Оценки китайских военных специалистов военно-технической политики Израиля. Часть 3

Вооружение и военная техника военно-воздушных сил

Обозреватели китайского военно-технического издания «Военная наука и техника» проанализировали вооружение и военную технику военно-воздушных сил (ВВС) Израиля. Они пришли к выводу, что парк тактических самолетов ВВС Израиля представлен машинами американского производства. На вооружении остаются F-16C «Барак» (около 75 шт.), F-16D «Бракит» (46 шт.), F-16I «Суфа» (98 шт.), F-15A «Баз» (4 шт.), F-15B «Баз» (15 шт.), F-15C «Баз» (16 шт.), F-15D «Баз» (18 шт.), F-15I «Раам» (25 шт.). С 2016 г. поступают самолеты пятого поколения F-35I «Адир» (9 шт.). Наиболее эффективными и современными из них, по китайским оценкам, являются самолеты F-15I «Раам», (приняты на вооружение в январе 1998 года) и F-16I «Суфа» (на вооружении с 2004 года).

Самолет F-15I «Раам» представляет собой экспортный вариант американского самолета F-15Е «Страйк Игл», который предназначен в основном для нанесения ударов по наземным целям. Отличием данной машины от базовой модели является ее оснащение комплектом аппаратуры РЭБ SPS-2100, а также возможностью применения вооружения класса «воздух-поверхность» израильского производства. Самолеты F-15I обладают достаточно большим радиусом действия (до 1300 км без дозаправки в воздухе), что позволяет им наносить удары по целям на большом удалении от аэродромов базирования. Они имеют мощное современное ракетное и радиоэлектронное вооружение, масса боевой нагрузки может достигать 11,1 т. Китайские специалисты предполагают, что самолеты F-15I останутся на вооружении до 2030 года и продолжат модернизироваться. В частности, возможны улучшения характеристик радиолокационных станций (РЛС), модернизация комплекса радиоэлектронной борьбы, интеграция нового высокоточного оружия и обновление информационно-управляющего поля кабины пилота.

Многоцелевой тактический истребитель F-16I «Суфа» отличается от своих американских аналогов (F-16 Block 52) приблизительно на 50%. Самолет оснащен нашлемной системой наведения, индикатором на лобовом стекле, бортовой цифровой ЭВМ, а также дисплеем для отображения картографической информации, он может нести управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух» «Питон 5» с ТПВ головками самонаведения (ГСН). Истребители F-16I имеют радиус действия без подвесных баков до 1500 км, а также несут мощное ударное вооружение, масса их боевой нагрузки может достигать 7,2 т. Для увеличения дальности полета до 20% на самолет может быть установлен съемный конформный подвесной топливный бак производства компании «Израиль Аэроспейс Индастрис».

Истребители F-16C/D, поступившие на вооружение ВВС Израиля в конце 1970-х — начале 1980-х годов, в 2014 году были модернизированы до уровня «Барак 2020», а в 2018 году в состав вооружения этого самолета вошла управляемая авиационная бомба «Спайс-1000» производства компании «Рафаэль». Издание «Военная наука и техника» в августовском номере отмечает, что до 2030 года самолеты F-16C/D останутся в составе боевой авиации Израиля, но постепенно будут заменяться новыми аппаратами – F-35I. Истребители F-16I продолжат нести службу в армии Израиля в прогнозный период и будут усовершенствоваться.

Кроме того, китайские специалисты утверждают, что повышение боевой мощи израильских ВВС осуществляется за счет принятия с декабря 2016 года на вооружение самолетов F-35I (израильский вариант истребителя F-35А). Всего по официальным данным для ВВС Израиля по состоянию на март 2019 года поставлены 9 самолетов. В программе «Военный обозреватель», вышедшей 17 августа на китайском телеканале CCTV-7 (военное обозрение) эксперты Академии военных наук Народно-освободительной армии Китая отметили, что на данный момент Израиль является первым государством по численности введенных в строй истребителей данного типа, после США. Данный самолет содержит значительное количество радиоэлектронного оборудования производства Израиля, в частности, систем РЭБ и оборудования кабины. Кроме того, он приспособлен для применения оружия национального производства. Исключение составляют обзорно-прицельные средства: радиолокационная станция и оптико-электронная система, которые останутся штатными, как на серийных машинах F-35А. Для повышения тактических возможностей (досягаемости до целей) истребителей руководство ВС Израиля помимо замены программного обеспечения и компьютерного оборудования, систем связи, средств применения вооружения, средств электронного противодействия и средств наблюдения самолета F-35, планирует установку на этот самолет конформных топливных баков. К 2021 году планируется закупка 33 самолетов F-35I, к 2024 г. – 8 самолетов, к концу прогнозного периода – 25 самолетов. Однако, наряду с этим, рассматривается вопрос выбора самолетов F-15IA вместо дополнительных F-35I. Предположительно, окончательное решение израильским правительством будет принято к концу 2019 года.

Самолет F-15IA является модернизированной моделью F-15I. Радиус его боевого действия составляет до 4000 км. Планируется замена РЛС APG-70 на станцию с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) – APG-82(V)1. Ожидается установка на самолет более эффективных двигателей и системы управления полетом. Предполагается, что эксплуатационные расходы F-15IA будут на 25% ниже по сравнению с F -15I. Израиль также выражает заинтересованность в покупке самолетов F-35B, которые обладают возможностью вертикального взлета и посадки. Это позволит им использовать гораздо более короткие взлетно-посадочные полосы.

