О влиянии развития ВВС Индии на программу расширения возможностей истребителя JF-17 ВВС Пакистана

По данным китайских источников, специалисты Чэндусского авиастроительного предприятия в ускоренном порядке готовят сборочную линию для истребителей JF-17 в модификации Block III в новом цехе авиационного комплекса «Камра» в Пакистане. Китайские и пакистанские специалисты достаточно планомерно подошли к вопросу подготовки сборочной линии. Именно в этом их подход отличается от предприятий авиационного кластера оборонно-промышленного комплекса Индии, специалисты которых на тридцать лет растянули процесс разработки первого национального истребителя типа LCA Tejas.

Кроме того индийские инженеры и сотрудники сборочных линий не способны в полной мере обеспечить качественную сборку и обслуживание тяжелых двухмоторных истребителей Су-30МКИ. Постоянные аварии и крушения Су-30МКИ серьезно влияют на психологическое состояние, как самих летчиков, так и членов их семей, которые регулярно направляют требования и петиции в адрес командования ВВС Индии прекратить эксплуатацию Су-30МКИ, провести  разбирательства и т.д.

Следует отметить, что военно-политическое руководство Индии предпринимает попытки поддержания боевой готовности национальных ВВС за счет поставок истребителей извне. В этом аспекте необходимо упомянуть контракт с французскими самолетостроителями на поставку 36 истребителей «Рафаль», поступление которых несколько отложено и будет начато не ранее апреля 2020 г.

В качестве второго источника новых самолетов может выступить американская компания «Локхид-Мартин», конструкторы и инженеры которой разработали концепт истребителя F-21. Данный боевой самолет представляет собой наиболее вооруженную и наименее заметную модификацию легкого одномоторного истребителя F-16IN.

Китайские и пакистанские специалисты также тщательно собирают любую информацию о намерениях Индии приобрести в РФ новейшие истребители СУ-57Э или легкие истребители МиГ-35, которые получили достаточно высокие оценки экспертов ВВС НОАК.

Одновременно с работой разведывательных органов конструкторы китайских предприятий радиоэлектронного кластера оборонно-промышленного комплекса работают над совершенствованием бортового оборудования истребителей JF-17, которое должно обеспечить пакистанским пилотам превосходство в воздушном пространстве над визави из ВВС Индии. Работы по данному направлению определены первоочередными.

Второе направление – адаптация нового двигателя WS-13E с модулем отклоняемого вектора тяги в корпус истребителя JF-17. Китайские специалисты не оставляют надежд на то, что ВВС Пакистана перестанут закупать российские РД-33 и начнут приобретать китайскую разработку. Также китайские специалисты в области аэродинамики работают над новыми воздухозаборниками типа DSI, которые позволят скрыть лопатки вентилятора двигателя от радиолокационного обнаружения, но при этом обеспечат поступление большего количества воздуха в силовой агрегат

Третье направление – применение новых лакокрасочных составов, снижающих радиоэлектронную и тепловую заметность самолета в широком спектре. Китайские военные уделяют большое значение данному вопросу и активно тестируют различные покрытия на самолетах национальных ВВС.

Четвертое  направление – размещение оптико-электронных систем разведки и наблюдения внутри корпуса самолета. Китайским специалистам придется серьезно пересмотреть внутреннюю компоновку самолета, поскольку линейные размеры корпуса легкого истребителя не позволяют размещать громоздкую и тяжелую аппаратуру, необходимую летчику для выполнения ударных задач, предусматривающих применение ракетно-бомбового вооружения по наземным подвижным и стационарным целям.

Пятое направление – установка нового и дополнительного оборудования радиоэлектронной борьбы и противодействия, необходимого, как для постановки активных направленных помех в отношении наземных РЛС системы ПВО вероятного противника,  так и для защиты самолета от УР ВВ с радиолокационными головными частями наведения.

