О новом политическом конфликте между Израилем и Ливаном

Минувшие несколько дней продемонстрировали резкое обострение ливанско-израильских отношений и начало прямой конфронтации между двумя государствами. Этот процесс напрямую связан с провокационной активностью израильских ВВС в воздушном пространстве Ливана. Такая активность вызвала как ряд резких и воинственных заявлений со стороны движения «Хизбалла», так и ответные меры политического и дипломатического характера со стороны правительства Ливана. При том, что начало новой региональной войны не соответствует на данный момент интересам ни Израиля, ни Ирана (регионального покровителя «Хизбаллы»), спираль враждебных действий может выйти из-под контроля и способствовать началу широкомасштабного конфликта.

25 августа медиа-центр движения «Хизбалла» в пригороде Бейрута Дахие подвергся атаке беспилотников. Один из них был сбит, другой влетел в здание и там взорвался (он был начинен взрывчаткой). За день до этого, в ночь с субботы на воскресенье 24/25 августа состоялось нападение израильских ВВС на объект в Акрабе, небольшом городке на сирийской территории, к юго-востоку от Дамаска. При этом, по данным лондонской Обсерватории по правам человека в Сирии, в результате налет погибли пять человек из числа боевиков просирийских шиитских вооруженных формирований. По данным «Хизбаллы» погибли два человека. Пресс-секретарь Армии обороны Израиля Джонатан Конрикус отметил, что «атака была направлена на террористические цели и военные объекты иранских сил «Кудс» и шиитских милиций». Высшее руководство «Хизбаллы» категорически отрицает, что мишенью израильской армии стал военный объект, отмечая, что удар был нанесен по жилому дому, где были расквартированы бойцы «Хизбаллы». «На этом месте не было никаких военных объектов, а только два молодых парня из Хизбаллы», — заявил Хасан Насралла. В свою очередь премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, совершая поездку по Северному Израилю отметил, что удары по иранским военным объектам в Сирии будут продолжаться и далее. «Любая страна, которая предоставит свою территорию для нападения на Израиль, столкнется с последствиями», — заявил он. Далее израильский премьер констатировал: «У Ирана нигде нет иммунитета. Наши силы действуют против иранской агрессии в любом секторе».

Далее ночью 26 августа израильские беспилотники нанесли удары по позициям просирийского Народного фронта освобождения Палестины (НФОП) на востоке долины Бекаа. О жертвах среди бойцов НФОП не сообщается. Израильский беспилотный самолет-разведчик был замечен барражирующим на низкой высоте в окрестностях города Баальбек в долине Бекаа. Напомним, что Баальбек считается одной из главных твердынь «Хизбаллы». Именно здесь происходит большая часть публичных выступлений Хасана Насраллы, как на недавнем (14 августа) фестивале, посвященном победе в июльской войне 2006 года.

Главным и наиболее тревожным событием здесь является атака на административное здание «Хизбаллы» в Дахие. Подобные израильские нападения на ливанскую территорию не были зафиксированы с августа 2006 года, после принятия резолюции 1701 Совета Безопасности ООН, что вызывает большое беспокойство в Ливане. 25 августа премьер-министр Ливана Саад Харири охарактеризовал налет израильских беспилотников как «вопиющую атаку на ливанский суверенитет». «Эта агрессия представляет угрозу региональной стабильности и попытку еще больше обострить ситуацию», — отметил премьер. Он также призвал международное сообщество «защитить резолюцию 1701 от посягательств с израильской стороны». Президент Ливана Мишель Аун 25 августа назвал нападение беспилотников «наглой агрессией против ливанского суверенитета и территориальной целостности» и отметил, что Ливан предпримет соответствующие меры. На заседании Военного совета Ливана 26 августа президент назвал налет на здание «Хизбаллы» «объявлением войны». Министр иностранных дел Джебран Басиль направил распоряжение послу Ливана при ООН направить в Совет Безопасности ООН жалобу в связи с «опасным нарушением ливанского суверенитета». При этом он отметил приверженность Ливана соблюдению резолюции 1701 СБ ООН. В то же время Израиль, по мнению Басиля, «позволяет себе ежедневные и непрекращающиеся нарушения, которые терроризируют ливанцев и угрожают их безопасности».

