Анализ китайско-пакистанских учений ВВС «Героический орел 8». Часть 2

В рамках, проходящих в Синьцзян-Уйгурском военном районе регулярных многоступенчатых командно-штабных и научно-исследовательских учений ВВС НОАК и ВВС Пакистана под условным обозначением «Героический орел 8» задействовано несколько типов летательных аппаратов, а именно одномоторные и двухмоторные истребители, истребители-бомбардировщики, а также самолеты дальнего радиолокационного дозора и наведения (ДРДиН).

В отношении последних известно, что ВВС Пакистана на время учений направили в КНР самолет ДРДиН ZDK-03, который разработан китайскими специалистами специально для нужд дружественного государства. В свою очередь ВВС НОАК также задействовали аналогичный самолет (вероятно привлечение двух самолетов) под обозначением «Кунцзин-500», который по внешнему виду практически не отличается от ZDK-03.

Привлечение двух самолетов «Кунцзин-500» позволяет китайским военным обеспечить круглосуточное выполнение учебно-боевых задач, определенных для данных учений. Также указанные самолеты позволяют обеспечить дополнительную безопасность движения гражданских воздушных судов, выполняющих регулярные внутренние и международные рейсы.

В условиях серьезного обострения военно-политической обстановки между Пакистаном и Индией именно самолеты ДРДиН будут играть ключевую роль при обнаружении активных действий авиации, поскольку наземные РЛС могут оказаться под воздействием активных направленных помех.

При внимательном изучении фюзеляжа «Кунцзин-500» становится понятно, что китайские специалисты в области радиолокации разместили дополнительные антенны на законцовках крыла, на горизонтальном хвостовом оперении, на бортах самолета, а также под носовым обтекателем. В совокупности дополнительные приемо-передатчики позволяют сформировать полноценное антенное поле вокруг самолета ДРДиН, который должен вест наблюдение за обстановкой и поиск целей во всех ракурсах на одинаковую дальность.

Дополнительные излучатели позволяют более равномерно распределить зоны ответственности между операторами боевых постов системы разведки воздушного пространства, которые впоследствии направляют информацию о целях соответствующим истребителям, выполняющим задачи, характерные для сил перехватчиков ПВО.   Следует отметить, что китайские конструкторы оснастили «Кунцзин-500» оптико-электронной системой разведки и наведения, которая, вероятно, необходима для обеспечения самообороны самолета.

Китайские специалисты отмечают, что ВВС НОАК постепенно ввели самолеты ДРЛОиУ в программу учений, а именно последовательно задействовали «Кунцзин-200» (KJ-200) и «Кунцзин-2000» (KJ-2000). Известно, что первые показали малую эффективность при действиях в условиях активного радиоэлектронного подавления, тогда как вторые позволили собрать информацию о структуре и строении перспективного самолета ДРЛОиУ национальной разработки, который будет создан на базе тяжелого транспортного самолета «Юнь-20». Кроме того, тяжелые KJ-2000 обладают избыточными возможностями для небольшого воздушного района учений серии «Героический орел».

По данным китайских источников, ВВС Пакистана и ВВС НОАК независимо применяют свои самолеты ДРДиН в рамках рассматриваемых учений, т.е. обмен экипажами и офицерами воздушной разведки не осуществляется, что обусловлено замыслом мероприятий. При таком подходе китайские военные создают максимальную правдоподобность учений, но при  этом не исключен момент проведения мероприятий по перехвату данных от самолета ZDK-03 на истребителей JF-17 и «Мираж-5» ВВС Пакистана.

Отработка вопросов применения самолетов ДРДиН в условиях современного вооруженного конфликта, осуществляемая в рамках учений «Героический орел 8», позволяет китайским военным корректировать приемы охраны/защиты ценных летательных аппаратов, предназначенных для наблюдения за воздушной обстановкой на больших дальностях, чем для наземных радиолокационных станций. Кроме того, бортовые РЛС самолетов ДРДиН позволяют обнаруживать самолеты вероятного противника, выполняющих полет на предельно малых высотах, в попытке «незаметно» прорвать линию ПВО, нанести удар по наземной высокоценной цели и уйти от ответного огня «защитников неба».

Следует отметить, что воздушные районы, используемые для учений «Героический орел 8» позволяют пакистанским и китайским военным в полной мере отработать все вопросы боевой подготовки, в рамках которых предусмотрены согласованные действия самолетов ДРДиН и истребителей.

По данным китайских источников, в целях максимального приближения обстановки к боевой специалисты ВВС НОАК направили для участия в учениях эскадрилью истребителей-бомбардировщиков «Цзяньхун-7АII» – в основном состоят на вооружении морской авиации ВМС НОАК. Данные самолеты созданы китайскими конструкторами еще в 90-е гг. прошлого столетия и в настоящее время они не соответствуют требования, предъявляемым к современной боевой авиации четвертого и пятого поколений, однако китайские специалисты постоянно модернизируют данные летательные аппараты, что позволяет им оставаться в строю.

Экипажи «Цзяньхун-7АII» выполняют задачи по прорыву линии ПВО, подавлению РЛС ПВО при помощи бортовых комплексов РЭБ, а также наносят удары по мишеням на нескольких наземных полигонах. В этой связи отметим, что в наземных мишенных районах расположено несколько сотен малоразмерных целей, которые позволяют отработать навыки высокоточного поражения одиночных и высокоценных или замаскированных целей. Основная цель истребителей и подразделений ПВО – недопущение прорыва линии обороны и своевременный перехват истребителей-бомбардировщиков.

В дополнение к вышесказанному отметим, что в учениях «Героический орел 8» принимает участие эскадрилья истребителей МА ВМС НОАК «Цзянь-11ВН/BSH» (BSH-двухместная модификация самолета). Это второй случай взаимодействия летчиков истребителей морской (части берегового базирования) авиации ВМС НОАК с коллегами из ВВС Пакистана. Как известно, истребители серии «Цзянь-11» являются копиями российских Су-27 и Су-30МКК/МК2, т.е. данные самолеты в наибольшей степени по своим тактико-техническим характеристикам соответствуют истребителям Су-30МКИ ВВС Индии, которые на данный момент составляют основу боевой авиации.

С одной стороны, регулярные учебно-состязательные воздушные поединки между «Мираж-5» и JF-17 ВВС Пакистана и «Цзянь-11» МА ВМС НОАК необходимы для пакистанских летчиков, которым необходимо привыкнуть к тому, что «противник» пилотирует более тяжелые, мощные и вооруженные самолеты. С другой стороны китайским летчикам необходимо получать навыки противодействия легким, маневренным самолетам, которые по своим параметрам достаточно близки к F-16V Viper, которые США поставляют на Тайвань и планируют в модифицированном виде (под обозначением F-21) поставлять и в ВВС Индии. Контакты между специалистами ВВС Пакистана и МА ВМС НОАК указывают на предстоящее расширение взаимодействия двух стран в вопросах развития ВМС Пакистана, а именно авиационной компоненты.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что учения серии «Героический орел» это мероприятия, которые постоянно эволюционируют благодаря усилиям офицеров групп планирования и разработки учебных заданий. Очевидно, что постоянное развитие программы учений невозможно без содействия разведывательных органов НОАК и ВС Пакистана, которые на регулярной основе наблюдают за аналогичными мероприятиями в США, Индии и других странах.

52.26MB | MySQL:103 | 0,559sec