Влияние ситуации в Йемене и Сомали на привлекательность судоходного маршрута через Красное море

Открытие Суэцкого канала в 1869 году создало самый короткий путь, соединяющий Европу, Азию, Восточную Африку и Америку.

Одновременно с этим возросло и геополитическое значение Баб-эль-Мандебского пролива: он является неотъемлемой частью этого логистического маршрута, обеспечивая львиную долю грузооборота, который приходится на Суэцкий канал. В глобальном масштабе это 10 – 12% от мирового торгового грузооборота. Согласно подсчетам U.S. Energy Information Administration, в настоящее время более 4 млн баррелей нефти в сутки пересекают пролив как в северном, так и в южном направлениях. Этот участок мирового судоходства является четвертым в мире по загруженности, но при этом единственным проливом столь масштабного значения, окруженного хаосом и войной. С южной стороны расположено фрагментированное на несколько самопровозглашенных образований Сомали, охваченное гражданской войной, история которой насчитывает почти 30 лет. С другой стороны – Йемен, на территории которого полыхает кровопролитный конфликт с большим количеством жертв, миллионами перемещенных лиц, эпидемиями и голодом. Кроме того, регион характеризуется наличием беженцев, многие из которых пересекают Красное море в обоих направлениях, а также является источником незаконной торговли оружием.  К сожалению, древнее название «Баб-эль-Мандеб» («Ворота слез») сегодня идеально отражает ситуацию в этом районе.

Если говорить об угрозе разбойных нападений со стороны территории Сомали, пик которых пришелся на 2008 – 2011 гг., но начиная с 2012 года ситуацию удалось значительно стабилизировать благодаря принятию защитных мер. Наибольший вклад внесли объединенная международная операция Atalanta, состоящая из стран-членов ЕС и действующая в рамках плана EU Maritime Security Strategy, а также операция Combined Martime Forces, состоящая из 33-х стран. Штаб-квартира последней расположена в Бахрейне, руководство осуществляет командующий 5-м флотом ВМС США. До 2016 года проводилась операция Ocean Shield под эгидой НАТО. Помимо указанных  международных миссий, участие в обеспечении безопасности коммерческого судоходства принимали военные корабли Китая, РФ, Японии и ряда других стран. При этом было организовано взаимодействие между воинскими подразделениями, что повысило эффективность действий. Широкое распространение получили такие меры, как использование более безопасных маршрутов, размещение специальных охранных команд на судах, создание центров быстрого реагирования, обмен информацией и др. Помимо обеспечения безопасности, был принят ряд мероприятий по улучшению гуманитарной ситуации в Сомали, а также по инициативе ЕС запущена миссия EUCAP – Somalia в целях укрепления взаимодействия с властными структурами африканской страны (в том числе с правительствами непризнанных Сомалиленда и Пунтленда) в вопросах борьбы с пиратством, подготовке специальных подразделений из числа граждан Сомали для выполнения функций береговой охраны, технического оснащения этих подразделений.

Особо следует отметить, что, несмотря на существенное снижение инцидентов, связанных с разбойными нападениями (до нескольких случаев в год) судоходный маршрут вдоль Сомали до сих пор считается опасным, а его использование рекомендовано только при условии соблюдения всех мер безопасности. Операции Atalanta и Combined Martime Forces продолжают действовать в районе Африканского Рога. Руководство Atalanta признает наличие существенной угрозы со стороны разбойных групп сомалийского происхождения и пока не видит оснований для прекращения своей миссии.

Вместе с тем, благодаря принятию адекватных мер угроза пиратских атак сегодня не является фактором, существенно влияющим на привлекательность судоходного маршрута вдоль Сомали. В период 2008 – 2011 гг., согласно оценочным подсчетам, этот фактор напрямую обусловил снижение грузооборота через Баб-эль-Мандебский пролив до 10 % ежегодно ввиду использования судами альтернативных маршрутов. Сегодня от угрозы пиратства удалось защититься, но она не побеждена.

Но при этом новые риски для судоходства, обусловленные кризисом в Йемене, существенно отличаются от «сомалийской» угрозы и являются беспрецедентными в историческом сравнении. Ситуацию усугубляет фактор сложной расстановки внутренних сил на фронтах гражданской войны в арабской республике, а также вмешательство ряда стран (Иран, США, ОАЭ, Саудовская Аравия) в этот конфликт. Но в текущей военно-политической обстановке основной силой, способной дестабилизировать судоходство в Баб-эль-Мандебском проливе, является движение «Ансар Аллах», имеющее твердые позиции на территории Йемена.

