Об обострившихся проблемах военно-технического сотрудничества между Турцией и США

Турция рассчитывает, что поставки второй батареи зенитной ракетной системы С-400 состоятся в текущем месяце или в сентябре. Об этом заявил в понедельник 12 августа министр обороны страны Хулуси Акар. «Срок поставок второй батареи С-400 — август-сентябрь. Идет работа по определению места будущей дислокации комплекса», — приводит его слова газета «Хюрриет». По словам главы Минобороны, после прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) между Россией и США потребность Турции в С-400 «еще больше возрастает»». Он также сообщил, что американская сторона выступила с новым предложением Турции по вопросу приобретения комплексов ПРО «Пэтриот». «Мы хотим, чтобы парадигма наших взаимоотношений изменилась и США действовали в соответствии имеющимися у нас отношениями стратегического партнерства», — добавил Акар. Турция в течение нескольких лет пыталась договориться с США о продаже ей комплексов «Пэтриот», однако Вашингтон не шел на такую сделку, в связи с чем Анкара решила закупить средства ПРО у России. В сентябре 2017 года РФ сообщила о заключенном с Турцией контракте на поставку С-400, его стоимость составляет 2,5 млрд долларов. Анкара получит полковой комплект (два дивизиона). Контракт подразумевает частичную передачу технологий производства турецкой стороне. Первые поставки начались 12 июля. Против приобретения Турцией С-400 активно выступают США и НАТО. 17 июля пресс-секретарь Белого дома в письменном заявлении сообщил, что решение Турции приобрести российские ЗРС С-400 делает невозможным ее дальнейшее участие в программе создания американских истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35. Администрация Трампа исключила Турцию из программы F-35 после того, как Анкара приняла поставку российской системы ПВО С-400.

В этой связи американские эксперты задаются вопросом: такие шаги  США ставят перед Турцией фундаментальный вопрос: какую модель истребителя она закупит, чтобы заменить свои стареющие ВВС, в которых в настоящее время доминируют F-16? Вопрос острый, особенно с учетом того, что Анкара уже начала в свойственной себе манере фактически шантажировать американцев угрозой закупить новые самолеты опять же у России. Еще 18 июля  госкорпорация «Ростех» сообщила, что готова поставить истребители Су-35 Турции в случае соответствующего интереса с турецкой стороны. Об этом заявил  глава госкорпорации Сергей Чемезов. «Если наши турецкие коллеги изъявят желание, мы готовы проработать поставки Су-35», — приводит пресс-служба «Ростеха» слова Чемезова. Ранее глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявлял, что Турция может обратиться к любой другой стране, в том числе к России, если США откажутся поставить республике F-35. Это пока чистой воды спекуляция, но в Вашингтоне даже такие намеки воспринимают очень болезненно. В этой связи американские эксперты практически солидарно полагают, что Соединенные Штаты будут планомерно продвигать санкции против Турции, поскольку, похоже, существует серьезный разрыв в видении этой проблемы между Конгрессом США и президентом Дональдом Трампом. Тем более, что этот кризис  между Турцией и Соединенными Штатами происходит в особенно тяжелое время из-за растущей напряженности в Восточном Средиземноморье по поводу прав на бурение у берегов Кипра. Остается неясным, будет ли Турция стремиться работать со своими западными партнерами или же будет и далее следовать независимым курсом.

Пока решение США не только срывает  поставку любого из 100 с лишним F-35, которые Анкара планировала купить. Более того, это решение Белого дома также удаляет турецких подрядчиков из производственной цепочки F-35. Турция  планировала разместить базу технического обслуживания, где ближневосточные страны, имеющие на вооружении F-35, могли бы обслуживать свои самолеты. Этот план также был отменен. По оценкам администрации Трампа, этот шаг обойдется Соединенным Штатам в 500 млн долларов. Что касается Турции, то она уже затратила более 1 млрд долларов на запланированную покупку F-35, и возврат этих денег будет сопряжен с долгими юридическими разбирательствами.

