К вопросу о современных турецко – украинских отношениях. Часть 2

7 августа 2019 г. в Анкару с официальным однодневным визитом прибыл вновь избранный президент Украины Владимир Зеленский. Первая часть публикации, посвященной визиту В. Зеленского в Турцию опубликована на сайте Института Ближнего Востока по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=59016.

Напомним, что в первой части публикации мы говорили про ключевые взаимные интересы сторон: Украины к Турции и Турции к Украине. Если в двух словах, то главной задачей Украины (за спиной нового руководства которой, очевидно образом, «торчат американские уши», а, следовательно, можно сказать, что это – важная задача дипломатии США в отношении уже самой Украины и её места в регионе – В.К.) является недопущение формирования в Черноморском бассейне оси Север-Юг между Россией и Турцией. На руку Украине играет то, что Турция «закусила удила» по крымскому вопросу, своей непримиримой позицией загнав себя саму в угол.

Теперь на каждой встрече – как это было и 7 августа с.г. – турецкое руководство говорит о том, что оно не признает и никогда не признает «оккупации Крыма».

Что при этом происходит в турецко – российских отношениях? В них возник и постоянно поддерживается фактор напряженности. Понятно, что, допустим, США и ЕС не признают возвращения Крыма в состав России. Но они, особенно, что касается Европы, и не трубят об этом на каждом углу по поводу и без повода.

Турецкое руководство, в отличие от европейцев, этим занимается постоянно, плюс к тому ещё прикормив у себя на территории довольно шумную крымскотатарскую диаспору – откровенно враждебный по отношению к Российской Федерации сегмент. Все эти крымскотатарские фонды и ассоциации проводят регулярные мероприятия, к примеру, вокруг территории дипломатических учреждений РФ в Турции, включая посольство в Анкаре и генеральное консульство в Стамбуле.

Тот же президент Турции Р.Т.Эрдоган после встречи с В.Зеленским 7 августа, в очередной раз, выступил с серией жестких заявлений в поддержку Украины и её новому лидеру.

Цитируем: «Уважаемый Зеленский взял на себя ответственность в критический период времени. Я желаю успехов его замечательному государству и украинскому народу». За этими пожеланиями успеха последовала, в очередной раз, достаточно длинная тирада о том, что Турция не признала и никогда не признает «незаконной оккупации Россией Крыма», будет находиться плечом к плечу с украинским народом, а также поддерживать борьбу крымскотатарского народа за свои «законные права и свободы».

Теперь уместно задаться вполне законным вопросом, а почему Турция столь непримирима и что стоит за этой громкой риторикой?

Разумеется, Турция не хочет официально признавать полуостров Крым частью России просто потому, что, тем самым, она на стратегическую перспективу навсегда лишится возможности заявлять любые претензии на эту территорию. Это – достаточно расхожая позиция тех, кто комментирует турецкую принципиальность в этом вопросе. Правда, комментаторы при этом забывают о том, что Турция, признав государство Украина, автоматически признала и её границы и, тем самым, уже сняла для себя этот вопрос с повестки дня навсегда.

Турция поддерживает Украину ещё и потому, что ей нужен противовес растущему влиянию России в Черноморском бассейне. Наличие российско–турецкой напряженности – на руку Турции, которая на этих противоречиях очевидно строит свою игру.

Говоря о турецко – украинских отношениях, такая риторика «стоит денег»: Турция в обмен на свои эскапады рассчитывает на получение доли на украинском строительном рынке.

Объем лишь только дорожного строительства, которое необходимо провести «вчера», оценивается на Украине в сумму около 74 млрд долларов. Не говоря уже о промышленной и прочей инфраструктуре, а также о торговле, вообще. Проще говоря, всего лишь несколько фраз из уст турецкого президента с «похлопыванием по плечу» В.Зеленского на встрече и «небольшое расчесывание нервов России» крымскими татарами способно принести прямую экономическую выгоду.

Фиксируем (!), сейчас Турция может просто зайти на Украину и запустить руку «по локоть» в украинскую экономику, допустим, сделав инвестиции в стратегические сферы и, при этом, на правах стратегического союзника по региону, которого ещё и надо оторвать от России, рассчитывая на режим «особого благоприятствования» — как в плане получения самых «лакомых кусков», так и с точки зрения разного рода льгот и послаблений для своего бизнеса.

Чем такие заигрывания обходятся для Турции в её отношениях с Россией?

Разумеется, в кулуарах президент Р.Т.Эрдоган может даже обращаться с предложением к российскому президенту В.Путину «не принимать эту риторику близко к сердцу», мол, «работа – такая». Однако, проблема заключается в том, что такие заигрывания очень раздражают российскую сторону, которая, как минимум, вынуждена создавать вопросу крымских татар адекватный противовес внутри самой Турции – допустим, «подергивая» турок курдами. Вот только там, где Россия, по большому счету, не рискует ничем (нервы дипломатов – не в счет – В.К.), речь идет уже о территориальной целостности самой Турции. И тот факт, что американцы поддерживают курдов в Сирии, не значит, что из-за этого Россия повернется к курдам спиной. Тем более, когда они тоже «закусили удила» на получение собственной государственности.

52.24MB | MySQL:103 | 0,675sec