Боевые подразделения этого движения, способные действовать на море, существенно отличаются от сомалийских пиратов по следующим аспектам:

— более широкий спектр применяемых вооружений, включая модернизированные ракеты китайского и иранского производства, тогда как в случае Сомали разбойные группы обходились, как правило, только ручным огнестрельным оружием;

— географические особенности: ширина пролива в самом узком месте – 29 км, что при использовании ракетного вооружения ставит под угрозу все корабли и суда в этом районе, тогда как в случае Сомали имеется возможность использования более удаленных от берега маршрутов. Ограниченность пространства также затрудняет борьбу с малозаметными мобильными единицами (катерами), которые могут использовать обычные ручные гранатометы для атак на суда. Кроме того, близость к побережью Йемена обуславливает возможность проведения атаки с любого участка суши, поэтому полностью ликвидировать их угрозу практически невозможно даже в условиях применения самых современных вооружений. Успехам хоуситов может существенно способствовать возможность свободного передвижения по побережью Красного моря в Йемене. Все это снижает эффективность потенциально возможных мер военного характера (например, ракетные атаки по береговым объектам или действия авиации);

— опыт у подразделений хоуситов ведения боевых действий против регулярных войск, а также наличие приобретенного опыта на морском театре в виде постановки минных полей, ракетных атак на корабли и суда враждебных сторон. Так, в 2015 году в результате активных атак против военно-морских подразделений ОАЭ и Саудовской Аравии повреждения получили более десяти кораблей, а также вспомогательные и гражданские суда. Несмотря на снижение интенсивности атак по морским целям, отдельные случаи имели место в 2016, 2017 и 2018 гг., в том числе атака на эсминец ВМС США Masson;

— помимо хоуситов, атаки на любые суда, в том числе в целях провокации, возможны и со стороны других группировок террористической направленности (например, сторонники «Аль-Каиды Аравийского полуострова» или «Исламского государства»);

— в отличие от сомалийских преступных групп, захватывающих суда или членов команды с целью получения выкупа, либо промышлявшими примитивным разбоем, хоуситы являются не криминальным элементом, а религиозно-мотивированными, организованными подразделениями, готовыми действовать целенаправленно на уничтожение судов, в том числе с использованием смертников;

— «Ансар Аллах», в отличие от пиратов, действует избирательно в отношении объектов атаки, исходя из своих политических взглядов. Именно благодаря этому фактору атаки на корабли и суда ОАЭ и Саудовской Аравии пока не повлекли за собой полное обрушение доверия к Баб-эль-Мандебскому проливу как к судоходному маршруту, хотя ситуация может измениться в худшую сторону.

Все вышеперечисленные особенности существенно осложняют процесс обеспечения безопасности в районе пролива и требуют принятия мер иного характера, чем использовавшимися для борьбы с пиратством. Однако в текущей обстановке полностью нейтрализовать эту угрозу военными мерами невозможно.

При этом вероятность полного перекрытия пролива для судоходства со стороны хоуситов не реалистична: в случае таких попыток даже в условиях поддержки со стороны внешних союзников их способность противостоять регулярным военно-морским силам крайне ограничена, поэтому, прямые столкновения на морском театре военных действий быстро закончатся разгромом. Очевидно, что такой цели и не ставится руководством движения: подобные меры также приведут к решительному осуждению со стороны большинства государств, что существенно осложним политическое будущее хоуситов, надежды на которое имеются.

Единственное, на что способны хоуситы на морском театре – это проведений атак на корабли и суда. Следует отметить, что это по своим экономическим и геополитическим последствиям может быть сопоставимо с возможностью остановить судоходство в районе пролива, так как подобная угроза негативно отразится на привлекательности маршрута. Так, в июле 2018 года власти Саудовской Аравии были вынуждены прибегнуть к кратковременному прекращению транзита нефти и нефтепродуктов через Баб-эль-Мандебский пролив после атак на нефтяные танкеры со стороны хоуситов. Упомянутая новость вызвала резонанс, а мировые рынки отреагировали скачком цен на нефть, хотя и незначительным.

