Ирак: что стоит за сообщениями о возможной реанимации проекта нефтепровода Иран – Банияс

21 августа, высокопоставленный иракский чиновник, на условиях анонимности, сообщил журналистам портала «Аль-Сабах аль-Джадид», что Тегеран возродил идею создания проекта по экспорту нефти по трубопроводу, проходящему через иракскую территорию в сирийский порт Банияс на Средиземном море.

В основе этой идеи лежит замысел обойти санкции США и избежать Ормузского пролива, в контексте его закрытия в случае начала военных столкновений между Соединенными Штатами и их союзниками, с одной стороны и Ираном, с другой.

Ормузский пролив является одним из важных проливов в мире, через который проходит более 20 млн баррелей в сутки сырой нефти и различных нефтепродуктов, большая часть которых поступает на рынки Азии и Европы.

Иран официально представил проект Ираку, почти семь лет тому назад, но в 2014 году он был отложен после того, как отряды ИГ («Исламское государство» — запрещено в РФ) вторглись на обширные территории Северного и Западного Ирака и захватили их, отрезав путь на запад, —  пояснил чиновник.

По словам источника, «иранский нефтяной проект в порт Баниас включает в себя два участка, которые составят единый трубопровод. Первый – это строительство нового трубопровода протяженностью около 1000 км, проходящего через половину Ирака. А второй – это реконструкция старого иракского трубопровода Киркук-Баниас, который был заброшен с 1982 года после того, как Багдад разорвал свои отношения с Дамаском из-за того, что тот поддерживал Иран в войне против Ирака, которая продолжалось восемь лет. И из-за соперничества тогдашних лидеров двух стран за лидерство в партии Баас.

Чиновник отметил, что, во вновь озвученном предложении, предусматривается содержание трубопровода Киркук-Баниас за счет Ирана и его использование для экспорта иранской нефти.  Кроме того, технические возможности, позволят Ираку также использовать его для экспорта собственной нефти, поскольку пропускная способность этой трубы достигает одного миллиона с четвертью баррелей нефти в сутки.

Что касается географии проекта, то трасса трубопровода будет проходить по северной части Ирака, через Ниневийскую равнину и попадать на сирийскую территорию через провинцию Дейр-эз-Зор, и, далее, спускаться к сирийскому побережью.

«Ирак еще не ответил на иранское предложение, и по нему, вероятно, можно будет прийти к соглашению, — добавил чиновник, упомянув, однако, что в разное время, бытовали разные мнения на этот счет. В частности, на определенном этапе, Ирак рассматривал этот проект, с точки зрения участия в нем Ирана, «как бесполезный и потенциально вредный на том основании, что он и сам может экспортировать свою нефть в страны Средиземноморья через порт Банияс, без участия Ирана».

Один из членов комитета по нефти и газу в иракском парламенте, без рассмотрения и одобрения которым, этот проект невозможен, так прокомментировал  эту новость  журналисту газеты The New Arab:  «Есть серьезное предположение, что строительство трубопровода будет не столько направлено  на диверсификацию  экспорта нефти через Средиземное море для Ирана, сколько на обеспечение Сирии газом, и той же нефтью, кроме того, часть ее  может быть предоставлена Ливану, например,  для решения проблемы дефицита электричества. Иранская нефть в Ливане автоматически означает усиление «Хизбаллы», а, значит, крайне болезненную реакцию на происходящее, Израиля».

Иракский экономист, Асад аль-Адли, считает, что «этот проект —  все еще только разговоры. Есть серьезные аспекты по его безопасности, и подобные гигантские проекты не могут  быть завершены, по крайней мере, в течение двух лет, особенно, когда речь идет о трубе, протяженностью более 1000 километров».

Эксперт полагает, что таким образом, «Иран помимо роста своего политического влияния, сможет достичь исторического прорыва, путем прямого доступа к средиземноморским странам за пределами Аравийского залива и создать там новый конкурентный порт. Но для Ирака это не несет ничего хорошего, и тот, в случае одобрения проекта и разрешения строительства на своей территории, лишь проиграет, получив конкурента в этом важном порту».

