Оценки китайских военных специалистов военно-технической политики Израиля. Часть 5

Вооружение и военная техника военно-морских сил

Подводные лодки. Обозреватели китайского военно-технического издания «Военная наука и техника» отмечают, что по состоянию на середину 2019 года в боевом составе ВМС Израиля находятся пять неатомных подводных лодок (НПЛ): три НПЛ типа «Долфин» и две НПЛ типа «Усов. Долфин». НПЛ «Дольфин» относятся к проекту «Тип 800». Их конструкция близка к немецким НПЛ Проект 212, но имеется ряд отличий, например наличие «мокрого и сухого» шлюзового отсека для выхода боевых пловцов. Применение осуществляется из 10 торпедных аппаратов (два ряда по пять, один над другим, причем крайние торпедные аппараты (ТА) с обеих сторон каждого ряда 650-мм, а остальные – 533-мм). ТА снабжены гидромеханическими пусковыми устройствами для принудительного выброса противокорабельных ракет (ПКР) «Гарпун» и мин, торпеды из ТА выходят самоходом. Отличительной особенностью НПЛ «Усов. Долфин» от предшественника является увеличенная длина корпуса, что обусловлено включением в состав энергетической установки в дополнение к дизельной энергетической установке двух модулей с топливными элементами. Перспективы развития подводных лодок ВМС Израиля связаны со строительством третьего корпуса НПЛ типа «Усов. Долфин» и вводом его к 2020 г. Кроме того, в период 2025–2030 гг. ожидается принятие в боевой состав ВМС Израиля НПЛ нового проекта для замены НПЛ типа «Долфин».

Корветы. В китайских источниках отмечается, что на вооружении ВМС Израиля находятся три корвета (КРВ) типа «Эйлат» («Саар-5»), построенные в США и введенные в боевой состав ВМС Израиля в период 1994–1995 гг. Основное назначение кораблей – обеспечение противовоздушной и противолодочной обороны ракетных катеров. В состав вооружения КРВ типа «Эйлат» входят две счетверенные пусковые установки с восемью ПКР «Гарпун», зенитный ракетный комплекс «Барак-1», 76-мм артиллерийская установка (АУ) производства итальянской компании «ОТО Мелара» (в настоящее время – «Леонардо») и 20-мм АУ «Фаланкс». Помимо этого, КРВ оснащены двумя трехтрубными 324-мм торпедными аппаратами и имеют вертолетную площадку с возможностью размещения одного вертолета типа «Дельфин» SA 366G или «Си Пантер». Энергетическая установка КРВ типа «Эйлат» является комбинированной дизель-газотурбинной (CODOG – CОmbined Diesel Or Gas turbine) с раздельной работой дизельных двигателей и газовой турбины на полных скоростях хода. В ее состав входят одна газовая турбина марки LM 2500 производства компании «Дженерал Электрик» мощностью 30000 л.с. и два дизельных двигателя (ДД) марки 12V 1163 TB82 производства компании MTU мощностью 6600 л.с. Дальнейшее развитие кораблей данного класса будет связано со строительством четырех КРВ типа «Маген» («Саар-6»), которые будут иметь большие боевые возможности по сравнению с КРВ типа «Эйлат». Новые корабли будут применяться при выполнении задач патрулирования в исключительной экономической зоне Израиля в целях защиты газовых запасов страны, морских путей и других стратегических ресурсов в Средиземном море. Контракт на поставку четырех КРВ типа «Маген» был заключен в мае 2015 года между Министерством обороны Израиля и немецкой компанией «Тиссен-Крупп марине системз». Конструкция корпуса КРВ типа «Маген» основывается на КРВ ВМС Германии типа «Брауншвейг». В базовую платформу были внесены инженерные доработки с целью возможности размещения израильского оружия и радиоэлектронного вооружения. Форма корпуса будет обеспечивать минимальную радиолокационную заметность. Церемония резки стали для головного корабля состоялась в феврале 2018 года. Корветы получили названия «Маген», «Оз», «Индепенденс» и «Виктори». Корпус и надстройка кораблей будут построены на верфях компании «Тиссен-Крупп марине системз» в Германии, а оснащение радиоэлектронными средствами и другими подсистемами будет выполнено в Израиле. КРВ типа «Маген» будут оснащены двухвальной комбинированной дизельной энергетической установкой (CODAD – COmbined Diesel And Diesel) в состав которой входят два ДД марки 20V 1163 TB93 производства немецкой компании MTU. Для снижения сигнатуры в инфракрасном спектре вывод выхлопных газов выполнен на уровне ватерлинии по горизонтальной системе газоходов, которые охлаждаются путем впрыска забортной воды. Главной особенностью КРВ типа «Маген» станет высокая степень насыщенности системами вооружения. Его основу составят 16 противокорабельных ракет «Гарпун Блок 2», размещаемых в четырех пусковых установках в средней части корпуса. В состав артиллерийского оружия войдет одна 76-мм АУ производства компании «Леонардо» и две дистанционно-управляемые 30-мм АУ «Тайфун». В целях обеспечения противовоздушной обороны, корветы будут оснащены ЗРК «Барак-8», обеспечивающим поражение целей на дальности до 70 км и на высоте до 16 км. Две его 16-ячеечные установки вертикального пуска расположены побортно. Для защиты морских объектов нефтегазовой инфраструктуры и пунктов базирования флота от неуправляемых реактивных снарядов на корабле предусматривается смонтировать установку вертикального пуска противоракетного комплекса «Си Дом» (40 противоракет «Тамир», дальность – до 15 км, высота – до 5 км). Управление КРВ будет осуществляться с интегрированного ходового мостика, который будет расположен в носовой части. В состав радиоэлектронного вооружения
КРВ типа «Маген» будет входить трехкоординатный многофункциональный радиолокационный комплекс EL/M-2248 MF-STAR «Адир» c четырьмя конформными (три на носовой и одна на кормовой мачтах) АФАР с электронным изменением диаграммы направленности. Комплекс работает в S-диапазоне и имеет угол обзора 360°. Кроме того, устанавливаются средства радиоэлектронной борьбы, включающие комплекс постановки активных и пассивных помех «Маас». Корветы также будут оснащены навигационными системами и центрами управления и связи. Оптикоэлектронные датчики и системы связи будут размещены на интегрированном модуле, установленном в верхней части радиолокационного комплекса EL/M-2248 MF-STAR «Адир». Для борьбы с подводными лодками противника корабли будут оснащены двумя трехтрубными 324-мм ТА с торпедами Mk54. В кормовой части предполагается оборудовать взлетно-посадочную площадку и ангар для базирования вертолета или двух беспилотных летательных аппаратов. На КРВ типа «Маген» при численности экипажа 70 человек возможно кратковременное (на 2–3 суток) размещение до 35 военнослужащих сил специальных операций со штатным вооружением. Общие затраты на программу создания корветов оцениваются китайскими военными специалистами в сумму около 3 млрд долл. США. При этом стоимость строительства корпусов составит 500 млн долл., из которых 135 млн долл. выделяется правительством Германии. Отмечается, что ввод в боевой состав головного корабля намечен на 2020 год, а заключительного – в 2022 году.

