге. ЛНА в любом случае выигрывает: всем, без исключения, продемонстрирована «длинная рука», мол, дотянемся и до Мурзука, союзникам продекларировано уничтожение общих врагов, чадцам, включая и И.Деби, напомнили о возможности воздушных ударов, а многие чадцы, помнят ливийские бомбежки еще с 1980-х гг.

Этот эпизод, что бы ни стояло за его причинами и подробностями, свидетельствует о выводе, неоднократно озвученном на страницах сайта Института Ближнего Востока: единственным решением ливийского конфликта может быть восстановление единого центра власти с выводом за пределы страны всех сторонних игроков. Пока что, ни одна из основных сторон противостояния в Ливии не располагает для этого ни ресурсами, ни политической волей.

62.82MB | MySQL:102 | 0,518sec