Подготовка к черноморскому саммиту

25 июня в Стамбуле состоится саммит стран — участниц Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Москва рассматривает ОЧЭС как серьезный механизм регионального сотрудничества, позитивно воздействующий на политические и экономические процессы, решение острых вопросов обеспечения безопасности в регионе, ставшем сегодня одним из важнейших звеньев в транспортировке энергоресурсов прикаспийских государств на Запад. Россия полагает, что эта организация способна внести свой вклад в решение проблем, напрямую влияющих на экономическое развитие, политический климат и уровень доверия на региональном уровне.

Напомним, что в соответствии с решением Совета министров иностранных дел (СМИД) стран — членов ОЧЭС, принятым на специальном заседании СМИД в июне 2004 г., 25 июня провозглашено Днем Организации черноморского экономического сотрудничества и с 2005 г. отмечается во всех странах — участницах этой международной организации.

Эта дата выбрана не случайно. Именно в этот день в 1992 г. в Стамбуле главы государств и правительств 11 стран региона подписали Декларацию о черноморском экономическом сотрудничестве, которая и стала юридической и правовой основой создания одноименной международной организации. В настоящее время членами ОЧЭС являются 12 стран: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Турция, Украина, а также Сербия и Черногория. Ряд стран-участниц, в том числе Россия, будут представлены на Стамбульском саммите главами государств.

Привлекательность ОЧЭС как международной организации растет. Об этом свидетельствует и тот факт, что сегодня статус наблюдателя в ОЧЭС имеют Австрия, Германия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия, Франция, Тунис, Белоруссия, Хорватия, США, Чехия и Конференция европейской энергетической хартии. Македония, Узбекистан, Иран обратились с просьбой о предоставлении им полноформатного членства. Организационное обеспечение работы ЧЭС возложено на Постоянный международный секретариат, расположенный в Стамбуле.

Создание ОЧЭС первоначально в 1992 г. в формате региональной инициативы было потребностью времени. Инициатива принадлежала восьмому президенту Турции Тургуту Озалу, которого поддержал в этом вопросе российский президент Борис Ельцин. Именно поэтому со дня создания этой организации ее «локомотивом» являются Москва и Анкара. В ходе официального государственного визита в Турцию президента РФ Владимира Путина в декабре 2004 г. обе стороны констатировали, что «взаимопонимание и взаимодействие России и Турции в рамках ОЧЭС являются важнейшей предпосылкой эффективной деятельности данной организации».

ОЧЭС – это сравнительно молодая международная организация. Ее устав вступил в силу только в мае 1999 г. Однако, несмотря на это, уже сегодня сформирована довольно разветвленная структура основных и вспомогательных органов, налажен работающий механизм экспертного взаимодействия по широкому кругу отраслевой тематики. В рамках ОЧЭС на постоянной основе действуют Парламентская ассамблея ЧЭС (ПАЧЭС), Международный центр черноморских исследований, 14 тематических групп, в том числе по торговле и экономическому развитию, банковскому делу и финансам, статистике, транспорту, связи, энергетике, науке и технике, экологии, сельскому хозяйству, туризму и другим вопросам. Имеются три целевые структуры поддержки бизнеса. Это Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР), учрежденный в конце 2002 г. Фонд развития проектов, основная задача которого заключается в проведении предпроектных исследований, а также Деловой совет. Сейчас портфель кредитов ЧБТР, штаб-квартира которого находится в греческом городе Салоники, составляет 660 млн долларов США, из которых на Россию приходится около 20%. Банк уже профинансировал более 60 проектов. Тем не менее необходимо, и банк может это делать, наращивать объем и повышать качество своего кредитного портфеля, в том числе в России и Турции.

Все эти структуры и механизмы позволяют уже сегодня говорить о возможности расширения взаимодействия ОЧЭС с другими международными организациями, такими как Европейский союз и Евразийское экономическое содружество (ЕвразЭС). Это позволит увеличить долю ОЧЭС в мировой торговле. Сегодня она составляет 4%, а чтобы говорить о хорошем коэффициенте полезного действия организации, ее доля, по мнению экспертов, должна составлять не менее 10%.

