7 августа 2019 г. в Анкару с официальным однодневным визитом прибыл вновь избранный президент Украины Владимир Зеленский. Это – не первый визит украинского лидера в Турцию после его избрания на пост главы государства.
После убедительной победы В.Зеленского во втором туре президентских выборов на Украине (21 апреля с.г.), он провел отдых семьей в «турецкой Рублевке» — в гостинице Lujo в районе г. Бодрум, изрядно переполошив своим визитом местные власти, жителей и приезжих, как из регионов Турции, так и из-за границы.
То, конечно, был визит без какого-либо официального статуса, однако, в политике случайностей не бывает. И тот факт, что В.Зеленский восстанавливал силы после политического «забега» именно в Турции, является своего рода посланием.
Понятно, что для украинской публики отдых в Турции – это показатель «экономичности и бережливости» нового президента, который «скромен». Большинство нормальных украинцев не в курсе, что такое Бордум и гостиница Lujo, в частности. Впрочем, визит первого лица Украины немедленно повысил интерес украинских граждан к региону – как в плане отдыха, так и инвестиций. Это, своего рода, неизбежность: первые лица страны нередко задают, вольно или невольно, определенные тренды в обществе – в том числе, моду на туристические направления.
Для турецкой стороны отдых в Турции украинского президента, причем широко освещенный в масс-медиа, — это серьезный жест. Случайностей, повторимся, в политике не бывает. Ведь не поехал же В.Зеленский ни в Европу Западную, ни в Европу Восточную, ни на Средиземноморское побережье.
Заметим, что Украине нужны партнёры в регионе и одним из главных для себя они рассматривают именно Турцию. Аналогичным образом, кстати, и Украина находится в фокусе интересов турецкой стороны. Однако, каковы интересы и планы сторон в отношении друг друга мы скажем чуть позже. А сейчас, буквально в двух словах, что из себя представляют современные турецко – украинские отношения.
Турция признала независимость Украины 16 декабря 1991 года, а дипломатические отношения были установлены 3 февраля 1992 года. С 2011 года между сторонами функционирует Стратегический совет высшего уровня. С 1 июня 2017 года между сторонами введен облегченный режим въезда – без заграничных паспортов, а лишь по удостоверениям личности.
В 2018 году экспорт Турции на Украину составлял около 1,46 млрд долл., а импорт Турцией товаров из Украины – 2,64 млрд долл. Итого, товарооборот между странами, по итогам 2018 года, составил приблизительно 4,1 млрд долл. (для сравнения с Российской Федерацией – в пять раз больше, однако, экспорт турецких товаров в Россию в 2018 году составил 3,453 млрд долл., то есть лишь в два раза больше по сравнению с Украиной).
Основной костяк турецких экспортеров, осуществляющих поставки на Украину, — это малый и средний бизнес. Всего в стране действует около 600 турецких компаний. Объем турецких инвестиций в украинскую экономику, в том числе через третьи страны, составляет около 3 млрд долларов. Объем работ, выполненных турецкими строительными подрядчиками на Украине – около 5,8 млрд долл. (всего реализовано 176 проектов), по данным турецкого МИДа. Данные турецких строительных подрядчиков – несколько выше: около 200 проектов на общую сумму приблизительно в 6 млрд долл. США.
Украина для Турции является важным источником туристов (или как туристов в Турции называют «наша нефть»). Всего в 2018 году Турцию посетило 1,35 млн граждан Украины.
Наряду с турецким посольством в Киеве, у Турции есть свое генеральное консульство в Одессе и почетное консульство в Харькове. В свою очередь, Украина располагает своим посольством в Анкаре, а также генеральными консульствами в Стамбуле и Анталье. Консульства Украины также находятся в Мерсине и Измире. А в Бурсе, Чанаккале и Даламане действуют почетные консульства.
Итак, дав простой «слепок» нынешних турецко–украинских отношений, скажем о ключевых интересах сторон в отношении друг друга.
При этом следует учитывать, что важными факторами, которые неизбежно накладывают свой отпечаток на турецко–украинские отношения являются, как минимум, следующие:
а) В стратегическом отношении – режим Черноморских проливов и Конвенция Монтрё.
б) В экономическом смысле – реализация Россией, с привлечением Турции, своего проекта строительства газопровода «Турецкий поток».
Понятно, что Украина желала бы раскачать, а ещё лучше аннулировать Конвенцию Монтрё, что позволило бы военным судам НАТО свободно и без каких-либо ограничений и регламентов заходить в Черное море в мирное время. Здесь украинский интерес вступает в явное противоречие с интересами Турции. Потому как «статус держателя ключей» от важнейшей артерии, соединяющей Эгейское, Мраморное и Черное моря, повышает статус Турции до уровня влиятельного регионального игрока. Отказ от Конвенции Монтрё сделает Турцию просто транзитной территорией судоходного движения.
