1 июля сомалийские власти выразили заявили протест представителю Найроби в Могадишо в связи с заявлением главы МИД Кении, в котором тот назвал самопровозглашенный Сомалиленд «страной».
Сомалиленд провозгласил о своей независимости в 1991 г. Но до сих пор его независимость никем не признана, и формально он входит в состав Сомали.
«Мы рассматриваем это заявление как вызов суверенитету, единству и территориальной целостности Сомали», — подчеркивалось в протесте.
Бывшее Британское Сомали – Сомалиленд – объединилось с Итальянским Сомали при достижении Сомали независимости в 1960 г. После падения в 1991 г. режима Сиада Барре Сомалиленд объявил о своей независимости.
Сомалиленд имеет свое правительство, армию, денежные знаки. Он является более стабильным по сравнению с остальным Сомали.
Отношения между Сомали и Кенией в последнее время омрачились территориальным спором из-за принадлежности обширного и богатого нефтью прилегающего к ним морского участка. Недавно Кения решила, что все самолеты, следующие из Могадишо в Найроби, должны делать промежуточную посадку в кенийском пограничном городе Ваджир для контроля пассажиров в плане безопасности.
5 июля Сомали объявило о разрыве дипломатических отношений с Гвинеей в знак протеста против приема, оказанного в этой стране главе самопровозглашенного Сомалиленда Мюзу Бихи. При этом были соблюдены все протокольные мероприятия, полагающиеся главе государства. Как заявил в этой связи глава МИД Сомали Ахмед Иссе Авад, «настало время сказать всему миру, что федеральное правительство Сомали и сомалийцы не потерпят нарушений его суверенитета, единства и независимости».
8 июля в Могадишо боевики движения «Аш-Шабаб» атаковали блок-пост силовиков в квартале Сейпийано. В ходе вспыхнувшей перестрелки погибли 5 человек, в том числе 3 гражданских лиц и 2 полицейских. При отражении атаки были уничтожены 2 джихадиста.
Считается, что эта атака должна была развиваться по другому сценарию – незадолго до него в том же квартале полицейским удалось остановить заминированную автомашину, заполненную взрывчаткой. Стражи порядка подорвали ее в безопасном месте.
Движение «Аш-Шабаб» взяло на себя ответственность за нападение на блок-пост. При этом утверждалось, что боевикам удалось захватить его на некоторое время. Признавалась потеря двух из них. Поданным свидетелей, нападавшие были одеты в форму солдат сомалийской армии, что дало им возможность беспрепятственно приблизиться к блок-посту.
12 июля боевики движения «Аш-Шабаб» атаковали и захватили популярный отель «Медина» в центре портового города Кисмайо на юге Сомали. В ходе последовавших затем 12-часовой осады и последовавшего затем штурма отеля уже 13 июля погибли, по первоначальным данным, по меньшей мере 12 человек, 30 получили ранения.
Нападение на отель началось с подрыва у его входа заминированной автомашины. В результате взрыва здание получило сильные повреждения. Затем «пехота» джихадистов проникла внутрь здания, преодолев сопротивление его охранников. Тем самым джихадисты в очередной раз действовали по сценарию, ранее неоднократно отработанному ими при нападениях на различные объекты в Могадишо. По данным сомалийских спецслужб, нападавших было 4. На них была полицейская форма. В ходе штурма отеля все они были уничтожены.
В момент нападения на отель в нем проживали многочисленные бизнесмены и политики, которые находились в Кисмайо для подготовки выборов главы полуавтономного региона Джубаленд, запланированных на конец августа.
Ответственность за нападение на отель взяло на себя движение «Аш-Шабаб». В своем коммюнике оно утверждало, что его целью были «безбожники из администрации Джубаленда».
К исходу 13 июля речь шла уже о 26 убитых и 56 раненых. Среди погибших оказалась, в частности, канадская журналистка сомалийского происхождения, 3 кенийца, британец, 2 американца и 3 танзанийца. Среди раненых были граждане Китая. Погибли также 2 сомалийских журналиста Мохаммед Омар Сахаль и Ходан Налейя. По данным Сомалийского профсоюза журналистов, они стали первыми журналистами, погибшими в 2019г. Про Х.Налейя, муж которой также погиб в ходе нападения на отель, известно, что она долгое время работала в Канаде и лишь недавно вернулась в Сомали.