Официальному Исламабаду приходится тщательно рассчитывать свои военные и финансовые возможности в условиях напряженной военно-политической обстановки в районе линии контроля в штате Джамму и Кашмир и при условии численного превосходства ВС Индии в сухопутной и воздушной компоненте.

В современной обстановке наиболее адекватной мерой по расширению боевых возможностей истребителей JF-17 Block I и II может стать замена радиолокационной станции с KLJ-7 на обновленную модель с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) под обозначением KLJ-7A(V2) – разработка 14-ого НИИ Китайской корпорации радиоэлектронных технологий.

В отношении первой модели РЛС известно, что это классическая станция с механической поворотной антенной (излучатель и приемник), которая обеспечивала обнаружение воздушной цели с эффективной площадью рассеивания 3 кв. м на дальности 110 км, а принятие ее на автоматическое сопровождение на удалении 75 км. Для сравнения, новая станция способна обнаруживать однотипную цель на удалении 170 км, а принимать ее на сопровождении уже на дальности 150 км. Очевидно серьезное улучшение основной характеристики РЛС KLJ-7A(V2).

При таких показателях пилоты истребителей JF-17 располагают возможностью успешно поражать большинство современных истребителей управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» на дальности более 50 км.

 

По заявлениям официальных представителей 14-ого НИИ новая РЛС по своим тактико-техническим характеристикам не уступает таким разработкам ОПК США как AN/APG-77 и AN/APG-81, которые установлены на истребители пятого поколения F-22 и F-35A соответственно. Кроме того, китайская РЛС с АФАР не уступает по своим ТТХ таким иностранным станциям, как SABR (для истребителя F-16V) и RBE-2AA (для истребителя «Рафаль»).

Данные о продолжительности безотказной работы KLJ-7A(V2) в открытом доступе отсутствуют, однако китайские конструкторы намерены обеспечить ресурс работы в 5000 часов. Для сравнения срок службы фюзеляжа JF-17 составляет 4000 часов.

Анализ фото и видеоматериалов позволяет утверждать, что РЛС KLJ-7A(V2) представляет собой комплексную радиолокационную систему, компоновку которой китайские конструкторы позаимствовали у российской Н050, установленной на новейшем истребителе Су-57. Если в первой версии KLJ-7A была оснащена только одной АФАР, то модификация KLJ-7A(V2) представляет собой сочетание трех антенных решеток (передняя состоит из 1200 излучателей-приемников, две боковые по 700 излучателей-приемников), которые обеспечивают несколько режимов работы, а именно:

– поиск и сопровождение одиночной/множественных целей;

– обстрел одиночной/множественных целей;

– разведка и формирование образа цели для базы данных;

– обнаружение и слежение за наземными/надводными целями;

– метеоразведка ;

–формирование цифровой карты местности;

– обеспечение наведения ракет, запускаемых с других носителей.

Именно благодаря двум установленным боковым АФАР пилоты JF-17 получат возможность быстрее и надежнее обнаруживать самолеты вероятного противника на малых высотах, а также в боковых проекциях.

Передняя АФАР обеспечивает обзор на 180 градусов в горизонтальной плоскости и 180 градусов в вертикальной плоскости, а боковые антенны обеспечивают угол обзора 60 градусов в двух плоскостях, что соответственно облегчает наведение УР с активными радиолокационными головными частями наведения. Увеличенное количество АФАР позволяет одному летчику одновременно обстреливать 4 воздушные цели ракетами разных типов, а именно «Гром-5Е2», SD-10Е (экспортная версия «Гром-12») и «Гром-15». Указанные авиационные средства поражения позволяют пилотам рассматриваемых истребителей успешно перехватывать воздушные цели на дальностях от 1 до 100 км.

В совокупности новая РЛС позволит пакистанским пилотам JF-17 эффективно противодействовать всем известным типам и моделям боевых самолетов, находящихся на вооружении ВВС Индии.

62.82MB | MySQL:102 | 0,467sec