Официальным началом российско-марокканского сотрудничества можно считать 2002 год, ведь именно тогда по прибытии в Россию короля Марокко Мухаммеда VI лидеры двух стран подписали Декларацию о стратегическом партнерстве. Королевство Марокко является вторым по значимости торговым партнером России в Африке и арабских странах. Для Москвы Рабат на протяжении вот уже многих лет — рынок сбыта «черного золота». Российская сторона экспортирует в основном нефтяные продукты и их производные, а марокканская (в РФ – авт.) — фрукты, овощи, морепродукты, сельскохозяйственную продукцию и так далее.
Наиболее перспективной для продолжения и расширения взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами является энергетическая отрасль. Энергостроительство — емкий марокканский рынок. Так, ярким примером является инвестиционное сотрудничество наших стран в 2007 году. Тогда организовывалось содействие контактам Национального агентства электроэнергетики Рабата с «Газпромом» по проекту строительства терминала для хранения сжиженного природного газа, а также строительства сети газопроводов. Причем взаимодействие с российской газовой корпорацией считается наиболее перспективным для обеих стран. Инвестиционное сотрудничество способствовало дальнейшей реализации и других проектов, таких, например, как сооружение в Марокко атомной электростанции на базе российского реактора ВВЭР-1000. Марокканские партнеры также применяли и продвигали ряд российских технологий по энергетике: «пиролиза» для разработки марокканских месторождений горючих сланцев «Тарфая» и «Тимахдит», также продвижение проекта технологии дистанционного зондирования Земли Geo Vision, чтобы найти в Марокко месторождений нефти и газа. В 2007 году Москва и Рабат также проводили переговоры по совместному строительству ТЭС мощностью 1320 МВт на юге Марокко.
Сотрудничество Москвы и Рабата в нефтегазовой сфере вышло на новый этап развития в середине марта 2016 года, когда в Москве состоялась встреча президента России Владимира Путина и короля Марокко Мухаммеда VI. На мероприятии также присутствовал министр энергетики РФ Александр Новак. Участники переговоров обсудили двустороннее сотрудничество в разных областях, особо выделив одну из наиболее перспективных — энергетическую. Стороны подписали Меморандум о взаимопонимании между Минэнерго России и Минэнерго, горнодобывающей промышленности, водных ресурсов и охраны окружающей среды Королевства Марокко по сотрудничеству в сфере энергетики[i]. Речь шла в первую очередь о поставках сжиженного природного газа, а также о разведывательных работах в районах месторождений нефти и создании инфраструктуры. Рассматривалась также возможность постройки терминала по приему СПГ на атлантическом побережье страны. Проект предусматривал строительство к 2019 году в порту Джорф-Ласфар на востоке Марокко терминала по приему и регазификации СПГ мощностью 10 млрд куб. м. Кроме того, бизнес-план предусматривал обустройство газотранспортной системы, идущей от терминала. Приблизительная стоимость реализации проекта — 4,7 млрд долларов[ii]. Заметим, что проект до сих пор находится на стадии разработки.
В июле 2017 года министр иностранных дел и международного сотрудничества Марокко Н.Бурита по итогам прошедшей в Москве очередной сессии межправительственной российско-марокканской комиссии по экономическому и научно-технологическому сотрудничеству сообщил о том, что Россия обеспечивает 15% потребностей Марокко в природном газе[iii]. А в конце ноября 2017 года в Рабате было зарегистрировано совместное предприятие, учрежденное российской «ТНГ-Групп» и марокканской Mining and Drilling Services and Consulting Company. Данное совместное предприятие двух компаний было призвано стать не только первой национальной нефтесервисной компанией в Марокко, но и плацдармом для продвижения услуг «ТНГ-Групп» на африканском континенте. В целом открытие этого проекта в Рабате обусловлено перспективностью геологоразведочных работ в стране, потенциальные запасы углеводородов которой, по оценке экспертов, составляют 86 млрд баррелей. Кроме того, Марокко привлекает иностранные нефтяные компании политической стабильностью, фискальными льготами и развитой транспортной инфраструктурой. Напомним, что «ТНГ-Групп» уже имеет богатый опыт работ на африканском континенте. Компания проводила сейсморазведочные работы непосредственно в Марокко. Территория исследований находилась на севере Марокко, в 100 км от Гибралтарского пролива и на таком же расстоянии от столицы государства — Рабата. Успешные проекты по сейсморазведке также были выполнены в Тунисе и Анголе. Кроме того, «ТНГ-Групп» активно работала в Ливии и стала первой российской компанией открывшей в этой стране свой филиал.
Российская компания «Росгеология» также работала в Марокко. В конце марта 2018 года ее научно-исследовательское судно (НИС) «Академик Примаков» успешно завершило 3D сейсморазведочные работы на шельфе Марокко, начатые 27 февраля 2018 года. Всего было выполнено 1000 кв. км исследований по заказу компании Geoex Ltd[iv]. Съемка проведена в соответствии с запланированным графиком, команда специалистов судна получила высокую оценку заказчика за профессионализм и эффективность. Заметим, что шельф Марокко представляет все больший интерес у нефтегазовых компаний. Так, Chevron с января 2013 г ведет работы на блоках Cap Rhir Deep, Cap Cantin Deep и Cap Walidia Dee, которые расположены на расстоянии до 200 км к северо-западу от города Агадир. Перспективы марокканского шельфа подтверждает и Statoil.
В начале декабря 2018 ООО «ЛЛК-Интернешнл» (100% дочернее предприятие ПАО «Лукойл») зарегистрировало свою дочернюю компанию в Марокко для реализации смазочных материалов в Африке; она носит название LUKOIL Lubricants Africa S.A.R.L. Предполагается, что компания поможет вести бизнес в государствах Западной и Северной Африки. При содействии торгового представительства РФ в Королевстве Марокко компания также провела ряд деловых встреч с представителями крупного бизнеса в регионе и руководителями профильных министерств и ведомств страны. Как сказал гендиректор «ЛЛК-Интернешнл» Кирилл Верета, «дочерняя структура в Африке – логичное продолжение международной экспансии бизнеса смазочных материалов «Лукойла»», ведь на сегодняшний день на континенте можно наблюдать энергичный рост промышленности, транспортного парка – растут и темпы потребления смазочных материалов[v]. К. Верета также отметил, что поставка готовой продукции в страны Африки будет осуществляться через европейские площадки «Лукойла». Кроме того, вопросом займется завод по смешению масел, расположенный в Марокко. Руководитель торгового представительства РФ в Королевстве Марокко Артем Цинамдзгвришвили отметил, что начало работы ЛУКОЙЛа может стать позитивным сигналом для расширения сотрудничества и взаимных инвестиций России и Марокко.
Как мы видим, взаимодействие Рабата и Москвы носит систематический характер, и страны стараются всячески развивать и укреплять сотрудничество в нефтегазовой сфере.
[i] https://regnum.ru/news/economy/2098859.html
[ii] http://proekt-gaz.ru/news/u_marokko_i_rossii_namechaetsja_rjad_sovmestnykh_neftegazovykh_proektov/2016-03-16-3340
[iii] http://www.angi.ru/news/2851457-Марокко-Россия-обеспечивает-15-потребностей-страны-в-газе/
[iv] https://www.rosgeo.com/ru/content/rosgeologiya-zavershila-seysmorazvedku-na-shelfe-marokko