Агрессивный акт осудили и другие ливанские политики. Министр внутренних дел Райя аль-Хасан заявила, что считает возмутительным «израильскую агрессию и падение двух самолетов на южные пригороды Бейрута». «Это побуждает нас сильнее сплотиться вокруг правительства, законных институтов и силовых структур для того, чтобы сохранить безопасность и стабильность», — заявила министр.   Лидер ПСП Валид Джумблат констатировал, что «Израильская агрессия представляет собой крупнейший вызов, наилучшим ответом на который будет национальное единство и мобилизация всех административных и финансовых мер, чтобы защитить внутреннюю стабильность». Лидер Партии «Марада» Сулейман Франжье отметил, что «Израильское нападение представляет собой вопиющее нарушение суверенитета». Он призвал к единому национальному подходу к данной проблеме и обращению в СБ ООН для решения кризисной ситуации. Лидер Демократической партии Ливана Таляль Арслан заявил о том, что наиболее эффективным ответом является сопротивление. «Сегодняшняя атака показывает необходимость укрепления триады армия-народ-сопротивление», — добавил он. Бывший руководитель Службы внутренней безопасности Ливана, а ныне депутат парламента от Коалиции 8 марта, генерал Джамиль Сайед отметил бессилие правительства противостоять агрессии: «Как правительство сможет справиться с израильской агрессией, если оно чуть не утонуло в стакане воды после инцидента в Кабр Шмуне? Легко воевать через бинокль».

Однако полнее всего осветил атаку на Дахие лидер движения «Хизбалла» Хасан Насралла.  Он назвал атаку дронов на здание его партии «очень, очень, очень опасным развитием событий». «Мы находимся на новой стадии», — отметил генсек «Хизбаллы», подразумевая то, что впервые после 2006 года израильская авиация совершила нападение на Ливан. Он охарактеризовал атаку как «ясное, четкое и очень опасное нарушение правил, зафиксированных соглашением 2006 года». «Мы не позволим, чтобы часы пошли назад. Мы не позволим, чтобы Ливан подвергался бомбардировкам, взрывам и насилию в наших домах. Это для нас красная линия», — сказал Насралла. «Я призываю израильскую армию по ту сторону границы с этой ночи быть наготове и ждать нас. Это нападение даром им не пройдет», — отметил лидер «Хизбаллы». Обращаясь к израильтянам, он сказал: «Не расслабляйтесь, не отдыхайте, не будьте уверенными и не думайте, что «Хизбалла» просто так спустит на тормозах этот инцидент».

Существуют разные версии того, почему израильское руководство решило именно в настоящий момент нарушить относительно мирное сосуществование с Ливаном и совершить это нападение. Первая заключается в том, что данное нападение было совершено при подстрекательстве США. Ее сторонники убеждены в том, что самим американцам не с руки начинать большой конфликт с Ираном и они подстрекают для этого Израиль. С нашей точки зрения, эта теория не выдерживает критики. Ввязываться в крупную военную авантюру в настоящее время категорически не в интересах администрации Д.Трампа. Кстати, на это указывает и телефонный звонок госсекретаря США Майка Помпео Сааду Харири. Шеф американской дипломатии призвал ливанское правительство к сдержанности и пообещал, что США не допустят широкомасштабного израильского нападения на Ливан.  Сторонники второй версии, к которым относится главный редактор газеты «Рай аль-йаум» Абдельбари Атван, считают, что эта атака была предпринята премьер-министром Израиля Нетаньяху без оглядки на Вашингтон. Данный шаг мог преследовать две цели. Во-первых, повышение популярности запутавшегося в коррупционных делах премьера в преддверии сентябрьских выборов. Во-вторых, эта провокация, возможно, имеет целью прощупать реакцию США (насколько далеко готовы зайти американцы в поддержке израильского союзника).

62.83MB | MySQL:102 | 0,411sec