Пакистан отмечает 73-ю годовщину своей независимости в условиях конфронтации с Индией

14 августа, в День независимости Исламской Республики Пакистан высшие руководители страны – президент Ариф Алви и премьер Имран Хан – обратились к нации с приветственным посланием. В нем они призвали соотечественников к единству и гармонии, чтобы противостоять вызовам и проблемам, с которыми сталкивается в настоящее время Пакистан, во имя достижения национальных целей прогресса и процветания. С национальным праздником Арифа Алви и Имрана Хана поздравили лидеры зарубежных стран, в их числе президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин. Исламская Республика Пакистан была образована в 1947 году в результате раздела Британской Индии. В состав нового государства вошли северо-западные и северо-восточные части Индостана, населенные преимущественно мусульманами. В 1971 году Восточный Пакистан стал самостоятельным государством – Республикой Бангладеш. В свою очередь обозреватели китайских военно-политических изданий продолжают внимательно следить за происходящими событиями в пакистано-индийских отношениях. Так, в аналитической статье «Индия увеличила контингент до 100 000 человек, будет ли война?»[1] на сайте китайского информационного агентства «Соуху» от 15 августа сообщается, что  после объявления Индией об отмене особого статуса Джамму и Кашмир индийско-пакистанские отношения вновь активизировались. Индия ясно дала понять, что данная территория будет интегрирована в состав Индии под единое управление. Чтобы обеспечить реализацию новой политики, Индия в срочном порядке увеличила численность своих войск в районе Кашмира до 90 000 военнослужащих. Вместе с первоначальным гарнизоном общая численность личного состава уже превысила более 100 000 человек. Присутствие большого количества индийских войск привело к тому, что ситуация на границе между Индией и Пакистаном быстро накалилась. Пакистан также начал военные приготовления. 11 августа три пакистанских военных транспортных самолета C-130 прибыли на военную базу Скади в приграничной зоне Индии и Пакистана. Авторы статьи приходят к выводу, что и Индия, и Пакистан делают ставку на все больше военных сил в приграничных районах, однако, если они не будут осторожны, они могут спровоцировать локальный военный конфликт.

На следующий день после начала инцидента министр иностранных дел Пакистана нанес срочный визит в Китай и попросил китайское правительство выступить в роли третейского судьи. Вслед за этим министр иностранных дел Индии также прибыл в Китай и заявил о так называемых «трех нолях»: конституционная поправка не вносит ничего нового в суверенитет Джамму и Кашмир, не меняет линию прекращения огня между Индией и Пакистаном и не меняет фактическую линию контроля на границе между Индией и Китаем.

Китайские обозреватели отмечают, что интенсификация индийско-пакистанского конфликта полностью в одностороннем порядке вызвана Индией, которая не только наносит ущерб суверенитету Пакистана, но и создает угрозу суверенитету Китая. Конфликт между Индией и Пакистаном существует уже давно, а Кашмирский регион чрезвычайно чувствителен к любым волнениям, поскольку является пограничной зоной между Индией и Пакистаном. Как отмечают китайские эксперты, по сути, в этом регионе война между Индией и Пакистаном никогда и не прекращалась. Если Индия будет настаивать на том, чтобы в одностороннем порядке нарушить статус-кво, Джамму и Кашмир будет включен в сферу юрисдикции Индии, и не исключена возможность развязывания Исламабадом четвертой войны между Индией и Пакистаном. По информации гонконгского агентства «Фэнхуан»[2], в результате военной операции индийских военных погибли два мирных жителя, включая 4-летнего мальчика, еще 11 получили тяжелые ранения. В связи с этим власти Пакистана призвали международное сообщество «обратить внимание на это вопиющее нарушение Индией международных законов». При этом, анализируя ситуацию, китайские эксперты агентства «Синьхуа» пишут, что проблема глубже, чем вопрос Кашмира. Возможное обострение конфликта может ударить по интересам США в Афганистане откуда Вашингтон намерен вскоре вывести свои войска. Для благополучного вывода своих военных Белому дому нужна помощь Пакистана, который имеет влияние на радикальное движение «Талибан» (организация запрещена в России). Любое обострение на границе может заставить Пакистан выйти из «сделки» с США[3].

В заключении хотелось бы отметить, что за территорию штата Джамму и Кашмир две страны воевали трижды. Сейчас там сложился особый статус-кво, когда 60% территории находится под контролем Нью-Дели, а 30% управляются из Исламабада. Фактически там отсутствует государственная граница, но есть линия контроля, которая не является сколько-нибудь существенным препятствием для радикалов. В штате на протяжении многих лет действуют мусульманские террористы и отряды сепаратистов, которые не страшатся нападать на представителей индийской администрации и военных. Теперь потенциально взрывоопасный регион может уже в четвертый раз стать ареной противостояния двух стран, обладающих ядерным оружием. Кстати, еще 10% территории некогда независимого княжества контролирует Китай. Эту территорию «товарищи из Поднебесной» заняли в ходе скоротечного военного конфликта с Индией в 1962 году.

1http://www.sohu.com/a/333781357_100235166?spm=smpc.mil-home.feed.9.1565810763618ip0Myhg

[2] https://mil.ifeng.com/c/7p8P4JttMjj

[3] http://www.xinhuanet.com/world/2019-08/13/c_1210239530.htm

52.18MB | MySQL:103 | 0,514sec