Реализуемые в настоящее время основные стратегические задачи ОЧЭС определены в «Экономической повестке дня ОЧЭС на будущее» — документе, одобренном Советом министров иностранных дел организации в апреле 2001 г. в Москве. С этой целью регулярно проводятся встречи на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел и руководителей отраслевых министерств и ведомств. За последние полтора года прошли встречи министров иностранных дел, транспорта, энергетики, туризма и государственного управления, юстиции. Разрабатываются представляющие взаимный интерес программы и проекты, обозначаются экономические и правовые условия для роста внутрирегиональной и внутриотраслевой торговли и инвестиций.

Можно выделить несколько областей, в рамках которых взаимодействие имеет, на наш взгляд, особый потенциал развития. Это прежде всего энергетика. Обсуждается вопрос о создании Черноморского энергетического кольца (ЧЭК) и регионального энергетического рынка с последующей синхронизацией работы с энергетических систем стран Южного Кавказа, Ирана, Турции и России. В планах крупнейшего в России электроэнергетического холдинга «ЕЭС России» — строительство в Армении пятого блока Разданской ТЭС, ввод в действие которой позволит значительно увеличить производство электроэнергии. Инвестиции России в реализацию этого проекта превысят 120 млн долларов.

Реакция армянской стороны на планы российской компании относительно обеспечения экспорта вырабатываемой в Армении электроэнергии в Турцию и Иран положительна. Как известно, энергетические системы Армении и Ирана уже работают практически в синхронном режиме. Между двумя странами проложены две высоковольтные линии электропередачи. Рассматривается возможность прокладки третьей линии. Есть намерение, с учетом экспорта армянской электроэнергии в Грузию, наладить такой же синхронный режим и с этой республикой. Примечательно, что экспорт электроэнергии из Армении в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличился более чем на 30%, что говорит о ее излишках в республике. Турция ведет сегодня переговоры с Тегераном об увеличении поставок электроэнергии из Ирана.

Все это говорит о востребованности идеи синхронизация в рамках ОЧЭС работы электроэнергетических систем государств Южного Кавказа, Ирана, Турции и России. Существенно повышается уровень энергетической безопасности в регионе, ряд стран получает выгодный рынок сбыта электроэнергии, а Турция, в частности, может стать транзитным государством для транспортировки в другие государства не только газа и нефти, но и, что очень важно, электроэнергии. Это может сыграть важную роль в укреплении стабильности в регионе. Не исключено, что налаживание взаимодействия вышеперечисленных стран именно в этой области может стать одним из действенных рычагов, с помощью которого участники совместного проекта смогут решать и другие проблемы, в том числе двустороннего характера.

Перспективным является сотрудничество и в области транспортных систем, восстановление регулярного пассажирского сообщения между черноморскими портами и скоординированное развитие скоростных автодорожных магистралей вокруг Черного моря. Министр иностранных дел Турции Абдуллах Гюль в мае 2006 г. заявил, что Анкара приложит все усилия для того, чтобы проект строительства кольцевой дороги вокруг Черного моря был реализован в кратчайшие сроки. По мнению главы турецкого дипломатического ведомства, это еще более усилит привлекательность Турции и Причерноморья в целом для любителей автотуризма, повысит стратегическую значимость региона.

Необходимо отметить, что проект строительства автомобильной дороги вокруг Черного моря активно поддерживается Москвой. На встрече министра иностранных дел России Сергея Лаврова с генеральным секретарем ОЧЭС Леонидасом Хрисантопулосом был рассмотрен проект плана строительства будущей дороги и развития транспортных автомобильных коридоров вокруг Черного моря. В ходе переговоров была отмечена важность реализации данного проекта, который позволит не только многократно увеличить объем автомобильных перевозок в Причерноморском регионе, общая численность населения которого превышает сегодня 320 млн человек, но и наладить регулярное пассажирское сообщение между портами Черного моря.

