Ситуация в Ливане в июле 2019 года характеризовалась относительной стабильностью, нарушенной инцидентом в Кабр Шмуне, повлекшим за собой конфликт между политическим партиями ПСП и СПД. Еще одной этноконфессиональной проблемой, с которой столкнулось ливанское общество в июле, стали выступления палестинских беженцев за принятие более справедливого трудового законодательства. Во внешнеполитической сфере наиболее значительным событием стал кризис в ливано-израильских переговорах по демаркации морской границы.
1 июля произошел инцидент в местечке Кабр Шмуна в горном районе Шуф, негласно считающемся зоной влияния лидера Прогрессивно-социалистической партии Ливана (ПСП) Валида Джумблата. Конвой министра по делам беженцев Салеха Гариба был обстрелян неизвестными. В результате два охранника министра Гариба погибли. Сам он чудом остался жив. Позже в ливанских СМИ распространилась информация о том, что обстрел производился боевиками ПСП. Салех Гариб является представителем Демократической партии Ливана (ДПЛ), лидером которой является известный политик Таляль Арслан. Таляль Арслан в течение долгого времени оспаривает у Валида Джумблата лидерство над общиной друзов Ливана. Соперничество двух аристократических кланов Джумблатов и Арсланов имеет давние корни. Род Арсланов прослеживается в Горном Ливане до 12 века. Предком нынешнего лидера ПСП был Ахмед-паша Джанбулат, османский наместник Алеппо, принявший религию друзов и переехавший в начале 17 века в Горный Ливан. Еще более обостряет ситуацию то, что Салех Гариб сопровождал в поездке по Горному Ливану министра иностранных дел республики Джебрана Басиля. Автомобиль Басиля должен был появиться в Кабр Шмуне чуть позже, так что в принципе этот инцидент можно было истолковать как покушение на Басиля. Необходимо отметить, что в последнее время в районах Алей и Шуф, считавшихся еще недавно вотчиной Валида Джумблата, усиливаются позиции партии СПД, лидером которой является Д.Басиль. В годы гражданской войны в Ливане вооруженными формированиями ПСП из района Шуф были изгнаны 60 тысяч маронитов. В 2002 году между ПСП и христианскими партиями Ливана при посредничестве патриарха маронитской церкви Насраллы Бутроса Сфейра было заключено соглашение о возвращении маронитских семей в этот район.
Теракт в Кабр Шмуне вызвал широкий резонанс в ливанских политических кругах. 2 июля лидер ДПЛ Таляль Арслан обвинил в организации теракта министра образования и депутата парламента от ПСП Акрама Шехайеба. Он охарактеризовал этот акт как «преднамеренную подрывную антигосударственную деятельность». «Два мученика, Рами Сальман и Самир Абу Фарадж являются жертвами умышленной подрывной деятельности. Инициатор этой деятельности сидит за столом во время заседаний правительства. Это настоящий вампир!», — заявил Таляль Арслан. В этот же день сторонники ДПЛ перекрыли шоссе, ведущее из районов Алей и Шуф в Бейрут в районе Бхамдуна с помощью подожженных автомобильных покрышек.
4 июля Таляль Арслан предупредил граждан Ливан о том, что со стороны руководства ПСП возможны попытки укрыть убийц охранников министра Гариба и помешать расследованию инцидента в Кабр Шмуне. 5 июля член Исполкома «Хизбаллы» шейх Али Даамуш выступил по поводу событий в Кабр Шмуне, фактически солидаризировавшись с ДПЛ Таляля Арслана. Он, в частности, сказал: «С каких пор стало обязательным для наших граждан, желающих посетить какой-либо регион в Ливане, просить об этом разрешения у его лидеров или авторитетов, как на этом настаивает Джумблат? Недопустимо подрывать гражданский мир и стабильность, наносить ущерб имиджу Ливана и его экономике для того, чтобы свести личные счеты или получать зарубежную помощь для борьбы со своими соотечественниками».
12 июля министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль обратился к лидеру ПСП Валиду Джумблату с призывом выдать беглых исполнителей теракта в Кабр Шмуне. Процитировав высказывание Джумблата, сделанное за три дня до этого о том, что «ПСП не стоит над законом», лидер СПД призвал Джумблата доказать это. Он отметил: «Почему вы (ПСП) отказываетесь от того, чтобы дело было передано в высший Судебный Совет? Вы описываете дело так, как будто вооруженные люди с обеих сторон одновременно открыли огонь. В то время как в действительности с вашей стороны имело место преднамеренное, заранее спланированное нападение, а телохранители министра Гариба реализовали свое право на самооборону».