На данный момент остается неясным, каковы варианты закупок Турцией, чьи  истребители F-16 стареют, а парк истребителей-бомбардировщиков F-4 и F-5 уже устарел. Хотя поставки С-400 в Турцию уже начались, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил журналистам, что полная поставка компонентов и ракет не будет завершена до апреля 2020 года. То есть, он четко послал сигнал Западу о том, что система С-400 не будет введена в эксплуатацию до   этого срока, что, свою очередь вызывает у американцев вопрос: играет ли Турция таким образом на выигрыш времени или же реально готова обсуждать вопрос о замораживании постановки С-400 на боевое дежурство? Рискнем предположить, что вернее первое, поскольку закупать «игрушку» за такую сумму и оставлять ее пылиться на складе, турки позволить себе явно не могут. Конгресс США указал, что Турция столкнется со значительными санкциями в соответствии с законом «О противодействии американским противникам посредством санкций», если она развернет С-400. Что, если Турция задержит ввод систем в эксплуатацию или даже продаст их третьей стороне? Возможно, именно по этим причинам Трамп попросил у Конгресса временной лаг для переговоров с Турцией до введения санкций. С точки зрения интересов  США, существует искреннее желание избежать срыва цикла поставок и производства F-35, который последовал бы, если бы Турция была фактически удалена из программы. Еще одна проблема касается того, что может сделать Турция в случае немедленного введения санкций: Эрдоган четко заявил, что если Соединенные Штаты примут такие меры, то Турция ответит тем же, начиная с вероятного изгнания американских войск с авиабазы Инджирлик, что может сорвать военные операции США в регионе. Для турок  возможный ущерб  может быть очень болезненным: просто удаление из производственного цикла означает, что турецкие оборонные подрядчики потеряют около 10 млрд долларов дохода, что, вероятно, окажется катастрофическим для многих. Кроме того, турецкие военные могут столкнуться с эмбарго на поставки оружия, подобным тому, с которым они столкнулись в середине 1970-х годов, когда Конгресс запретил продажу американского оружия Турции после ее вторжения на Кипр. Это, вероятно, подорвет военную готовность Турции, если она не сможет получать американские запчасти и обновления программного обеспечения для своего существующего авиапарка.

Все эти процессы осложняются и иными факторами. Решение Турции начать поиск углеводородов у берегов этнически разделенного Кипра побудило Европейский союз ввести санкции против Анкары, поскольку Брюссель считает, что международно признанное правительство члена ЕС в южной части острова, где проживает большинство греков, имеет исключительные права на эти воды Восточного Средиземноморья. Турция признает кипрско-турецкую администрацию в отколовшейся северной части Кипра и утверждает, что любые углеводороды, обнаруженные в исключительной экономической зоне страны, принадлежат всем киприотам, а не только только грекам-киприотам. В этой связи возникает еще один вопрос: в случае конфликта между Турцией и другой европейской страной (Грецией прежде всего), какова будет позиция Соединенных Штатов? Как полагают американские эксперты, эта позиция будет выдержанной: посредничество, но никакого военного вмешательства. С другой стороны, на фоне углубления двустороннего американо-турецкого кризиса также ясно, что Турция не будет доверять полностью Соединенным Штатам в качестве посредника, если такой конфликт возникнет.

То, что не обсуждается в Вашингтоне наверняка, — это вытеснение Турции из НАТО. Однако фиаско с поставками F-35, скорее всего, приведет к тому, что Турция будет удалена из ключевых военных программ, миссий и разведывательных платформ НАТО, поскольку развертывание системы С-400 является прямой угрозой для оперативной безопасности альянса. Даже если Трамп заморозит введение  санкций в ближайшей перспективе, это не отменит такого шага  со стороны Конгресса. Это диктуется необходимостью ликвидировать опасный прецедент и наглядно продемонстрировать другим возможным покупателям С-400 последствия этого шага.  И Конгресс сейчас практически солидарно настроен именно на такие действия. В конечном счете, более широкая картина ясна: потеря доверия между Соединенными Штатами и Турцией реальна и будет трудно в ближайшее время восстановить его в какой-либо существенной форме. Даже при условии того, что администрация США в настоящее время всячески пытается сгладить эти противоречия путем проведения консультаций по Сирии и обсуждения перспектив создания там некого общего координационного центра. При этом очевидно, что в случае провала таких консультаций с точки зрения их практической и реально эффективной реализации, как и в случае начала боевого дежурства С-400 избежать массированных санкций Анкаре со стороны Конгресса практически не удасться.

62.03MB | MySQL:101 | 0,499sec