Газопровод «Турецкий поток» — это прямые и крупные финансовые потери для украинского бюджета. Именно Турция, а не Украина, вот-вот начнет зарабатывать на российском газовом транзите, не говоря уже о других, немалых экономических выгодах. Понятно, что прямые поставки газа из России через акваторию Черного моря будут обходиться Турции дешевле, чем они же, но сухопутным путем и через страны – транзитеры, включая Украину.
И то и другое – это стратегические расхождения между странами, которые непременно накладывают отпечаток на их отношения, как политические, так и торгово-экономические.
Однако, невзирая на их наличие, у сторон присутствует серьезный интерес друг к другу.
Начнем с Украины.
Понятно, что Турция является участницей проекта «Турецкий поток», а также прямым интересантом в сохранении статус-кво в части режима Черноморских проливов. Это – та данность, с которой украинской стороне остается лишь смириться.
Стратегический же интерес Украины заключается в том, чтобы не допустить формирования оси Север – Юг между Россией и Турцией и их партнёрства в Черноморском регионе. В интересах Украины, напротив, конкуренцию и даже вражду между Россией и Турцией всячески поощрять.
Украине, разумеется, не по душе сделки по С-400 и по АЭС «Аккую», об опасностях которых (в частности, об излишней привязке и даже зависимости от России, в которую Турция рискует попасть – В.К.) Украина настойчиво «предупреждает» Турцию. Однако, как и с в случае с «Турецким потоком» и с Конвенцией Монтрё, поделать с этой данностью она уже ничего не может. Сделки – состоялись.
Украине надо что-то ещё предлагать Турции в экономическом смысле, кроме массового потока туристов, для создания у неё стратегического интереса к себе, если не равносильного, то, по крайней мере, пропорционального российско – турецким мега-проектам.
Во-первых, покупка именно у Турции шести беспилотных летательных аппаратов – это лишь верхушка айсберга продолжающегося между Украиной и Турцией диалога в сфере военно-промышленного комплекса. Он продолжается и Турция хотела бы не только поставлять на Украину свою продукцию, но и получать в обмен столь важные для себя компетенции – в частности, в авиастроении и в тяжелой промышленности.
Во-вторых, Украина готова «запустить» к себе массово турецких строительных подрядчиков. Особое внимание в Турции привлекло недавнее высказывание президента Украины В.Зеленского, в котором тот отметил «оставьте дороги, пусть их строят турки».
Это заявление украинского лидера не осталось в Турции незамеченным: немедленно появилась аналитика на тему того, как обстоят на Украине дела с дорожной инфраструктурой и какова могла бы быть доля Турции на украинском рынке строительных подрядов. Тут-то и «выяснилось», что в международном рейтинге Всемирного экономического форума в ряду 137 стран, проанализированных с точки зрения своей транспортной инфраструктуры, Украина занимает «почетное» 130-е место. Турецкие аналитики приводят цифру в 74 млрд долл. – это объем тех инвестиций, которые потребуются для приведения дорожной инфраструктуры страны в порядок. И понятно, что они могут рассчитывать на этом рынке, по прогнозам средней степени оптимистичности, процентов приблизительно на 30%, то есть, на объем работ около 25 млрд долл. (напомним ещё раз, что вплоть до настоящего времени турецкие строители заработали на Украине сумму, вчетверо меньшую – то есть, около 6 млрд долл. – В.К.).
В-третьих, Украина предлагает себя в качестве привлекательной зоны для турецких инвестиций. Именно в таком ключе следует понимать тот факт, что страна приняла на редкость демократичный режим въезда к себе для турецких граждан – по внутренним удостоверениям личности. В результате этого, а также наличия между двумя странами не только регулярного авиасообщения, но и различных чартеров и лоукостеров, украинское направление стало пользоваться чрезвычайной популярностью среди турецких граждан – как в плане отдыха, так и в плане «подумать» на предмет прямых инвестиций в украинскую экономику.
Способом повышения интереса к себе для Украины является активная культурная дипломатия в Турции, которая приводит к тому, что Украиной поощряется проведение различных культурных мероприятий у своего южного соседа. Заметим, что, в этом смысле, они действуют достаточно творчески, делая акцент не только и не столько на классических образцах культуры, но и на современном искусстве (для сравнения: у России – серьезный крен в сторону классического искусства, а спонсировать продвижение своего «светлого образа» в Турцию она особо и не собирается, считая это «блажью» и чисто коммерческой историей – В.К.).
Отдельное направление – продвижение изучения в Турции украинского языка, как иностранного. А точнее, попытки продвижения. Однако, сложно себе представить, что здесь им удастся перебить популярность русского языка. При полном понимании турецким народонаселением того факта, что любой или почти любой украинец говорит не только на «мове», но и на «великом и могучем».