В целях решения задач переброски войск, техники, высадки десанта и материально технического обеспечения ВВС Израиля применяют средние и легкие военно-транспортные самолеты (ВТС) американского производства: легкие самолеты «Бич 200» и средние С-130 «Геркулес» модификаций H и J-30 (всего  около 18 машин). В настоящее время практически завершена модернизация парка самолетов С-130Н «Геркулес» до уровня C-130HI. Среди основных изменений: замена всех аналоговых систем на цифровые, обновление информационно-управляющего поля кабины, навигационной системы и метео-РЛС. Самолеты С-130 «Геркулес» будут состоять на вооружении ВС Израиля до 2030 года.

Несмотря на небольшую площадь Израиля и отсутствие экспедиционной направленности в применении вооруженных сил, ВВС имеют в своем составе девять стратегических транспортно-заправочных самолетов «Боинг-707» и четыре тактических KC-130H. В отличие от упомянутых выше тактических самолетов, транспортные и транспортно-заправочные самолеты не имеют значительных отличий от серийных американских машин. Самолеты-заправщики «Боинг-707» планируется заменить до 2025 года, возможные претенденты – американские топливозаправщики компании «Боинг» KC-46 и гражданские «Боинг-767», модернизированные компанией «Израильская аэрокосмическая промышленность» в самолеты-заправщики.

Специализированная авиация представлена самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ) (два «Боинг-707», два G550 «Эйтам» (ещё три заказаны), девятью разведывательными самолетами (шесть RC-12D – для ведения видовой разведки, три G550 «Шавит» – радио и радиотехнической разведки) и тремя самолетами базовой патрульной авиации IAI-1124 «Си Скэн» (в настоящее время выведены в резерв). На всех носителях установлено в основном израильское оборудование. Самыми современными из них являются самолеты G550 «Эйтам» и «Шавит», разработанные компанией «Израильская аэрокосмическая промышленность» на базе планеров G550 «Гольфстрим». Отличительная особенность израильских самолетов ДРЛОУ В-707 и «Эйтам» – конформное размещение шести («Боинг-707») и четырех («Эйтам» – двух боковых, носовой и хвостовой) антенных решеток радиолокационной станции «Фалкон» (модификации РЛС EL/M-2075 и EL/W-2085). Такая антенная система исключает наличие «слепых зон» при обзоре пространства по азимуту.

Анализ материалов китайского издания «Военная наука и техника» позволяет утверждать, что основу вертолетного парка вооруженных сил Израиля составляют ударные вертолеты AH-64A и AH-64D-I, транспортные вертолеты CH-53 и многоцелевые вертолеты UH-60.

Вертолет AH-64 предназначен для уничтожения бронетанковой техники, а также других наземных, морских и воздушных целей, нанесения точечных ударов и обеспечения непосредственной огневой поддержки войск, подавления противовоздушной обороны, а также для выполнения разведывательно-ударных задач в простых и сложных метеоусловиях в любое время суток. Он оснащен двумя двигателями T700-GE-701D компании «Дженерал электрик» с модернизированной системой приводов. В состав экипажа вертолета входят летчик и оператор комплекса вооружения. Расположение экипажа – тандемное. Вертолет оснащен четырехлопастным несущим винтом, выполненным из композиционных материалов. Максимальная скорость вертолета составляет 300 км/ч, практический потолок – 6400 м. Отличительной особенностью модификации AH-64D-I «Шараф» является оснащенность дополнительным оборудованием, функционально схожим с установленным на вертолете AH-64D «Апач Лонгбоу» (США). Кроме того, вертолет AH-64D-I оснащен средствами радиоэлектронной борьбы и авиационным оборудованием израильского производства, а также аппаратурой взаимодействия с единым информационным пространством. В состав комплекса вооружения вертолета может входить 30-мм пушка (1200 снарядов), до 76 неуправляемых авиационных ракет калибра 70-мм, а также до 16  ПТУР «Спайк».

Вертолет CH-53 предназначен для транспортировки войск и грузов в ходе наступательных операций. Он оснащен тремя двигателями T64-GE-416 компании «Дженерал электрик» мощностью 3696 л.с. каждый. В состав комплекса вооружения может входить до двух пулеметов, а также восемь ПТУР «Нимрод». В состав экипажа входят три человека. Вертолет способен осуществлять перевозку 55 экипированных военнослужащих, максимальная скорость полета – 215 км/ч, масса пустого аппарата – 15072 кг, максимальная взлетная масса – 33340 кг. Руководство ВС Израиля предполагает осуществить плановое снятие с вооружение и замену данных вертолетов в период до 2028–2030 годов. В качестве потенциальных кандидатов на роль нового транспортного вертолета рассматриваются вертолет CH-53K компании «Сикорский», вертолет CH-47 «Чинук», конвертоплан V-22 компании «Боинг».

Вертолет UH-60 предназначен для решения задач по боевому обеспечению проведения наступательных операций и задач по снабжению войск. Он оснащен двумя двигателями T700-GE-700 компании «Дженерал электрик». Максимальная скорость полета составляет 296 км/ч, практический потолок – 5790 м, масса пустого вертолета – 4819 кг, максимальная взлетная масса – 9185 кг. Вертолеты UH-60, состоящие на вооружении Израиля, дополнительно оснащены оборудованием для применения ПТУР «Спайк» и управляемых ракет «Гатр».

62.83MB | MySQL:102 | 0,731sec