5 июля президент Ливана Мишель Аун обратился к молодежи своей страны с речью. Он, в частности, отметил: «Мы унаследовали от наших предков прекрасную, но изможденную страну. Мы прилагаем все усилия для того, чтобы передать ее вам в лучшем виде, чем тот который мы унаследовали. Чтобы вы в свою очередь передали ее своим детям и внукам еще более цветущей и прекрасной… Свобода религиозных и политических убеждений священна, ибо отношения человека и его Творца – это вертикальные отношения, и никто не вправе в них вмешиваться. Свобода слова также священна до тех пор, пока она не затрагивает этику и ее границы. Каждый человек имеет право на самовыражение, на выражение своих мнений и убеждений. Но распространение слухов и лжи, а также нанесение оскорблений не является свободой, так как оно затрагивает честь и достоинство других людей».
1 июля Сирийская обсерватория по правам человека распространила информацию о том, что движение «Хизбалла» начало в секретной обстановке вывод своих вооруженных формирований из Сирии. В основном бойцы «Хизбаллы» выводятся с юга САР. В частности состоялся вывод отрядов «Хизбаллы» из Забадани на западе Риф Димашк.
2 июля в Бейрут возвратились из Казахстана 125 граждан Ливана. Это инженеры и рабочие на нефтяных месторождениях. Возвращение ливанских специалистов на родину состоялось после их столкновений с казахскими гражданами. Избиения ливанских специалистов в Казахстане начались после того как один из них опубликовал в своем «Фейсбуке» фото вместе с казахской девушкой, которое многие казахские граждане нашли непристойным и порочащим честь казашек.
В сфере внешней политики важнейшим и неприятным для Ливана событием стало прекращение переговорного процесса о демаркации морских границ с Израилем. По сообщению ливанской газеты «Аль-Джумхурия», 3 июля состоялись переговоры между спикером парламента Ливана Набихом Берри и специальным представителем Госдепартамента США Дэвидом Саттерфилдом. На них представитель американской дипломатии озвучил отказ Израиля вести переговоры с Бейрутом под эгидой ООН, на чем настаивала ливанская сторона. Информированный источник в ливанском МИДе сообщил, что Д.Саттерфилд прибыл с предложениями, которые подрывают те позиции, о которых стороны договорились ранее. Американский дипломат на встрече с Н.Берри, во-первых, сообщил об отказе Израиля вести переговоры при посредничестве ООН и на условиях этой организации. Во-вторых, он предложил, чтобы ряд договоренностей между двумя государствами не оформлялся письменно, а производился вербально. Для Бейрута такая позиция оказалась неприемлемой. Набих Берри по этому поводу отметил: «Я не верю ни одному документу, который исходит от израильской стороны, как же я могу поверить каким-то вербальным договоренностям с этим государством?». 15 июля премьер-министр Ливана Саад Харири заявил о том, что его правительство приложит все усилия к тому, чтобы возобновить переговоры. Однако, по его мнению, сделать это будет довольно трудно без помощи мирового сообщества. Ливанский премьер сослался на резолюцию СБ ООН 1701, к соблюдению которой он призвал все стороны. Дополнительно он отметил, что Ливан будет развивать военно-морские силы для того, чтобы охранять свои нефтяные и газовые месторождения.
9 июля Госдепартамент США объявил о введении очередных санкций против движения «Хизбалла», признанного в Америке террористической организацией. Санкции были объявлены персонально против нескольких депутатов парламента от этой политической партии. Санкциям подверглись руководитель фракции «Хизбаллы» в парламенте Мухаммед Раад , депутат от Бейрута Амин Шерри и депутат Вафик Сафа, выступающий медиатором между ливанскими спецслужбами и силовыми структурами «Хизбаллы». В ответ на данное решение Госдепартамента США президент Ливана Мишель Аун выразил крайнее сожаление, заявив, что «Хизбалла» является легальной политической партией Ливана, входящей в правительство. 10 июля спикер парламента Ливана Набих Берри заявил, что эти санкции являются «посягательством на весь ливанский парламент и шире, на всех ливанцев. От имени ливанского парламента мы удивляемся, почему США присвоили себе право подвергать санкциям другие мировые демократии. Мы призываем Межпарламентский союз, расположенный в Женеве, принять меры, учитывая это иррациональное поведение Вашингтона». В то же время премьер-министр Ливана Саад Харири заявил о том, что данные санкции США не повлияют на работу парламента и правительства Ливана. Он констатировал: «Важно, что мы сохранили наш банковский сектор и нашу экономику, а этот кризис, даст Бог, рано или поздно минует».
16 июля силы безопасности Ливана предотвратили марш проживающих в стране палестинских беженцев к зданию правительства. Марш пыталась провести организация «Лига палестинцев за право на труд». В 2010 году ливанским правительством было принято постановление, существенно ограничивающее право палестинских беженцев на трудовую деятельность. Палестинцам запрещено заниматься 98 профессиями, включая профессию водителя такси. Их трудовая деятельность ограничена сферами сельского хозяйства и строительства. Впрочем. 18 июля министр труда Ливана Камиль Абу Сулейман заявил, что его министерство упростит выдачу палестинцам разрешений на работу.