Израильские эксперты о факторе США и палестинской проблеме накануне выборов в Израиле

Гилад Шер, глава Центра прикладных переговоров (CAN)[i], и д-р Иегуда Бен-Меир, психолог и адвокат, бывший депутат Кнессета и бывший заместитель министра иностранных дел, анализируют текущие вопросы в отношениях между Израилем и США, которые касаются израильско-палестинского конфликта, за несколько недель до всеобщих выборов в Израиле. Какой возможен «сюрприз», который президент США Дональд Трамп может предложить премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху прямо перед выборами? По истечении почти трех лет подготовки будет ли наконец-то представлен окончательный вариант «сделки века» после израильских выборов? Достигнуто ли понимание между Б.Нетаньяху и Д.Трампом по поводу согласия США на аннексию Израилем Западного берега р. Иордан или его частей? С какими препятствиями столкнется «правое крыло» и узкий кабинет израильского правительства, который попытаются добиться аннексии?[ii]

Г.Шер предложил своему собеседнику прокомментировать сообщение в Twitter Даниэля Шапиро, бывшего посла США в Израиле (в период администрации Барака Обамы) относительно того, какой именно сюрприз может сделать Д.Трамп израильскому премьер-министру накануне парламентских выборов в стране. Д.Шапиро перечислил несколько вариантов: американо-израильский пакт об обороне, позволить Джонатану Полларду выехать в Израиль, официальный визит президента США в Израиль с посещением Западной стены («Стены плача») в Иерусалиме и поездкой на Голанские высоты или одобрение Вашингтоном аннексии Израилем еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан.

По мнению Иегуды Бен-Меира, Б.Нетаньяху приложит максимум усилий к созданию события, которое поможет ему на выборах, поскольку в настоящее время у него шансы уже не такие хорошие, как были ранее. В ситуации, когда результат голосования не предсказуем, Б.Нетаньяху нужен какой-нибудь сюрприз. Не пытаясь предвидеть, что именно для израильского премьер-министра может сделать Д.Трамп, эксперт сказал, что соглашение об оборонительном союзе между США и Израилем обсуждался на протяжении длительного времени, и в Израиле многие выступают против него, т.к. недостатки перевешивают преимущества, к тому же Израиль и США и так являются стратегическими союзниками. По его словам, наиболее простое с политической точки зрения что может сделать Д.Трамп – отпустить Дж.Полларда (американца еврейского происхождения, бывшего аналитика в военно-морской разведке США, который в 1987 году был обвинен в шпионаже в пользу Израиля и приговорен к пожизненному заключению). Если это произойдет, то Б.Нетаньяху может получить дополнительный бонус на выборах, хотя тоже не факт.

Что касается заявлений представителей администрации США и самого Д.Трампа по поводу намерения опубликовать параметры «сделки века» после израильских выборов, то, по мнению Иегуды Бен-Меира, этот ближневосточный мирный план США никогда не увидит свет. Денис Росс и некоторые другие эксперты из Вашингтонского института ближневосточной политики также в этом сомневаются. По словам израильского эксперта, по результатам этих выборов будет очень сложно сформировать правительство. А то, что «сделка века» не была обнародована до дня голосования, говорит о том, что она как минимум не помогла бы «Биби» (Биньямину Нетаньяху) переизбраться.

Г.Шер предложил своему собеседнику представить, что по результатам выборов сформирована коалиция из правых и ультраправых политических сил. В этих условиях, существует ли молчаливое согласие между Д.Трампом и Б.Нетаньяху, что аннексия (частичная или полная, постепенная или одномоментная) не будет согласована с США, но принята Вашингтоном. По мнению Меира, во-первых, пока никто, даже в правом лагере, не заявляет о полной аннексии Западного берега р. Иордан. Во-вторых, если в Израиле будет сформирована ультраправая коалиция из 61 или 63 депутатов (в 120-местном Кнессете), то ратификация акта аннексии будет осуждена в США, включая Конгресс, в условиях, когда страна вступили в предвыборный период. К тому же существует теоретическая вероятность того, что там следующим президентом станет представитель Демократической партии. Аннексию не только осудят во всем мире, но она будет означать конец двугосударственному решению израильско-палестинского конфликта. К тому же это может привести к всплеску терроризма на Западном берегу р. Иордан – как организованного, так и «одиноких волков». Только очень «узкое» правительство может проводить такую рискованную политику. Учитывая, что Б.Нетаньяху перед выборами обещает многое, то после дня голосования он должен проявлять осторожность. Возможно, что после выборов израильское правительство примет решение об аннексии нескольких блоков поселений на Западном берегу р. Иордан.

