Ситуация в Марокко: июнь 2007 года

Наиболее заметным событием месяца для Марокко была состоявшаяся 18-19 июня в США встреча между представителями Рабата и сепаратистского Фронта ПОЛИСАРИО, проходившая под эгидой ООН. Как и ожидалось, она завершилась без каких-либо видимых результатов, поскольку стороны имеют диаметрально противоположные позиции относительно перспектив западносахарского урегулирования. Они вновь подтвердили эти позиции накануне переговоров. Главным итогом встречи, прошедшей впервые после 10-летнего перерыва, стала договоренность сторон вновь сесть за стол переговоров в первой половине августа.

Июнь был богатым на военные события. В связи с ростом потенциальной угрозы со стороны террористов в июне МВД Марокко объявило, что в помощь полицейским Касабланки будут приданы 2,5 тыс. военнослужащих королевских Вооруженных Сил (КВС). Эта мера представлена властями как временная, которая будет работать до выпуска из учебных заведений новой большой группы полицейских. Заявление МВД фактически опровергло сообщение газеты «Либерасьон» партии «Социалистический союз народных сил», согласно которой в наиболее крупных городах королевства — Касабланке, Фесе, Мекнесе, Марракеше и Агадире — в помощь полицейским будут привлечены 15 тыс. военнослужащих. Бюджетом марокканской полиции в текущем году предусматривается увеличение ее штатной численности на 3 тыс. человек, из них 2 тыс. — в Касабланке.

9 июня представитель Марокко принял участие в проходившей в Алжире встрече начальников штабов ВВС стран — участниц группы «пять плюс пять» (пять стран Южной Европы и пять стран Магриба). Объявленной целью встречи было развитие сотрудничества в рамках «Инициативы пять плюс пять — оборона». Встреча проходила при закрытых дверях. Тем не менее стало известно, что среди обсуждавшихся вопросов значился обмен информацией о воздушной обстановке как одной из превентивных мер по предупреждению воздушного терроризма.

В июне французская пресса вновь подтвердила информацию о подготовке контракта по продаже Марокко 18 истребителей типа «Рафаль». Судя по всему, основной вопрос при этом — на какие средства Марокко сделает эту дорогую покупку. Именно вокруг этого вопроса в настоящее время и идет торг. Похоже, будет принят вариант, по которому консорциум французских банков предоставит Марокко кредит на покупку самолетов. Рассматривавшийся ранее вариант, согласно которому сделку оплатит либо Саудовская Аравия, либо ОАЭ, судя по всему, не получился. По неподтвержденной официально информации, марокканские пилоты уже находятся во Франции на переподготовке в ожидании сделки. При этом называется какая-то немыслимая сумма контракта — 2 млрд евро. Простой арифметический подсчет показывает, что в этом случае стоимость одного «Рафаля» составляет порядка 100 млн евро, что противоречит элементарному здравому смыслу.

Марокко фигурировало в списке стран, которые посетил в июне помощник шефа Пентагона по политическим делам Райан Генри. Каждая из этих стран рассматривалась как потенциальное место размещения штаб-квартиры американского Африканского командования (Африком), решение о развертывании которого было принято в феврале с.г. Р. Генри не скрывал, что вопросы, связанные с функционированием Африком, находились в центре внимания на переговорах, которые он провел в Рабате с представителями КВС и марокканского МИДа. В Рабате он же был вынужден признать, что окончательное решение о месте нахождения штаб-квартиры Африком пока не принято, хотя, согласно американским планам, эта структура должна быть развернута к октябрю с.г.

Поскольку желающих принять Африком в Африке формально пока не находится, не исключено, что первоначально ее штаб-квартира будет развернута в Штутгарте (Германия). По американской версии, создание Африком не предусматривает развертывания в Африке дополнительных американских воинских контингентов. Тем не менее уже известно, что общая численность сотрудников штаба Африком и членов их семей может составить до 500 человек. Эта структура, уверял Р. Генри, будет только координировать усилия африканских стран в борьбе с терроризмом.

Почти одновременно с Р. Генри в Марокко побывал с негласным визитом директор ЦРУ Майкл Хайден. Цели его визита остались закрытыми, что еще больше подогрело слухи о том, что Африком может в итоге обосноваться в Марокко.

В июне немало событий произошло на антитеррористическом фронте. В частности, в антитеррористическом суде в Сале продолжился судебный процесс над 22 исламистами, среди которых двое бельгийцев марокканского происхождения. Все они обвиняются, в частности, в «поддержании контактов с исламистским экстремистским движением, имеющим тесные связи с «Аль-Каидой»», а также в вербовке добровольцев для участия в джихаде в Ираке. Процесс над этой группой начался еще 14 июля 2006 года. По данным марокканских спецслужб, участники группы планировали теракты против американских и израильских интересов в Марокко.

