Может ли суббота стать еженедельным выходным днем?

В середине мая с.г. саудовский Консультативный совет окончательно отклонил внесенное еще год тому назад предложение об изменении еженедельного выходного дня. Если сегодня конец рабочей недели в Саудовской Аравии совпадает со второй половиной четверга и пятницей, то внесенное в национальный парламент предложение предполагало, что новыми выходными днями в стране станут пятница и суббота. Внесшие это предложение депутаты-«технократы» оправдывали свою позицию экономической целесообразностью. Если в большинстве стране мира выходными днями являются суббота и воскресенье или воскресенье, то Саудовская Аравия с ее неполным рабочим днем в четверг и выходным в пятницу (что относится и к подавляющему большинству мусульманских стран) оказывается выведенной в течение по меньшей мере четырех дней в неделю из системы мирохозяйственных связей. Речь в этом случае, естественно, не шла о выборе какого-либо нового для страны выходного дня, им, безусловно, должна была оставаться пятница. Скорее, проблема касалась некоторого смягчения уже давно существующей и экономически ущербной ситуации.

Тем не менее, встретив открытое сопротивление внесенному предложению со стороны подавляющего большинства депутатов Консультативного совета, профильная комиссия парламента (ею была комиссия мусульманских дел и прав человека) приняла решение об его отклонении. Единственной мотивировкой этого шага стало то, что время для обсуждения предложения о переносе еженедельного выходного дня было «выбрано неудачно», — такого рода мотивировку, конечно же, не могли поколебать доводы о необходимости поддержания непрерывного характера внешнеэкономических контактов и соображения о потерях прибыли саудовскими промышленными предприятиями. Эти потери были названы «материальными» и, таким образом, не совместимыми с «высокими духовными ценностями религии» и необходимостью «их уважения и защиты». С другой стороны, если с момента поступления законодательного предложения, так и не обсуждавшегося парламентом, прошел год, то, согласно регламенту Консультативного совета, оно не может вноситься повторно. Итак, инцидент кажется окончательно исчерпанным.

Между тем сторонниками частичного изменения еженедельного выходного дня выступают не только саудовские предприниматели. Его могут активно лоббировать и сотрудники некоторых саудовских государственных учреждений. Так, один из них – бывший профессор Исламского университета в Медине, а ныне заведующий отделом Министерства внутренних дел и сотрудник департамента генеральной безопасности Абдель Рахман Аль-Кахтани в интервью, опубликованном 14 июня в лондонской газете «Аш-Шарк Аль-Аусат», подчеркнул, что «шариат не предусматривает каких-либо запретов в отношении изменения еженедельного нерабочего дня». Разумеется, отметил он, «пятница должна остаться выходным днем, поскольку это день молитвы и поклонения Богу», однако это вовсе не означает, что, «развивая связи с немусульманами, нужно всегда уклоняться от того полезного, что они предлагают, поскольку это полезное послужит добрым начинаниям в обществах мусульманских стран».

Вместе с тем Саудовская Аравия вовсе не единственная страна мусульманского мира, где ставится вопрос об изменении еженедельного выходного дня и где разгораются жаркие дискуссии в связи с этим вопросом. Если противники этого начинания, чаще всего представленные активистами апеллирующих к исламу партий и движений, заявляют о том, что это изменение сделает мусульман «подобными христианам и иудеям», лишив ислам его «специфики», то позиция официального корпуса религиозных законоучителей может отличаться определенной мягкостью.

Говоря об этом, «Аш-Шарк Аль-Аусат» все в том же номере от 14 июня сообщила, что, по мнению улемов каирского «Аль-Азхара», «определение некоторых дней недели в качестве выходных – прерогатива власти, а не источник религиозных суждений, поскольку все дни недели являются днями Господа». Это тем более «прерогатива власти, поскольку государство должно поддерживать непрерывность связи между принадлежащими ему институтами и предприятиями, с одной стороны, и внешним миром — с другой». Конечно, подчеркнул член Совета исламских исследований университета «Аль-Азхар» и бывший заместитель главы комиссии по религиозным делам египетского Национального собрания, «нет никакого сомнения в том, что Господь специально предназначил некоторые дни недели для молитв тех, кто исповедует Богооткровенные религии: пятницу для мусульман, субботу – для иудеев и воскресенье – для христиан». Таким образом, по его мнению, выбор «любого дня в качестве времени еженедельного отдыха в дополнение к пятнице допустим с религиозной точки зрения».