Он заключил: «Невозможно принять нефтяное государство, которое займется сбытой своей нефти через свою территорию», …проект столкнется с большими трудностями, даже если иракский парламент и одобрит его, благодаря присутствию в нем большинства парламентских блоков, близких к Тегерану… кроме того, к наиболее заметным из этих трудностей стоит отнести американское желание, которое состоит в том, чтобы их санкции против Ирана были успешными».

Соединенные Штаты ввели санкции против Ирана после того, как президент США Дональд Трамп в мае 2018 года вышел из ядерной сделки с Тегераном.

2 мая Вашингтон в рамках ужесточения санкций, направленных на обнуление экспорта иранской нефти, решил отменить временные льготы, которые он предоставил в ноябре прошлого года восьми странам на закупку иранской нефти.

Администрация США пригрозила наложить жесткие санкции на любую страну, которая не выполняет эту резолюцию, за исключением Ирака, который несколько раз, последний раз в июне в течение трех месяцев, был освобожден от импорта газа и электроэнергии из Ирана.

Ранее, в этом месяце, Международное энергетическое агентство объявило, что добыча нефти в Иране в июле упала до самого низкого уровня с конца восьмидесятых годов, составив 2,23 млн баррелей в сутки, потеряв, тем самым, около 50 000 баррелей в сутки.

Согласно данным, представленным Reuters в конце мая, экспорт сырой нефти из Ирана в том месяц значительно сократился — до 400 тысяч баррелей в сутки, в то время как Министерство нефти Ирана заявило, что его среднесуточный экспорт в апреле составлял 2,6 млн баррелей.

Иран последовательно наращивает свои усилия по экспорту нефти в обход санкций США. Помимо «иракского анонсирования» о том, что Иран предложит экспортировать нефть по трубопроводу в сирийский порт Баниас через территорию Ирака, иранские власти объявили, что в марте 2021 года они «экспортируют свою первую партию нефти, минуя Ормузский пролив». Если Баниясский проект может оказаться и умелым информационным вбросом, но, в любом случае, технически, сложно реализуемым и долгосрочным проектом, крайне уязвимым от многих внешних факторов, то обходной путь вокруг того, что еще в колониальные времена, британцы называли chok point, а именно Ормуза, способен, в значительной степени, уменьшить риск блокады иранских танкеров в Заливе. Над схожим проектом сейчас вовсю работают ОАЭ, единственная из стран на противоположном берегу, обладающая выходом в Индийский океан — портом Фуджейра.   И похоже, Иран опережает соседей.

Торг Дехгани, исполнительный директор иранской нефтяной компании по проектированию и развитию, заявил, что в настоящее время его страна работает над проектом строительства нефтепровода от Горы, в провинции Бушер, на юго-западе Ирана до порта Джаск, расположенного на юго-востоке Оманского залива.

Согласно сообщению информационного агентства Tasnim, озвученному, ранее, в этом месяце, Т.  Дехгани заявил, что, «длина линии составит около тысячи километров, … и это будет более короткий и более подходящий, альтернативный маршрут для экспорта нефти за границу, через порт Джаск, восточнее Ормузского пролива».

Он добавил, что планируемый к строительству трубопровод, будет транспортировать из Горы в Джаск, один миллион баррелей нефти в сутки.

Если иранские альтернативы для экспорта своей нефти, так или иначе, могут уменьшить нефтеэкспортные риски для Тегерана, другие нефтяные страны региона, во главе с Саудовской Аравией, крупнейшим в мире экспортером нефти, могут столкнуться с серьезной дилеммой в сбыте своей нефти, в случае возникновения напряженности в районе Ормуза.

Ирак же, в данном сценарии всегда будет иметь хороший альтернативный маршрут, если не на Банияс, то на Акабу в Иордании, где работы по сооружению трубопровода уже начались.

62.85MB | MySQL:102 | 0,545sec