28 июня Мавритания объявила об аресте шести террористов — трех марокканцев и трех местных жителей — по обвинению в принадлежности к «трансмагрибинской террористической сети», под которой, судя по всему, подразумевалась «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКМ).

В тот же день с предупреждением выступил французский судья Жан-Луи Бругюэр, который сообщил, что уровень террористической угрозы поднялся до очень высокой планки для Европы, и в частности, Франции, а также для стран Магриба. По его оценке, это произошло во многом благодаря усилению АКМ, которая «впервые стала региональной ветвью «Аль-Каиды» и повсеместно рекрутирует новых бойцов». Судья отмечает, что АКМ «хочет не только взорвать Алжир, Марокко и Тунис, но и перенести насилие в Европу».

В июне еженедельник «Журналь эбдомадэр» (ЖЭ) перепечатал материалы допросов марокканца Саада аль-Хусейни, оказавшегося на службе у «Аль-Каиды» и представленного марокканскими спецслужбами в качестве заместителя военного руководителя Воюющей исламской группы — марокканской (ВИГ-М). С 6 марта с.г. он находится в заключении и в настоящее время сидит в корпусе особого режима тюрьмы в Сале. Из этих материалов следует, что аль-Хусейни получил первую порцию исламистской идеологии в 1994 году в Испании, где его духовным наставником был активист тунисской «Ан-Нахды» Сахби бен Мохаммед Салах Бальта (Абу Айман). В 1996 году он был арестован испанскими властями. После нескольких дней в тюрьме по фальшивому итальянскому паспорту он отправился в Афганистан. Там в течение года в тренировочных лагерях «Аль-Каиды» в районах Халдена и Дарунта он обучался методам партизанской войны в городе, пиротехнике, обращению с огнестрельным оружием, ядовитыми веществами и электронными средствами. Там же, после встречи с несколькими соотечественниками, родилась одна из структур ВИГ-М. Первым ее шагом стало создание «марокканского» тренировочного лагеря в районе Дарунта. Он получил название «Тарик ибн Зияд» по имени великого полководца, который в свое время возглавил завоевательный поход арабов на Пиренейский полуостров (исламисты скромно забыли, что полководец был бербером. — Прим. авт.).

Эта же структура взяла на себя поддержание связи между ВИГ-М и «Аль-Каидой». В 2001 году с представителями ВИГ-М встретился «сам» Усама бен Ладен. Встреча прошла в так называемом лагере номер 6 близ Кандагара. Затем последовало 11 сентября 2001 года и американская антитеррористическая операция, после чего марокканцам пришлось покинуть Афганистан. Через Иран, Сирию и Турцию аль-Хусейни в апреле 2002 года вернулся в Марокко. Там через Интернет он восстановил связь с другими марокканцами, также вернувшимися из Афганистана, а также с зарубежными ячейками ВИГ-М, от которых тут же начала поступать финансовая помощь. Аль-Хусейни достаточно быстро сформировал ячейку ВИГ-М с задачей «перенести вооруженную борьбу на улицы марокканских городов от Рифа до Атласа», а также наладить канал получения оружия от алжирской Салафистской группы проповеди и джихада (СГПД, сейчас она называется АКМ).

Тем не менее проект создания ВИГ-М-бис на территории Марокко (основные структуры ВИГ-М действуют в странах Европы. — Прим. авт.) столкнулся с большими трудностями. Во-первых, не хватало денег. Во-вторых, марокканские спецслужбы то и дело «зачищали» бедные предместья городов от потенциальных участников группы. В октябре 2002 года аль-Хусейни исчез и появился лишь 6 марта с.г., когда его тут же арестовали. Все это время он находился на нелегальном положении, постоянно меняя съемные квартиры в окрестностях Касабланки. Основным его занятием была подготовка террористов-пиротехников и вербовка добровольцев для джихада в Ираке. По данным марокканских спецслужб, только в феврале текущего года он отправил в Ирак 18 молодых марокканцев. Через него же был налажен канал финансирования семей добровольцев.

Рассказав про «боевой путь» аль-Хусейни, ЖЭ делает вывод: несмотря на постоянные удары, которые наносят марокканские спецслужбы по исламистам из различных радикальных организаций, масштабы их подрывной деятельности расширяются, что в конечном итоге может привести к новым терактам.

62.89MB | MySQL:102 | 0,591sec