Израиль противостоит Ирану в Ираке. Часть 2

США возложили ответственность за недавнюю серию атак по военным объектам в Ираке на Израиль[i]. Израиль ограничивается намеками, явно продолжая действовать в рамках политики двусмысленности, и руководство Ирака официально всячески воздерживалось от определения «виновного».

По мнению Омара Дустри, эксперта в сфере национальной безопасности Иерусалимского центра стратегии и безопасности (Jerusalem Center for Strategy and Security, JISS), если Израиль решил выйти за рамки Сирии и приступить к действиям против Ирана и подконтрольных ему сил в Ираке, ему придется столкнуться с проблемами и ограничениями, которые могут затруднить ему осуществление атак и военных операций[ii].

Самое серьезное ограничение из всех – это присутствие США в Ираке. Действительно, президент США Дональд Трамп проводит жесткую линию против Ирана, которая включает односторонний выход из иранской ядерной сделки – Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД от 2015 года), – возобновление и усиление экономических санкций в отношении Тегерана и формирование умеренной суннитской арабской коалиции, нацеленной на блокирование влияния Ирана на Ближнем Востоке. В феврале 2019 года Д.Трамп даже заявил, что он намерен сохранить военное присутствие США в Ираке, чтобы пристально следить за Ираном. Однако на данном этапе похоже, что президент США предпочитает сосредоточиться на экономическом и дипломатическом давлении, а не вступать в масштабное или ограниченное военное противостояние с Ираном. Вполне вероятно, что удары Израиля по Ираку в Вашингтоне рассматриваются как шаги, которые дестабилизируют положение американских военных в стране, и подрывают дипломатические усилия Соединенных Штатов в рамках иракской политической системы после «победы» над ИГ.

В сентябре 2018 года, напоминают в JISS, официальные лица в Вашингтоне заявили, что Соединенные Штаты попросили Израиль не атаковать Ирак. Это было сделано после того, как в США получили сигналы о таком намерении. Американцы попросили своих коллег из израильской системы безопасности «оставить Ирак под [их] опекой». Некий «западный дипломат» по этому вопросу заявил агентству Reuters, что, хотя Израиль пользуется «свободой действий» в Сирии, он не должен осуществлять военные операции в Ираке в связи с усилиями США по стабилизации страны. Это заявление не выдержало проверку временем, поскольку за последний год Израиль напал на Ирак несколько раз. Вполне вероятно, что израильские действия могли быть ограничены правительством США с точки зрения зон атаки, местоположения, масштаба и целей.

Другим ограничением, которое может осложнить военную активность Израиля в Ираке, является политическая ситуация в этой стране. В отличие от хаоса в Сирии, где из-за отсутствия на протяжении длительного времени сильного центрального правительства – чем Израиль пользовался на протяжении последних лет – политическая и институциональная ситуация в Ираке является более стабильной. Израилю будет сложнее свободно действовать в Ираке с точки зрения оперативного планирования и легитимации своих действий на международной арене.

Третье ограничение для Израиля касается недавних и неформальных контактов между Израилем и Ираком. Согласно эксперту JISS, в последние месяцы три делегации из Ирака тайно посетили еврейское государство. В состав делегаций входило 15 влиятельных иракцев, включая религиозных лидеров суннитской и шиитской общин. Иракцы встретились с израильскими должностными лицами, учеными и организациями, связанными с иракским еврейским сообществом, а также посетили музей истории Холокоста Яд ва-Шем.

К этому эксперт добавляет то, что недавно произошло изменение общественного мнения в Ираке в отношении палестинской проблемы и зафиксирован рост позитивного отношения к Израилю. По словам иракского политического обозревателя Махера Абеда Джуды, «шиитское общественное мнение уже не так враждебно к Израилю, как это было в прошлом, из-за причастности арабов, включая палестинцев, к терактам в Ираке». Израиль хотел бы продолжить тенденцию относительного потепления в отношениях с Ираком, и нападение Израиля на иракскую территорию значительно затруднит эти усилия и может эту тенденцию обратить вспять. Даже в условиях, когда в определенной части иракского общества, включая часть многочисленного шиитского населения, рассматривают усиление позиций Ирана в стране как угрозу целостности и национальному единству, это вовсе не означает, что военная деятельность Израиля в Ираке будет способствовать установлению более тесных отношений между двумя странами. «Скорее всего, чувство гордости и достоинства у арабов приведет к противоположному и отрицательному эффекту», – считает израильский эксперт.

Однако есть и преимущества, которые могут позволить израильским ВВС действовать в воздушном пространстве Ирака против иранской инфраструктуры и позиций. Несмотря на сообщения о требованиях США не атаковать Ирак, есть и противоположные сообщения. Так, 18 января этого года представитель иракского правительства сообщил о том, что госсекретарь США Майк Помпео в ходе своего визита в Ирак заявил премьер-министру страны Аделю Абдель Махди, что Вашингтон не будет вмешиваться, если Израиль нападет на Ирак с целью разгрома сил, поддерживаемых Ираном. Иракский чиновник утверждал, что М.Помпео снял с США любую ответственность или отношение к  любому возможному нападению Израиля на иранских прокси  в стране.

Израиль, по мнению эксперта JISS, должен воспользоваться нападениями и угрозами со стороны шиитских ополченцев в адрес американских военных и правительственных чиновников. Так, 19 мая с.г. возле посольства США в Багдаде взорвалась ракета. 17 июня этого года по военной базе к северу от Багдада, где находятся американские военные, были выпущены три ракеты, и через сутки была запущена еще одна ракета по базе иракской армии, на которой также размещались американские войска. К этому следует добавить решение Соединенных Штатов в октябре 2018 года закрыть свое консульство в Басре после того, как КСИР объявили о своем намерении атаковать дипломатическую миссию США.

