Газа и вокруг нее: события развиваются

20 июня 2007 г., выступая на открывшемся в Рамалле заседании Центрального Совета Организации освобождения Палестины (ООП), глава Палестинской Национальной Администрации (ПНА) Махмуд Аббас обвинил ХАМАС в подготовке покушения на него во время его последнего посещения Газы.

Прозвучавшие обвинения были сделаны в лучших традициях сценария фильма о терроризме. Палестинский президент рассказал о представленной ему сотрудниками службы безопасности видеокассете, на которой шесть «членов ХАМАС в масках, закрывавших их лица», устанавливали «взрывное устройство весом в 250 кг в тоннель, расположенной по пути следования кортежа» М. Аббаса. Трое из устанавливавших это устройство, разговаривая между собой, подчеркивали, что оно «предназначено для убийства Абу Мазина (М. Аббаса – Г.К.)», а в «следующий раз они установят такое же для того, чтобы взорвать здание службы безопасности». По словам М. Аббаса, он немедленно связался с главой политбюро ХАМАС Халедом Машалем и поставил его в известность о готовящемся заговоре, отметив, что сообщил о подготовке террористического акта «всем арабским правительствам». Все также по словам палестинского президента, информировавшегося службой его безопасности, «подготовка покушения финансировалась некоторыми региональными силами». Впрочем, сами эти «силы» не были им названы, хотя они и известны – Сирия и Иран.

В любом случае, прозвучавшие со стороны М. Аббаса обвинения стали основой для расстановки всех точек над «i».

Выступая перед членами Центрального Совета ООП, глава ПНА заявлял: «Государственный переворот, осуществленный ХАМАС, направлен на отрыв Газы от Западного берега с тем, чтобы создать там эмират или квазигосударство, окрашенное в определенный цвет, с тем, чтобы в этом эмирате господствовало бы только одно течение, основной чертой которого является фанатизм». Для того, чтобы доказать «фанатизм» ХАМАС, М. Аббас ссылался на то, что «в Газе осуществляются нападения на места христианского культа», отмечая, со своей стороны, что только при условии сохранения власти ФАТХ «Палестина останется оазисом плюрализма и уважения всех религиозных конфессий». Из этого естественно вытекало, что его режим «не может вести диалог» с людьми, «руководители которых являются террористами и убийцами». Глава ПНА требовал, чтобы руководство ХАМАС «немедленно вернулось к ситуации», существовавшей до 14 июня 2007 г. (дата переворота в Газе – Г.К.), и «вернуло все то, что принадлежит государственным органам правительству чрезвычайного положения во главе с Салимом Файядом». Наконец, апеллируя к членам Центрального Совета ООП, М. Аббас призывал их «дать оценку» деятельности парламента ПНА – Законодательного совета, принять решение о немедленном проведении досрочных парламентских выборов, отмечая, что Законодательный совет в его нынешнем составе не может работать, хотя бы потому, что «47 его депутатов» (в основном, членов ХАМАС – Г.К.) находятся в израильских тюрьмах».

В своем выступлении М. Аббас подчеркивал: «Совершившие свои позорные действия путчисты дали шанс тем, кто стремится отторгнуть Газу от Западного берега, кто стремится наказать весь палестинский народ за преступную глупость тех, кто хочет установить свой контроль над финансовыми средствами и использовать их для своего обогащения так, когда они были в составе правительства». При этом, он призывал Израиль «не эксплуатировать вновь возникшую и недопустимую реальность». Наконец, глава ПНА обращался к международному сообществу. Он говорил: «Мы подтверждаем необходимость немедленного начала переговорного процесса, которому ни в коей мере не должна помешать нынешняя ситуация, в рамках международной конференции». Следует заметить, что непосредственно перед началом заседания Центрального Совета глава нынешнего палестинского правительства С. Файяд провел переговоры по телефону с министром иностранных дел Израиля Ц. Ливне, заявившей ему, что созданное М. Аббасом правительство чрезвычайного положения «сможет продвинуть вперед мирный процесс». Уже предпринятая 21 июня 2007 г. Израилем ответная операция против сил ХАМАС в Газе, осуществивших очередной обстрел израильской территории, никак не была прокомментирована М. Аббасом. Это естественно, — лидеры ХАМАС «террористы и убийцы», и против них возможны необходимые акты возмездия.

Итак, расставлены не только точки над «i», но и определен дальнейший план действий. Этот план включает, в первую очередь, обращение к структурам ООП для придания легитимности правительству С. Файяда. Центральный Совет ООП, в котором представлено 129 членов, является органом, занимающим промежуточное положение между Палестинским Национальным Советом (парламентом ООП в изгнании) и Исполкомом ООП. Собственно, Центральный Совет ООП и принимал решение о создании ПНА в октябре 1993 г. после окончательного утверждения палестино-израильской Декларации о принципах. В контексте внутрипалестинской политики обращение М. Аббаса к Центральному Совету ООП является единственной возможностью получения признания правительства чрезвычайного положение, поскольку его утверждение Законодательным советом, где господствуют представители ХАМАС, невозможно. Точно также обращение к Израилю и международному сообществу представляет собой для М. Аббаса шанс укрепить свои позиции перед лицом вызова, брошенного ему ХАМАС. Тем не менее, проблема Газы далека от своего решения.

В самой Газе продолжает работать правительство Ибрагима Ханийи, ставшее после выхода из его состава представителей ФАТХ правительством «управления делами», 20 июня 2007 г. провело свое первое после недавних событий заседания, в ходе которого в его состав были введены новые представители ХАМАС, получившие портфели бывших министров от ФАТХ и других палестинских политических партий. Став однопартийным, оно активно занимается восстановлением порядка на территории сектора. Тем не менее, это вовсе не означает, что оно уже нашло решение многочисленных проблем, с которыми уже сталкиваются жители Газы и которые требуют принятия неотложных мер.

Среди них, прежде всего, проблема закрытия пограничных переходов между сектором, с одной стороны, и Египтом и Израилем, с другой, где уже находятся тысячи людей, стремящихся въехать или выехать из Газы. Второй из этих проблем стал отказ египетских властей признавать выдаваемые правительством И. Ханийи заграничные паспорта. Наконец, самым существенным в этом контексте выступает нехватка продуктов питания и медикаментов. По словам официального представителя газского правительства «управления делами», жители сектора «нуждаются в ежедневной поставке на его территорию 1200 тонн продовольствия и лекарств». Как он подчеркивал, «усилиями только международных организаций эту проблему решить невозможно». Иными словами, Газа стоит на пороге гуманитарной катастрофы.

62.91MB | MySQL:105 | 0,945sec