Г.Шер напомнил, что правый блок Ликуд находится у власти в Израиле на протяжении 42 лет, за исключением 1992 года (правительства Ицхака Рабина, убитого еврейским экстремистом в Тель-Авиве 4 ноября 1995 года во время массового митинга сторонников мирного процесса с палестинцами) и 1999 года – правительства Эхуда Барака (партия «Авода»). Таким образом, 17 правых правительств не позволили себе аннексировать и метра территории Западного берега р. Иордан. На вопрос «почему?» Иегуда Бен-Меир ответил, что и следующее правительство Б.Нетаньяху, в случае его победы на выборах 17 сентября, вряд ли это сделает в связи с возможными последствиями.

Г.Шер также отметил, что намерение нынешнего правительства Б.Нетаньяху аннексировать Западный берег р. Иордан противоречит плану урегулирования израильско-палестинского конфликта, разработанного Институтом исследования национальной безопасности. План INSS предполагает достижение результата – подписание комплексного соглашения и создание палестинского государства – путем работы на трех направлениях параллельно. Речь идет о региональных переговорах Израиля с его суннитскими соседями, о двусторонних израильско-палестинских переговорах и односторонних шагах Израиля вне зависимости от того, есть ли с палестинской стороны приемлемый партнер или нет. В данном случае решается задача обеспечить существование Израиля как еврейского и демократического государства, даже если на первом этапе будут установлены временные границы.

Что касается сектора Газа, с которым Израиль каждые два года переживает период эскалации и проводит военные операции, то, по мнению Иегуды Бен-Меира, проблема для израильского правительства вызвана частично внутренними политическими ограничениями и частично – отсутствием стратегии. Со времени Ариэля Шарона, который реализовал план одностороннего размежевания в 2005 году, ни у одного израильского правительства не было стратегического плана в отношении Газы. По мнению Г.Шера, уход Израиля из этого палестинского анклава в долгосрочной перспективе оказался правильным решением, хотя есть спорные моменты по части реализации.

По словам Бен-Меира, на сегодняшний день существует 3 пути решения проблемы Газы. Во-первых, Израиль в состоянии военным путем разрушить режим ХАМАСа (правящего в секторе Газа с 2007 года) и его вооруженные силы, правда, вопрос о том, кто придет вместо этого движения к власти в Газе, остается открытым. Во-вторых, договориться с ХАМАС о долгосрочном перемирии. В-третьих, оставить все как есть, и решать проблемы по мере их поступления. Следующее правительство должно выработать стратегический подход к урегулированию ситуации в анклаве. Но план INSS, по которому сектор Газа рассматривается как часть палестинского государства в рамках двугосударственного решения, предпочтительнее для Израиля.

Г.Шер спросил своего собеседника, не кажется ли ему, что на данном этапе превалирует не долго- или краткосрочная стратегия, а персональная повестка дня отдельных лидеров, таких как Д.Трамп и Б.Нетаньяху. Ведь получается так, что региональные соображения превалируют во время избирательных кампаний. Иегуда Бен-Меир согласился с тем, что тот же случай с двумя конгрессвумен от Демократической партии США (Ильхан Омар и Рашидой Тлаиб), которым израильское руководство после публично высказанного недовольства Д.Трампа отказало во въезде в страну, несмотря на предыдущее решение их впустить, является ярким примером превалирования персональной повестки дня Д.Трампа и Б.Нетаньяху над долгосрочными интересами.

В связи с этим Г.Шер спросил Бен-Меира, насколько сегодня плохие отношения Израиля с Демократической партией США и американской еврейской общиной. Тот ответил, что в результате действий Б.Нетаньяху, Израиль находится перед лицом серьезной угрозы двухпартийной поддержки еврейского государства в США. При этом речь не идет о крайне левых представительницах Демократической партии, которые по его словам, ненавидят Америку и Израиль, а о мейнстриме в двух партиях. Наметилась угроза поддержке Израиля именно в американском мейнстриме.

[i] CAN (Центр прикладных переговоров) был создан в 2013 году в рамках INSS для продвижения новаторских и прагматичных подходов к решению некоторых из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня на региональной и мировой дипломатической арене. Как заявлено на сайте Института, CAN обладает уникальным преимуществом, поскольку в своей деятельности Центр руководствуется опытом высокопоставленных практиков, которые были непосредственными участниками крупных международных и региональных переговоров и процессов, направленных на разрешение конфликтов в течение последних двух десятилетий. Кроме того, местонахождение CAN на Ближнем Востоке и его принадлежность к INSS, ведущему израильскому институту исследований в области безопасности, позволяют говорить о Центре как об обладателе коллективного профессионального опыта, необходимого для достижения успеха в сложных условиях.

[ii] Israel’s Upcoming Elections: The Palestinian Issue and the US Factor // INSS. 21.08.2019 — https://soundcloud.com/inss2006/israels-upcoming-elections-the-palestinian-issue-and-the-us-factor

52.77MB | MySQL:104 | 0,342sec