На оперативном уровне, по мнению израильского эксперта, Израиль может воспользоваться слабой противовоздушной обороной Ирака для атак по иранской инфраструктуре и позициям, с очень небольшим риском для израильских военных самолетов. Кроме того, если свобода действий израильских военных в Сирии в совершении воздушных налетов ограничена, то в Ираке Израилю не придется принимать во внимание ограничения в сфере безопасности и стратегические ограничения со стороны России, а значит, есть возможность пользоваться большей свободой действий в воздухе. Израиль также может извлечь выгоду из достоверной разведывательной информации, полученной от шиитов – и, возможно, суннитских групп, поддерживаемых саудитами, – в Ираке, которые выступают против присутствия Ирана в их стране. В некоторых случаях при поддержке США Израиль может также получить уточненную разведывательную информацию от Соединенных Штатов. К этому следует добавить давнее сотрудничество между Израилем и иракскими курдами.

Эксперт Иерусалимского центра стратегии и безопасности делает следующие рекомендации по борьбе с иранской угрозой в Ираке.

С точки зрения обеспечения безопасности Израиль заинтересован в срыве планов Ирана по созданию «сухопутного коридора», в предотвращении военного закрепления Ирана и военного потенциала подконтрольных ему отрядов в Ираке, а также недопущении поставок передового оружия или ракетных компонентов «Хизбалле» в Сирии и Ливане. Кроме того, Израиль должен сдерживать Иран, который стремится нанести ему вред и окружить его угрозами, исходящими также из районов, удаленных от израильской границы. Израилю также важно показать суннитскому арабскому миру, что еврейское государство – единственное, которое открыто выступает против Ирана и его прокси на всем Ближнем Востоке и в других регионах.

Учитывая угрозы, возможности и ограничения, Израиль должен распространить свои военные операции на Ирак и не бояться открыть еще один фронт против Ирана. В действительности выгод от этого будет больше, чем затрат, когда низка вероятность эскалации с Ираком или Ираном.

Израиль должен попытаться оказать давление на иракское правительство – с помощью американцев – чтобы уменьшить вмешательство Ирана в дела Ирака, и таким образом, в определенной степени легитимизировать военные атаки, если давление окажется безуспешным. В результате американского давления иракское правительство уже пыталось принять меры. Премьер-министр Ирака Адель Абдель Махди 1 июля 2019 года отдал приказ, согласно которому поддерживаемые Ираном шиитские вооруженные формирования, действующие в рамках «Аль-Хашд аш-Шааби», должны были влиться в официальные иракские силы безопасности. В настоящее время в этой шиитской коалиции насчитывается 45 милиций и в общей сложности около 130 000 бойцов. В приказе был установлен срок исполнения 1 августа 2019 г., в течение которого директива не была выполнена. Приказ также вряд ли будет реализован позднее из-за противодействия со стороны «Аль-Хашд аш-Шааби», которая обладает значительной военной и политической властью в стране (48 из 329 мест в иракском законодательном органе).

Военные действия Израиля против иранской инфраструктуры и позиций в Ираке должны прикрываться политикой двусмысленности и секретности, как части концепции «военной кампании между войнами», реализуемой в последние годы в основном в Сирии. Израиль должен убедить администрацию США самостоятельно действовать против иранской угрозы в Ираке. Для выполнения этой миссии Израиль должен объединиться с умеренными суннитскими государствами, которые озабочены угрозой со стороны Ирана, и вместе с ними работать в Вашингтоне.

Учитывая вышесказанное, израильские чиновники не подтвердят и не опровергнут ответственность израильских ВВС к упомянутым взрывам на территории Ирака.

В то время как «таинственные» взрывы порождали множество версий о том, кто конкретно причастен к авиаударам по территории Ирака, определенно, что без ведома Вашингтона, контролирующего Ирак, Израиль не совершил бы таких действий. Так что наличие «зеленого света» израильским ВВС для операций на территории Ирака вполне вписывается в американский план по оказанию максимального давления на Иран. Очевидно, что расчет заключался в том, чтобы сделать все без ущерба для военного присутствия США в Ираке и с максимальной выгодой для израильского премьер-министра, поглощенного избирательной кампанией. По данным «западных дипломатических источников», скорее всего между США и Израилем вообще осуществлялась координация действий.

Что касается руководства Ирака, то в отличие от шиитских ополчений, действующих в стране, они не могут публично обвинить Израиль в совершении этих нападений, потому что это чревато проблемами для иракского правительства и может привести к необходимости военного ответа. Все что может официальный Багдад – заявить, что ВВС страны способны защитить страну от внешней угрозы, как это сделал министр обороны Ирака. В этом же духе высказался бывший премьер-министр Ирака Нури аль-Малики. Он предупредил Израиль о «решительном ответе», если подтвердится, что за недавними авиаударами по связанным с Ираном военным объектам в Ираке стоят израильские военные. Н.аль-Малики также заявил, что если Израиль продолжит нападать на Ирак, его страна «превратится в поле боя, которое втянет многие страны, включая Иран»[iii].

[i] בכירים אמריקנים: «ישראל תקפה בעיראק» // Israel Hayom. 23.08.2019 — https://www.israelhayom.co.il/article/685039?utm_source=Jeeng

[ii]  התמודדות ישראל עם האיום האיראני בעיראק // JISS. 08.08.2019 — https://jiss.org.il/he/dostri-israel-dealing-with-the-iranian-threat-in-iraq/

[iii] Iran-backed militia walks back accusation that Israel, US behind Iraq strikes // The Times of Israel. 23.08.2019 —

https://www.timesofisrael.com/iran-backed-militia-walks-back-accusation-that-israel-us-behind-iraq-strikes/

53.08MB | MySQL:104 | 0,522sec