Имеются определенные наработки и в сфере подключения стран ОЧЭС к трансъевропейским сетям телекоммуникации, охраны окружающей среды, борьбы с организованной преступностью, наркотрафиком, терроризмом, совместной ликвидации последствий техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

Заметным элементом развития международного взаимодействия в Черноморском регионе стало межпарламентское сотрудничество, позволяющее дополнить торгово-экономические связи в рамках ОЧЭС весомым политическим и правовым компонентом. С целью оказания законодательной поддержки реализации в рамках ОЧЭС совместных региональных проектов была создана Парламентская ассамблея ЧЭС (ПАЧЭС). Государственная дума РФ в июне 2005 г. ратифицировала Протокол о привилегиях и иммунитетах ПАЧЭС. За ратификацию протокола российские парламентарии проголосовали единогласно. Обеспечение привилегий и иммунитетов Парламентской ассамблее ЧЭС необходимо для эффективного и независимого исполнения представителями государств — членов этой международной организации своих обязанностей в соответствии с ее принципами и целями. В ратифицированном депутатами парламента документе подчеркивается, что данный Протокол позволит Парламентской ассамблее в полной мере сыграть свою роль в вопросе укрепления партнерства и сотрудничества по линии национальных парламентов стран Черноморского региона.

Турецкие эксперты обратили особое внимание на телефонный разговор президента России Владимира Путина и премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана, который состоялся 13 июня с.г. по инициативе турецкой стороны. Лидеры двух стран выразили удовлетворение устойчивым и динамичным развитием дружественных российско-турецких отношений как в торгово-экономической, так и в политической сфере, а также обсудили вопросы подготовки к предстоящему Стамбульскому саммиту ОЧЭС.

Этот разговор, по мнению местных политических наблюдателей, еще раз подтвердил партнерский характер отношений Москвы и Анкары на черноморском направлении. Влиятельная в политических кругах Турции газета «Джумхуриет» связывает это, в частности, с одинаковой позицией России и Турции по вопросу обеспечения безопасности в Черноморском регионе. Москва и Анкара неоднократно и на самом высоком уровне заявляли, что безопасность в этом регионе должна обеспечиваться его странам без вмешательства других государств. Для решения этой задачи вполне достаточно ОЧЭС, военно-морской группы «Блэксифор» и реализации инициативы Турции «Черноморская гармония», к которой сегодня уже присоединились Россия и Украина.

Обозреватель «Джумхуриет» Бахадыр Селим Дилек делает вывод о том, что на предстоящем Стамбульском форуме ОЧЭС Россия и Турция еще раз продемонстрируют Вашингтону неприемлемость для региона его стремления расширить границы операции НАТО «Активные усилия» с бассейна Средиземного моря на Черное море. Ведь, как справедливо полагает вице-президент Парламентской ассамблеи НАТО, депутат от правящей в Турции Партии справедливости и развития Вахит Эрдем, «американское военное присутствие в Черноморском регионе может привести к напряженности».

Конечно, эффективность работы ОЧЭС во многом снижается из-за наличия конфликтных ситуаций как в некоторых государствах, так и между отдельными странами — членами организации. Это и неурегулированность карабахской проблемы, и противостояние в Грузии, и ситуация в Молдавии. Думается, что здесь не следует исключать тот факт, что одним из путей их урегулирования может как раз и стать региональное сотрудничество в рамках ОЧЭС. В этом плане важность взаимодействия двух евразийских государств, России и Турции, с учетом их влияния на конфликтующие стороны еще более возрастает. И это взаимодействие, отвечающее интересам как обеих сторон, так и евразийского региона в целом, может быть усилено в результате предстоящего в Стамбуле саммита ОЧЭС, а также двусторонних переговоров российского лидера в рамках форума с руководством Турции.

52.24MB | MySQL:103 | 0,453sec