Безусловно, потенциал «Ансар Аллах» в этом отношении ограничен качеством и объемами ракетного вооружения, единиц военно-морской техники, дефицитом соответствующих специалистов. Так, снижение интенсивности ракетных атак на морские цели в 2016 году по сравнению с 2015 годом некоторые эксперты связали именно с истощением боевого потенциала хоуситов и дефицитом соответствующих вооружений. Вместе с тем, возможность совершать даже единичные атаки ставит под угрозу коммерческую привлекательность судоходства.

Несмотря на то, что цели атак со стороны хоуситов избирательны и продиктованы военно-политическими аспектами, угроза совершения атак на любые корабли и суда в этом районе существует. Согласно ряду наставлений, применяемых в судоходстве, территория Баб-эль-Мандебского пролива в настоящее время отнесена к категории опасных. В целях минимизации рисков кораблям и судам рекомендовано использовать такие меры безопасности, как движение на высокой скорости, пересечение пролива в светлое время суток, использование услуг специалистов в военно-морском деле, поддержание связи со спасательными силами, готовность к ликвидации возможного пожара и т.д. Судам, которые движутся на низких скоростях, рекомендовано использовать альтернативные маршруты.

Информация о степени снижения коммерческой привлекательности маршрута через Баб-эль-Мандебский пролив, напрямую обусловленной последствиями кризиса в Йемене, отсутствует, так как объективно оценить эту взаимосвязь не представляется возможным. Точная статистика грузооборота ведется только руководством Суэцкого канала, тогда как при использовании маршрута вокруг Африки подобные данные отсутствуют. Кроме того, на выбор пути следования оказывают влияние и такие факторы, как стоимость топлива, пункт назначения, категория груза, характеристики конкретного судна и другие. Но очевидно, что негативный эффект от инцидентов в Йемене имеется, а в случае их дальнейшего повторения он будет усугубляться.

Если говорить о последствиях для глобальной экономики, то даже при развитии ситуации по наихудшему сценарию ограничение судоходства в районе Баб-эль-Мандебского пролива нежелательное, но не критичное явление по своему масштабу. Увеличение логистических затрат ввиду более активного использования альтернативного маршрута вокруг Африки может поспособствовать росту цен на отдельные товары и оказать негативное влияние на показатели международной торговли, особенно между государствами ЕС и странами АТР. Однако в современных условиях разница в стоимости между двумя маршрутами относительно невелика с учетом наличия платы за транзит через Суэцкий канал. Что касается торговли энергоносителями, то 4 млн баррелей нефти в сутки не является существенным объемом в масштабах мировой торговли. При этом наиболее зависимые от использования судоходного маршрута через Баб-эль-Мандебский пролив экспортеры нефти и нефтепродуктов – Ирак (около 20% экспорта сырой нефти проходит через пролив) и Иран (около 30%). Доля европейских стран в структуре экспорта ОАЭ и Кувейта менее значительная, а Саудовская Аравия использует для этого направления порты, расположенные в Красном море, минуя Баб-эль-Мандебский пролив.

Существенные убытки в случае снижения грузооборота через Баб-эль-Мандебский пролив понесет Египет: выручка от транзитных услуг при использовании Суэцкого канала составляет около 5% ВВП арабской республики. Каир рассчитывает на существенное увеличение доходов от этого источника в будущем, а район Суэцкого канала рассматривается как одно из ключевых направлений, которое обеспечит экономический рост страны в дальнейшем за счет привлечения инвестиций и реализации различных проектов здесь. Ввиду этого ситуация в Баб-эль-Мандебском проливе, напрямую влияющая на спрос на услуги Суэцкого канала, вызывает глубокую озабоченность в Каире, который внимательно отслеживает ситуацию и принимает меры по стабилизации обстановки. Вместе с тем, более активное вмешательство египетской армии в йеменский конфликт, если бы оно произошло, однозначно повлекло бы противодействие со стороны хоуситов. Вероятно, они пошли бы на меры экономического воздействия на руководство арабской республики, в том числе в виде попыток ограничить использование Суэцкого канала путем, к примеру, беспорядочных атак на все суда, перемещающиеся в сторону Египта. Возможно, понимание этой угрозы обусловило сдержанную позицию Каира в отношении йеменского конфликта.

52.23MB | MySQL:103 | 0,477sec