Катера. В боевой состав ВМС Израиля входят ракетные и патрульные катера следующих типов: ракетные катера типа «Гетц»; патрульные катера типа «Супер Двора» Mk1,2,3; патрульные катера типа типа «Шальдаг». По состоянию на июнь 2019 года, на вооружении ВМС Израиля находится 8 ракетных катеров типа «Гетц», введенных в боевой состав в период 1981–2002 годов. Вместе с тремя корветами типа «Эйлат» они составляют основу ВМС Израиля. Ракетные катера типа «Гетц» оснащены четырьмя дизельными двигателями марки 16V 396 производства компании MTU суммарной мощностью 16600 л.с., приводящие в движение четыре винта. Ракетное вооружение состоит из восьми ПКР «Гарпун» RGM 84D/G Блок 1, размещаемых в двух счетверенных ПУ Mk141. Дальность стрельбы ПКР – более 120 км, скорость полета – 860 км/ч, масса боевой части – 221 кг. При подлете к цели она совершает маневр «горка» на высоту порядка 1800 м благодаря низколетящей траектории и этому маневру ее трудно обнаружить и применить средства противодействия. До момента снятия с вооружения ПКР «Габриэль 2» (дальность – 36 км, масса боевой части – 100 кг) эти катера оснащались шестью одноствольными ПУ с этими ракетами. Сейчас они частично оставлены на вооружении ракетных катеров.

Артиллерийское вооружение катеров представлено 76-мм артиллерийской установкой «Компакт» и 20-мм АУ «Фаланкс». Для обеспечения противолодочной обороны часть катеров вместо кормовой АУ оснащена активной низкочастотной буксируемой гидроакустической станцией «Алофтс» модель 980 и двумя торпедными аппаратами с противолодочными торпедами Mk46 мод. 5. Торпеды развивают скорость до 45 уз и обеспечивают поражение цели на дальности 8,5–11 км. Масса кумулятивно-фугасной боевой части составляет 44,5 кг. В целях обеспечения противовоздушной обороны катера оснащены ЗРК «Барак-1». Типовой боекомплект зенитных управляемых ракет (ЗУР) – 16 ракет в двух восьмиячеечных ПУ в кормовой части. Ранее на катерах стояли четыре таких ПУ с боезапасом 32 ракеты. Обнаружение и сопровождение целей и наведение ЗУР осуществляет радиолокационная станция (РЛС) EL/M 2221. Эффективная дальность обнаружения ПКР – до 15 км, самолета – до 30 км; эффективная дальность наведения ЗУР – до 10 км.