Регион Джубаленда и порт Кисмайо с 2008 по 2012 годы контролировало движение «Аш-Шабаб».Порт приносил джихадистам значительные доходы. В 2012 году они были выбиты из порта местными милицейскими формированиями при поддержке кенийских войск. Кисмайо, находящийся в 500 км к юго-западу от Могадишо, и регион Джубаленд с того времени управляются местными властями, аффилированными с федеральным правительством Сомали.
После потери Кисмайо боевики движения «Аш-Шабаб» продолжали нападения на сомалийских военных и солдат африканской миротворческой миссии Amisom. Однако нападение на отель стало их первой операцией в Кисмайо начиная с 2012 г.
22 июля теракт с использованием заминированного автомобиля под управлением смертника был совершен близ одного из блок-постов на автодороге между Могадишо и столичным аэропортом, в непосредственной близости от отеля «Африк». В результате взрыва погибли по меньшей мере 17 человек, 28 получили ранения. Ответственность за совершение этого теракта взяло на себя движение «Аш-Шабаб».
25 июля боевики движения «Аш-Шабаб» смогли подорвать взрывное устройство внутри здания мэрии Могадишо. В результате теракта, совершенного смертником, которому удалось беспрепятственно проникнуть в здание, погибли по меньшей мере 6 человек, 6 – включая мэра столицы Абдирахмана Омара Османа, получили ранения.
Среди погибших оказались 2 заместителя мэра и 3 руководителя городских служб. Ответственность за теракт взяло на себя движение «Аш-Шабаб». Как заявил его представитель Абдулазиз Абу Музаб, целью джихадистов был специальный представитель ООН в Сомали Джеймс Сван, который должен был находиться в мэрии в момент совершения теракта. Однако его встреча с представителями городских властей прошла на час раньше запланированного. Поэтому в момент атаки его уже не было в здании.
К июлю под давлением международных доноров Сомали властям этой страны, похоже, удалось решить проблему выплат в полном объеме зарплат, причитающихся сомалийским военным. Это было сделано путем налаживания прямых начислений денежных средств на личные банковские карты сомалийских военных. До этого они хронически недополучали полагавшиеся им денежные средства, недостаток которых, как подозревается, оседал в карманах их некоторых начальников. Понятно, что подобная порочная практика никак не содействовала повышению уровня боеспособности сомалийских военнослужащих.
Стоит напомнить, что в 2017 г. США приостановили оказание финансовой помощи сомалийской армии из-за подозрений, что она не доходит до простых солдат. Как следствие финансовой реформы в сомалийской армии – Вашингтон объявил в июле, что возобновляет ограниченную поддержку одной из частей сомалийской армии в регионе Нижнее Шабелле, где сомалийские военные и африканские миротворцы в апреле и мае отбили у движения «Аш-Шабаб» несколько ключевых городов.
В Кении 3 июля три человека, признанные виновными в содействии атаке боевиков движения «Аш-Шабаб» на университет в кенийском городе Гарисса в 2015 году, получили длительные сроки тюремного заключения. При том нападении на университет погибли 148 человек. Один из осужденных – танзаниец по национальности –получил пожизненное заключение, двое кенийцев – по 41 году тюрьмы каждый.
В целом, несмотря на определенные реформы, проведенные в сомалийской армии, необходимо признать существующие реалии, а именно – неготовность сомалийской армии взять на себя всю полноту ответственности за обеспечение безопасности страны. Ее очевидной слабостью является раздробленность и неравенство в обеспечении, что во многом связано с тем, что действия таких стран как Великобритания, США, Турция, ОАЭ, а также Европейского союза напоминают известную басню Крылова – они обеспечивают подготовку отдельных частей сомалийской армии, ничего не делая для координации их действий.