Если не только про экономику и культуру, а ещё и про политику, то для Украины важна та поддержка, хоть и риторическая, которую оказывает ей Турция в плане непризнания присоединения Россией Крыма. Но здесь, впрочем, Турция идет дальше, не ограничиваясь только лишь достаточно громкой риторикой, но и оказывая поддержку оппозиционным России крымскотатарским структурам, ряд из которых обосновался на территории Турецкой Республики.
В чем же интерес турецкой стороны к Украине?
Прежде всего, Украина воспринимается турецким руководством в качестве своего младшего брата, которого можно (пробовать) «патронировать». Распад Советского Союза привел к отделению от российской «метрополии» целого ряда территорий, ранее принадлежавших Османской Империи, как вообще, так и компактного проживания тюркского населения. Северное побережье Черного моря, включая полуостров Крым, – это одна из таких территорий, с кем Турция хочет наводить «стратегические мосты».
Понятно, что досужими домыслами является «желание» современной Турции к себе присоединять территории. Воевать за территории – это прошлый, 20-й век. А устанавливать экономический контроль над территорией – это 21-й век. Для полноты картины стоит добавить не только контроль над экономикой, но и над умами населения страны или её региона.
Что же до присоединения территорий, то просто приведем пример подконтрольной Турции Турецкой Республики Северного Кипра. Уже четыре десятка лет она существует в своем непризнанном статусе, но Турция, невзирая на все предпосылки для этого, присоединять ТРСК к себе не торопится. Потому что экономические и политические выгоды можно получать и так. А вот присоединение к себе «земель» будет означать целый ворох проблем на международной арене, с которыми Турция не хочет связываться (пример Крыма, хоть и более новый, чем история с ТРСК, но, все же, у всех перед глазами – В.К.). В общем, Украина – это та территория, за политическое, экономическое и культурное влияние на которой она готова бороться.
Итак обратимся к некоторым высказываниям, которые были сделаны лидерами Украины и Турции на пресс-конференции, посвященной итогам состоявшейся между ними встречи.
Прежде всего, украинский лидер В.Зеленский призвал почтить минутой молчания память 4-х украинских солдат на Донбассе. При всем, чисто человеческом сочувствии к гибели людей, отметим это в качестве фирменного стиля В.Зеленский, который уже начал проявляться.
А именно – склонность бывшего шоумена к театральным постановкам из серии падения на колени на стадионе (в ходе его дебатов с П.Порошенко). Причем он настолько артистичен в этом амплуа, что заставляет аудиторию себе подыгрывать. Удалось ему это сделать и на этот раз.
После минуты молчания, поблагодарив турецкую сторону за прием, В.Зеленский отметил: «Мы придаем большое значение нашим существующим отношениям с Турцией, как с хорошим соседом, искренним другом и нашим важным стратегическим партнёром. Я хотел бы вас поблагодарить за вашу неизменную поддержку в вопросах независимости и территориальной целостности Украины».
Теперь обратимся к высказываниям лидера Турции – президента Р.Т.Эрдогана, который в своем ответном выступлении, в частности, отметил следующее.
Цитируем турецкого лидера в максимально полном объеме, имея в виду то, что его высказывания напрямую касаются не только Украины, но и России:
«В ходе наших встреч с Зеленским (нет приставки про дорогого друга и слова уважаемый, как обычно Эрдоган обращается к Путину – В.К.), мы ещё раз подчеркнули, что мы продолжим нашу поддержку суверенитету Украины и её территориальной целостности, включая Крым. Турция не признала незаконную оккупацию Крыма и не признает. Наши крымскотатарские братья – являются важным элементом исторических и культурных связей между Турцией и Украиной. Нашим приоритетом продолжит оставаться сохранение присутствия нашей родни – крымских татар – на их родине, в Крыму, а также защита их культуры, базовых прав и свобод. Мы надеемся на то, что в самый короткий срок столкновения на Донбассе будут прекращены. Мы верим в то, что этот вопрос будет решен мирным образом на базе международного права и исходя из принципа территориальной целостности Украины. Мы поддерживаем Минский процесс. Также мы, целиком и полностью, поддерживаем работу Особой наблюдательной миссии ОБСЕ на Украине, под руководством турецких послов. К сожалению, на Донбассе был нарушен режим прекращения огня и мы узнали, что в результате погибло четверо украинских военнослужащих. Я здесь ещё раз высказываю свои соболезнования лично главе государства и всему украинскому народу.
В 2018 году объем товарооборота составил около 4 млрд долл. Мы поставили перед собой новую цель – 10 млрд долл. Другой важной темой наших переговоров стала борьба с FETO (так называемая террористическая организация Фетхуллаха Гюлена – В.К.). В этой связи, мы высоко ценим те меры, которые к настоящему времени были предприняты должностными лицами Украины. Мы верим в том, что важным шагом является совместная работа Фонда «Маариф» (в переводе: «Образование»; создан, чтобы «взять на баланс» имущество ФЕТО – В.К.) и Министерства образования Украины. Мы полностью солидарны во мнении о том, что необходимо развивать наше существующее сотрудничество».