В состав радиоэлектронного вооружения кораблей этого типа входят также различные средства радиоэлектронной борьбы и гидроакустического противодействия, выстреливаемые из пусковых установок (ПУ) трех типов. Комплекс радиоэлектронного противодействия (РЭП) «Диджитал Шарк» и средства радио- и радиотехнической разведки «С-Пэарл» образуют единую систему радиоэлектронной борьбы «Севс-ДВ» (SEWS-DV). Управление всеми типами приборов помех обеспечивает интегрированная система подавления «Идс» (IDS – Integrated Decoy System), которая в автоматическом режиме рассчитывает оптимальный вариант применения средств подавления и управляет разворотом ПУ в необходимом направлении и пуском приборов помех. Это позволяет избежать необходимости дополнительного маневрирования корабля для уклонения от средств поражения. Система «Идс» также может работать в полуавтоматическом, ручном, экстренном и сервисном режимах. Китайские специалисты особо выделяют тот факт, что все системы и средства оружия и разведки обстановки интегрированы в единую систему боевого управления «Тактикос», которая широко распространена в ВМС различных стран. Это позволяет экипажу численностью 53 человека эффективно выполнять боевые задачи.

На вооружении ВМС Израиля стоят 13 катеров «Супер Двора» модификации Mk1 и Mk2 и 10 катеров модификации Mk3 (первый катер новой модификации вошел в боевой состав в 2004 году). Катера типа «Супер Двора» обладают хорошими скоростными и маневренными показателями, а также неприхотливостью в обслуживании. Модификация катера типа «Супер Двора» Mk3 отличается от предыдущих версий (Mk1 и Mk2) незначительно увеличенными размерами корпуса и, соответственно, полным водоизмещением. На новой модификации уменьшен экипаж (с 10 до 5 человек), катер оснащен более новыми системами и оборудованием. Автономность составляет трое суток. Отмечается, что в 2002 году ВМС Израиля заказали строительство катеров типа «Шальдаг» вместе с заказом катеров типа «Супер Двора» Mk3. По состоянию на июнь 2019 года, в состав ВМС входят пять катеров типа «Шальдаг». Корпус катера сварен из алюминиевых сплавов и разделен на шесть отсеков. Катер обладает хорошей мореходностью. Радиус разворота на 360о – менее 100 метров. На борту может находиться 10 тонн топлива и до шести тонн полезной нагрузки. В состав артиллерийского оружия данных катеров входит одна 20-мм и одна 25-мм артиллерийские установки. В компоновку энергетической установки катеров входят два дизельных двигателя марки TBO 604 BV16 производства компании «Дойтс» суммарной мощностью 5000 л.с. или два двигателя марки 12V 396TE94 производства компании MTU суммарной мощностью 4570 л.с. В качестве движителей на катерах применяются два водометных движителя. В состав артиллерийского оружия входят 25-мм АУ «Тайфун» и 20-мм АУ «Эрликон». Помимо этого, патрульные катера оснащены двумя 7,62-мм пулеметами МАГ.

В результате анализа китайских оценок военно-морской техники Государства Израиль мы видим существенную заинтересованность военных специалистов Поднебесной в освещении в СМИ развития израильского флота. Как представляется, данное обстоятельство вызвано со следующими причинами:

  1. Китайская Народная Республика, как и Государство Израиль, до недавнего времени не делала ставку на развитие ВМС при развитии национальных вооруженных сил, а военно-морская компонента рассматривалась только как вспомогательная. С изменением военно-политической обстановки роль ВМС в военной стратегии Китая повысилась, ежегодно увеличиваются финансирование этого вида вооруженных сил, в тоже время численность и финансирование сухопутного компонента уменьшаются.
  2. В условиях отсутствия реального боевого опыта, китайские специалисты используют все возможности для сбора информации о достижениях военно-морских сил зарубежных стран для их учета в своем военном строительстве. Опыт Израиля интересен китайским специалистам тем, что в рамках обеспечения безопасности стратегического проекта «Один пояс, один путь» рассматривается возможность передового присутствия группировки надводных и подводных кораблей китайских ВМС в акваториях Аденского залива. Предполагается, что анализ деятельности израильских подводных и надводных кораблей поможет китайским стратегам разработать планы и маршруты передвижения корабельного состава ВМС Китая для обеспечения безопасности торговых путей от морских пиратов и от морской блокады со стороны третьих стран.
  3. Технический аспект развития ВМС Израиля представляет для Китая особый интерес. Это обусловлено тем, что израильские военно-морские силы оцениваются китайскими специалистами как немногочисленный, развитый в технологическом отношении флот, где реализованы последние достижения кораблестроения. В настоящее время КНР предпринимает усилия для наращивания технического задела, слабость которого пока вынуждает Китай закупать некоторые комплектующие за рубежом.
52.3MB | MySQL:103 | 0,702sec