Военные за выборы: Алжир пытается преодолеть политический кризис

Алжирские военные пытаются вывести свою страну из кризиса проведением новых президентских выборов. Так, 26 августа начальник штаба Вооруженных сил АНДР Ахмед Гаид Салах, выступая в Оране во время визита во 2-й военный округ, второй раз за последние дни повторил призыв к проведению президентских выборов «в кратчайшие сроки».

В этой связи он призвал «ускорить процесс создания независимого национального органа по подготовке, организации и наблюдению за президентскими выборами», который, по его словам, «явится важной гарантией разрядки нынешней ситуации».

В этой связи, высоко оценив «патриотические и искренние усилия Национального форума посредничества и диалога», Ахмед Гаид Салах раскритиковал оппозиционных сторонников выхода страны из кризиса путем демонтажа прежней системы управления.

Одновременно он отверг и «заранее составленную повестку дня», которую, по его словам, «некоторые» хотят «навязать» будущему президенту, тем самым оговаривая свое возможное одобрение этому плану.

Таким образом генерал Ахмед Гаид Салах рассчитывает сломить оппозицию, хотя при этом он не гарантирует ей положительных изменений относительно процедуры избрания и контроля главы государства по сравнению с эпохой того же А.Бутефлики.

Напомним, что запланированные на начало июля текущего годы выборы президента страны были отменены по причине отсутствия необходимого для их проведения числа кандидатов.

Даже представители прежней «карманной» оппозиции не захотели играть по правилам, диктуемым военными, да еще в условиях непрекращающихся народных протестов.

Соответственно, нет никакой гарантии, что и сейчас алжирские политики поменяют свое мнение.

Судя по всему, в этих условиях военные намереваются заполнить места претендентов своими марионеточными кандидатами и провести в главы государства полностью подконтрольную им фигуру.

При этом Ахмед Гаид Салах утверждает о своей приверженности «конституционной легитимности», соблюдение которой, по его словам, поможет «избежать переходных этапов, чреватых опасными последствиями, созданных сторонами, преследующими достижение своих узких интересов и интересов своих хозяев».

Их «злые намерения хорошо известны. Они продали душу, чтобы служить интересам последних, и пытаются всевозможными способами помешать ведению диалога».

Таким образом он намекает на причастность к организации массовых выступлений протеста неких «темных» сил, связанных с «зарубежной закулисой». И это для алжирских представителей власти своего рода традиция – объяснять собственные затруднения внешним заговором, а всех недовольных объявлять связанными с враждебной заграницей наймитами.

Правда, по признанию Ахмеда Гаида Салаха, на этот раз эти «Стороны начинают раскрываться, и у нас есть подтвержденная информация об их причастности, которую мы обнародуем в надлежащее время».

Одновременно он заявил, что его подход, направленный на защиту «высших интересов нации пользуется поддержкой большинства алжирцев», опять же указав на плодотворную роль в этом «Национального форума посредничества и диалога», благодаря работе которого «были достигнуты серьезные результаты за короткое время».

Но что это были за результаты и какие именно силы «вдруг» поддержали его, Ахмед Гаид Салах не уточнил. Однако он в очередной раз повторил свой призыв «к верным и искренним детям Алжира, без проволочек объединиться на призыв Родины, чтобы способствовать углублению национального диалога для обеспечения организации президентских выборов в кратчайшие сроки, в атмосфере транспарентности, честности и уважения народной воли».

Это, по его мнению, «позволит избрать президента республики, преданно, уважительно и с самоотречением служащего своим стране и народу, который будет пользоваться всеми прерогативами (подчеркнуто авт.) для реализации чаяний народа, который приведет нашу страну к ожидаемому будущему».

При этом Ахмед Гаид Салах признался: «Логика требует, чтобы подготовка к этим выборам началась в ближайшие недели. Ведь время не на нашей стороне, как мы неоднократно подчеркивали, и потому все, что мы делаем, основано на достоверных данных, которые подтверждают, что это самый безопасный и адекватный выбор для выхода из нынешнего кризиса».

Однако настораживает то, что за всеми этими высокопарными фразами пока нет никакого реального наполнения, что вызывает у оппозиции опасения относительно очередной попытки нынешнего руководства страны «втереть очки» свою собственному населению и мировому сообществу с целью закрепить свою власть.

Однако ее мнение Ахмед Гаид Салах, по собственному признанию, учитывать не намерен. По его словам, оппозиционеры «пытаются навязать невыполнимые условия и требования, продвигая идею переговоров вместо диалога против выборов, делая отвлекающие маневры, отводя внимание на маргинальные вопросы, не имеющие никакого интереса».

Он указывает, что «эта неприемлемая практика несовместима с положениями Конституции» (подчеркнуто авт.), от которой генерал не намерен отходить.

Соответственно, как опасаются оппозиционеры, в случае выборов главы государства на таких туманных условиях Ахмеда Гаида Салаха с упоминанием Конституции, о пересмотре которой они заявляют, страна рискует получить очередную версию несменяемого лидера по примеру «трех Б» (былых лидеров Бенджедида/Бумедьена/Бутефлики) и к тому же полностью управляемого военными.

Данные заявления можно истолковать отказом от самой идеи «переходного мандата», предложенного оппозицией через координатора диалоговой национальной группы Каримом Юнесом и поддерживаемого партийными лидерами вроде бывшего влиятельного функционера Али Бенфлиса, главы партии Talaie El Hourriyet.

Иными словами, Ахмеда Гаида Салаха не устраивает компромиссный «временный президент» и он стремится к установлению в Алжире стабильной продолжительной власти, выстроенной под интересы его и защищаемой им корпорации.

Что же заставляет Ахмеда Гаида Салаха так спешить? Во-первых, отсутствие политической стабильности, мешающее развитию экономики в условиях все более ухудшающегося ее положения.

И, во-вторых, нельзя забывать про его преклонный возраст: в январе следующего года генералу исполнится 80 лет, и таким образом, его биологические часы также ограничены. В любое время он, подобное Бутефлике, может как минимум утратить свою прежнюю возможность влиять на ситуацию.

И в этом смысле он прав, когда тревожится относительно «уходящего времени», которое явно работает не на него. Ведь до сих пор с момента апрельского ухода Бутефлики система управления не восстановлена сообразно стоящим перед Алжиром вызовам.

И в случае усугубления кризиса она может рассыпаться как карточный домик, ибо до сих пор даже внутри самой военной верхушки нет четкого понимания, кто реально может заменить Ахмеда Гаида Салаха в случае его ухода или недееспособности.

Во всяком случае, если его место станет вакантным, на него будут претендовать не только начальник видов вооруженных сил, особенно Сухопутных войск и ВВС, но и военных округов.

Смогут ли они при таком раскладе сдерживать непрекращающиеся выступления оппозиции?

52.27MB | MySQL:103 | 0,377sec