Перспективы британо-израильских отношений при Б.Джонсоне

Исполнился месяц с того момента, как Б.Джонсон сменил Т.Мэй в кресле британского премьер-министра. Эта символическая дата была отмечена в конце минувшей недели несколькими знаковыми заявлениями Лондона по иранской проблеме, имеющими большое значение для Иерусалима. С одной стороны, за день до старта саммита G7 в Биаррице внешнеполитические источники Соединенного Королевства сообщили, что правительство Б.Джонсона не намерено отступать от идеи о необходимости сохранения СВПД, поскольку именно сделка является гарантией предотвращения получения Ираном ядерного оружия. С другой стороны, в минувшую субботу уже министерство обороны Великобритании заявило об отправке в Персидский залив третьего по счету военного корабля с целью сопровождения судов под британским флагом в Ормузском проливе.

Исходя из этого, получается, что Великобритания не готова оказывать на Тегеран большее давление по линии «ядерной сделки». Кроме того, немаловажно, что в этом вопросе оказать на Лондон решающего воздействия не может и Вашингтон, хотя нового британского премьер-министра и считают «клоном Д.Трампа». Так, в названном выше комментарии дипломатического источника Соединенного Королевства отмечается: «я думаю, что по этому вопросу есть своего рода ожидания, что мы собираемся встретиться с американским президентом, и наша позиция не изменится», однако, если американская администрация предложит еще какие-то варианты решения проблемы, то «мы будем рады их обсудить». Таким образом получается, что укрепление британо-американских отношений, воспринимаемое как производная от брэксита, не означает автоматической солидаризации по острым темам, включая те, что имеют особую важность для Израиля.

С другой стороны, государства готовы сотрудничать в рамках обеспечения безопасности танкеров, что в свою очередь в Иране мыслится как поддержка общей коалиции против него. Однако если Израиль в данном случае действительно ищет точки соприкосновения со странами Персидского залива, то для Британии это главным образом ее собственные интересы,  и страна не готова бороться за идеалы чужой дружбы. Более того, Великобритании, судя по всему, присущ подход, аналогичный тому, что на днях озвучила Австралия, по мнению которой миссия по обеспечению безопасности судоходства не означает поддержки США  в противостоянии с Ираном.

Вместе с тем, по оценкам самих британских экспертов, в Соединенном Королевстве сейчас наблюдается ситуация, в чем-то аналогичная американской, поскольку к власти там пришло «самое произраильское правительство». При этом как полагает председатель британской произраильской группы в Палате Общин Conservative Friends of Israel (CFI) С.Крэбб, такое положение дел объясняется не столько повышенной лояльностью к ближневосточной стране со стороны правительства Б.Джонсона, сколько антисемитизмом в рядах лейбористской партии. По его словам: «никогда прежде обе партии не были в таком противоречии, когда речь заходит об Израиле». И в таком контексте важно, если продолжать проводить аналогии с США, что, несмотря на дружбу с конкретной администрацией, подобно тому, как сблизился Б.Нетаньяху с республиканцами и Д.Трампом, истинный залог особых отношений между государствами – соблюдение именно двухпартийного консенсуса, дающего ощущение преемственности и стабильности сотрудничества.

В нынешней ситуации во многом речь идет о своеобразной игре на контрастах, которая позволяет еще более ослабить лейбористов во главе с Дж.Корбиным. Вместе с тем, для Израиля в этом есть определенные плюсы. Так,  сточки зрения президента CFI лорда С.Поллака, в погоне за «наглядной поддержкой» Израиля правительство Великобритании готово на дальнейшие шаги в пользу страны. Не исключено, на его взгляд, что это распространиться на позицию Лондона в ООН применительно к палестино-израильской повестке дня. Однако главным направлением развития контактов он видит сферу обороны и безопасности. Такой подход находит отражение и на официальном сайте CFI. Там помимо освещения актуальных событий, среди которых ход израильской предвыборной гонки и обстрелы территории страны ХАМАСом, дана оценка военно-морских учений в районе Хайфы под названием Mighty Waves 2019, в которых приняли участие представители Великобритании.

Наконец, по словам экспертов и по материалам опубликованным CFI заметно, что со стороны общества и произраильского лобби с Соединенном Королевстве идет работа над тем, чтобы заставить правительство более трезво оценивать Иран. Власти пока готовы решать эту задачу частично, обращая внимание на дестабилизирующую активность ИРИ  в регионе и необходимость обеспечивать безопасность судоходства. Впрочем, это объясняется не только соображениями британских внешнеполитических интересов, но и личностью самого Б.Джонсона, который теперь называет себя «страстным сионистом», но в бытность мэром Лондона, на просьбы еврейских организаций запретить проведения т.н. дня Аль-Кудс не реагировал.

В целом британо-израильские отношения в настоящий момент действительно находятся на подъеме. Потенциал роста двухстороннего сотрудничества есть в экономической сфере, однако реализация его зависит от выхода Британии из ЕС, также перспективны области высоких технологий, оборона и безопасность. Вместе с тем стратегической глубины эти контакты пока лишены, что связано как с недостаточной активностью Лондона на знакомом для него палестинском треке, так и в нежелании в большей степени согласовывать свой курс с США  в том, что касается таких актуальных региональных проблем как иранская. Хотя Израиль во многом полагался на то, что брексит заставит Соединенное Королевство в меньшей степени цепляться за СВПД на фоне того, что за его судьбу борется европейская дипломатия. Впрочем, все сказанное не самая большая проблема Иерусалима, т.к. положение самого Б.Джонсона в политической жизни страны не так крепко, чтобы задаваться целью выстроить долгосрочное партнерство, основанное на поиске точек соприкосновения именно с ним.

62.83MB | MySQL:102 | 0,487sec