Эта точка зрения поддерживается и другим членом Совета исламских исследований университета «Аль-Азхар», шейхом Махмудом Ашуром. Да, разумеется, сказал он корреспонденту «Аш-Шарк Аль-Аусат», «пятница – официальный выходной мусульман, потому что в этот день мусульманин должен подготовить себя к пятничной молитве, к тому, чтобы услышать пятничную проповедь, ведь недаром некоторые называют пятницу мусульманским праздником — в этот день мусульмане встречаются в мечетях для совершения совместной пятничной молитвы». Но почему же, добавил шейх М. Ашур, «мусульмане не могут выбрать и другие дополнительные дни еженедельного отдыха, ведь их религия – ислам требует от них сотрудничать и поддерживать связи с миром, вовсе не отказываясь при этом от собственной религии». Поскольку, заметил он, «многие экономически важные институты и учреждения, например, банки, должны ежедневно контактировать с аналогичными институтами за пределами арабских и мусульманских стран, постольку они могут выбирать удобные дня них выходные дни, ислам же это только приветствует». Наконец, по словам шейха М. Ашура, «в условиях глобализации и взаимосвязей между делами различных государств мира мусульмане обязаны развивать узы взаимодействия и познания внешнего мира, сохраняя свою идентичность». Это, в частности, означает, что «выбор дополняющих пятницу дней еженедельного отдыха является не вопросом веры, а вопросом формальностей».

С другой стороны, как и в Саудовской Аравии, вопрос о внесении изменений в выбор еженедельных выходных дней вызвал серьезные дискуссии в кувейтском Национальном собрании. Эти дискуссии были связаны с тем, что в конце мая с.г. правительство Кувейта приняло решение об объявлении, начиная с 1 сентября, выходными днями в стране пятницы и субботы вместо четверга и пятницы. По требованию представителей кувейтских парламентских исламистских групп (в первую очередь, членов движения «Братья-мусульмане») правительство страны должно пересмотреть свое решение, поскольку оно не отвечает «принципам шариата» и, более того, «нарушает важнейшее требование ислама – мусульмане не могут быть похожи на иудеев и христиан».

Сторонники движения «Братья-мусульмане» в парламенте Кувейта настойчиво подчеркивают, что выбор субботы в качестве дополняющего пятницу еженедельного выходного дня «нарушает заповедь Пророка о невозможности следования законам и обычаям иудеев». По их мнению, выбор субботы означает «внедрение в жизнь учреждений и институтов иудейского праздника, противоречащего помыслам истинных мусульман».

Итак, политика, окрашиваемая в тона религиозной догмы. Эта политика может противоречить здравому смыслу, потребностям экономики и, наконец, естественному ходу вещей, задерживая страны на не отвечающем их нынешнему уровню этапе развития. Эта политика бесплодна, поскольку не предлагает каких-либо новых и действительно конструктивных альтернатив. Она бесплодна и потому, что ее делают далекие от профессионализма люди, игнорирующие в том числе и точку зрения настоящих законоучителей, представленных, в частности, улемами одного из крупнейших центров мусульманской учености – каирского университета «Аль-Азхар». Эта политика основывается на противостоянии реформаторским устремлениям саудовского «политического класса», а также на противостоянии правительству только потому, что члены кувейтской парламентской оппозиции пока еще лишены возможности войти в состав «политического класса» собственной страны. Впрочем, почему апелляция к исламу не может быть инструментом политического действия, если все та же апелляция к другим великим религиям современности уже стала им? Чем эта религиозная доктрина отличается от ее светских аналогов – идеи коммунизма, например, или либеральной мысли, давно и бесповоротно ставших орудием практики, необходимой для вхождения во власть?

52.28MB | MySQL:103 | 0,571sec