Новый расклад сил в йеменском гуманитарном кризисе

Несмотря на сохранение основных вызовов на гуманитарном треке йеменского конфликта, к концу лета 2019 года расклад внешних сил вокруг этого длительного вооруженного конфликта, казалось, вновь начал меняться. Основных тенденций две.

Первая — активизация американской дипломатии с целью прощупать позиции хоуситов и попытаться задействовать рычаги «мягкой силы» для оказания требуемого на них воздействия. В этой связи даже в открытой прессе была анонсирована некая новая фаза секретных переговоров Вашингтона с хоуситами — напомним, ранее такие попытки предпринимала администрация Б.Обамы, но без особых результатов. Насколько плотно Вашингтон сегодня взаимодействует с хоуситами, доподлинно неизвестно, но некий тайный контакт явно состоялся.

Вторая — втягивание в военную кампанию ОАЭ на стороне так называемого Южного переходного совета — то есть фактически против некогда основного союзника по йеменскому конфликту — Саудовской Аравии — и лоббируемого ею суннитского правительства Йемена в Адене. Причем вплоть до прямых воздушных ударов вооруженными силами ОАЭ по Адену в конце августа текущего года, что стало поводом для инициирования йеменскими властями созыва срочного заседания Совета Безопасности ООН.

Обе тенденции развиваются на фоне обострения военного конфликта на всех линиях фронта и соответствующего усугубления гуманитарной обстановки среди гражданского населения. Кроме того, новая диспозиция сил вокруг Йемена увеличивает риск прямого столкновения внешних сил на этой арене противостояния. C одной стороны, возникает реальная угроза сталкивания интересов (в том числе военных) Саудовской Аравии и ОАЭ, а с другой — заигрывания США с хоуситами, в принципе готовыми на некие договоренности и перемирия, ослабляют Иран и способствуют столкновению американо-иранских интересов на этом участке ближневосточного региона.

Ценой новых линий противостояния в Йемене становятся судьбы десятков миллионов уязвимых йеменских семей по обе стороны фронта. При этом, несмотря на внешние военно-политические маневры, арабская коалиция на гуманитарном фронте демонстрирует завидное единство. Накануне руководство Саудовской Аравии и ОАЭ выступили с очередным совместным заявлением, требуя обеспечения полного гуманитарного доступа и обвиняя хоуситов в блокировании гуманитарных грузов. При этом ВВС КСА продолжают также активно бомбить позиции хоуситов – в конце августа очередная серия авиаударов привела к новым жертвам среди гражданского населения в районах, находящихся в зоне контроля хоуситов.

Последние находятся в незавидном положении: буквально недавно в июле текущего года они были вынуждены пойти на важные уступки ради возобновления столь необходимой гуманитарной операции по линии Всемирной продовольственной программы ООН. Хоуситы выполнили главное требование гуманитарных партнеров — обязательную электронную регистрацию и сканирование гражданских лиц, для объективной оценки гуманитарных нужд и справедливого распределения продовольственной и иной помощи среди них. После чего поставка гуманитарных грузов по линии ООН была возобновлена.

К сожалению, гуманитарные ставки в йеменском конфликте неизменно растут с каждым месяцем. Высокий уровень рождаемости и постоянный прирост населения опережает возможности и потенциал реагирования гуманитарных организаций. Йеменский кризис уже несколько лет признается самым масштабным и сложным — более 80% всего населения нуждаются в том или ином виде гуманитарного содействия. По состоянию на начало сентября,  это более 24 млн человек. С учетом слабости национальных институтов, основная нагрузка по оказанию помощи лежит на плечах доноров и гуманитарных организаций ООН. Основная проблема — угроза голода и массового недоедания. 10 млн йеменцев голодает, и еще 7 млн регулярно недоедает. Йеменский план гуманитарного реагирования на 2019 год регулярно корректируется в сторону увеличения бюджета, однако доноры очевидно не поспевают за темпами. По состоянию на сентябрь 2019, годовой бюджет йеменской операции составляет 4.2 млрд долларов, однако его финансирование пока обеспечено только лишь на 34%. Донорские конференции не приносят желаемой отдачи — на последнем крупнейшем мероприятии такого рода под эгидой генерального секретаря ООН в феврале 2019 года доноры пообещали 2.6 млрд долларов на срочные нужды. К сентябрю получено примерно 50% из этой суммы, что увы является недостаточным для устойчивого финансирования и поддержания йеменской гуманитарной операции. Агентства ООН предполагают, что с обострением ситуации в сентябре в том числе вследствие втягивания ОАЭ в прямую фазу конфликта, гуманитарные потребности к концу года еще более возрастут.

Очевидно, что ключ к решению гуманитарных проблем Йемене лежит в военно-политической плоскости. Пока вооруженное противостояние будет нарастать, провоцируя рост гуманитарных потребностей, донорская гонка продолжится и бюджетные запросы йеменской операции будут неизменно расти. Пока же йеменский узел продолжает еще более запутываться, и проявившиеся в начале осени новые тенденции на политическом поле – наглядное тому подтверждение. На военном же фронте Саудовская Аравия упорно продолжает свой курс на вооруженное подавление хоуситов и не думает останавливаться. 2 сентября жертвами очередного авианалета стали порядка 100 человек.

Важную роль в новом йеменском раскладе призвана сыграть позиция Вашингтона. Американская политическая элита не имеет единого мнения по йеменской стратегии, однако в последние месяцы администрация Д.Трампа все чаще склоняется к неким миротворческим инициативам, пытаясь навести мосты с хоуситами, выступая посредником в зарождающемся конфликте между Саудовской Аравией и ОАЭ и в целом радея за политическое решение конфликта. Одновременно, CША продолжают оказывать ограниченную поддержку Саудовской Аравии, своему важному региональному союзнику. C прошлого года уровень этой поддержки снижался и в частности была запрещена заправка в воздухе военных самолетов Саудовской Аравии. Однако продажа вооружений союзнику остается в прежних значительных объемах, а обмен разведданными, в том числе по Йемену, c прошлого года только растет. Эта двойная игра вызывает неудовольствие среди членов Конгресса США, которые требуют однозначного осуждения воздушных атак Саудовской Аравии против гражданского населения Йемена. Недавно законодателями был внесен новый проект резолюции с требованием полностью запретить логистическую и иную поддержку военных операций КСА, включая поставку запчастей для самолетов, и ограничить обмен разведданными. Но главное – проект резолюции предлагает полностью исключить возможность участия американских военных в том или ином качестве в йеменском конфликте. Эта новая линия американских конгрессменов – в случае ее одобрения — по сути исключает США из прямого вмешательства в йеменский вооруженный конфликт.

Таким образом, новый расклад внешних политических сил вокруг Йемена неизменно окажет сильное воздействие как на военном фронте, так и на гуманитарную ситуацию в стране.  Все более отчетливой становится тенденция регионализации конфликта и активного вмешательства в него основных игроков на Ближнем Востоке – Саудовской Аравии, ОАЭ и Ирана. При этом внешние силы, включая США, чтобы не выключаться из процесса, стремятся искать и предлагать новые политические развязки, вплоть до переговоров с хоуситами.

52.29MB | MySQL:103 | 0,553sec