Новые оценки перспектив вовлечения Израиля в американо-китайскую торговую войну

После небольшого периода затишья в конце прошлой  — начале текущей недели израильское экспертное сообщество и журналисты вновь заговорили о стратегических рисках отношений Иерусалима и Пекина. Одна из причин для возвращения к теме проста и заключается в приближении выборов в Кнессет, после которых новому правительству придется решать проблему, т.к. возможность ссылаться на внутриполитический застой, вызванный предвыборной ситуацией, исчезнет. А администрация Д.Трампа в случае победы Б.Нетаньяху не без поддержки Белого дома, может потребовать от него лояльности взамен. В конце июля правительству пока удалось отложить решение вопроса о создании ведомства по надзору за иностранными инвестициями, сославшись на то, что оно не удовлетворит Вашингтон. При этом основные возражения, поступившие со стороны МИД Израиля, касались того, что предложенный на рассмотрение проект не затрагивает инвестиции в высокотехнологичный сектор.

Помимо этого израильские аналитики обращают внимание и на общий рост напряженности на американо-китайском треке, что также потребует от страны большей внимательности и четкости в принятии решений. Так, бывший руководитель аналитического отдела в офисе премьер-министра Ю.Шерешевский, ныне занимающийся консультированием в частном секторе, предсказывает, что давление США на Китай будет ослабляться по мере приближения к президентским выборам в США, однако в краткосрочной перспективе Израилю придется жить в условиях роста этой напряженности. По этой причине, как полагает эксперт, не исключено усиление давления американской администрации на Израиль с тем, чтобы страна ограничила контакты с КНР.

При этом в интервью The Marker Ю.Шерешевский назвал в качестве одного из примеров «экзистенциального» значения США для Израиля иранскую проблему, хотя здесь в последние дни на фоне заявлений, поступающих с саммита G7 во Франции, ближневосточная страна как раз испытывает все больше опасений. Связаны они с тем, что от идеи войти в историю, превзойдя достижения Б.Обамы, Д.Трамп не отказался, однако добиться дипломатического прорыва ни на палестинском, ни на северокорейском направлении ему  не удалось. Отсюда вытекает возможность того, что США предпримут попытку иного решения иранской проблемы, что, в свою очередь, рискует вылиться в ослабление санкций. Более того, судя по сообщениям с того же саммита, Д.Трамп сообщил, что уже не заинтересован в смене режима в ИРИ, а ведь именно он, с точки зрения Израиля, источник враждебной активности. Таким образом, если Вашингтон решает оставить Иерусалим с его проблемой один на один, то и Израилю не обязательно следовать требованиям США  в том, что касается ограничения отношений с Китаем, особенно в том, что касается создания особого ведомства по контролю за инвестициями.

Кроме того, в пользу Китая может сыграть и заключение соглашения о свободной торговле. Стороны ведут переговоры на эту тему в течение нескольких лет, а 5-й раунд консультаций по данному вопросу, включающий меры по либерализации в сфере товаров, услуг, инвестиций и таможенных процедур, состоялся в феврале текущего года. Кроме того, недавно Израиль завершил переговоры о ЗСТ  с Южной Кореей. В том случае, если прогресс будет достигнут и на китайском треке, это заметно укрепит позиции ближневосточной страны в Азии. Однако, как подчеркивают израильские экономисты, многое будет зависеть от оценки Пекином статуса товаров, произведенных в Иудее, Самарии и на Голанах. В отношениях с Сеулом непризнание последним израильского суверенитета над данными территориями долгое время тормозило процесс. Теперь же Yedioth Ahronoth указывает со ссылкой на правительственные источники, что если Китай предложит Израилю хотя бы аналогичные условия, пусть и исключающие спорные районы, это уже откроет стране доступ на колоссальный по своим объемам рынок.

Наконец, Китай в отличие от США не на чем не настаивает. В недавнем интервью, которое посол КНР Ж.Юнсинь дал той же Yedioth Ahronoth, он отметил, что страна «не хочет ставить под угрозу особые отношения Израиля с другими странами», добавив к этому, что, выполнив все соглашения, китайские кампании завершат работу без каких либо последствий для ближневосточного государства. На фоне давления Вашингтона, такой подход может показаться более располагающим к общению и поиску компромисса.

В целом Израиль по-прежнему пытается балансировать между интересами двух партнеров, основываясь при этом как на долгосрочном прогнозе, так и на своих краткосрочных интересах. Если США действительно пойдут на смягчение курса в отношении ИРИ, не исключено, что Израиль станет использовать Китай как способ противодействия такой политике. Кроме того, большинство израильских аналитиков сходятся во мнении, что эффект американо-китайской торговой войны на  Израиль будет ограниченным, соответственно, Иерусалим в большей степени заинтересован в продвижении своих интересов, а не смягчении возможного удара. При таком раскладе Израиль может использовать аргумент введения ограничений на сотрудничество с КНР в переговорах с ним как способ стимулирования переговоров по ЗСТ.

62.82MB | MySQL:102 | 0,552sec