Об оценке китайскими экономистами финансирования военного строительства Израиля

Специалисты Китайского института международных стратегических исследований Народно-освободительной армии Китая (КИМСИ НОАК) в своем ежеквартальном журнале «Стратегические международные исследования» провели оценку финансирования военного строительства Государства Израиль. Отмечается, что официальный военный бюджет Израиля включает расходы МО и расходы других министерств и ведомств, которые представлены в функциональной классификации государственного бюджета по разделу «Общественный порядок и безопасность». К другим министерствам и ведомствам по разделу «Общественный порядок и безопасность» относятся: «Комитет по чрезвычайным ситуациям», «Комитет по координации деятельности на территориях», «Комитет по оборонной деятельности», «Комиссия по атомной энергии». В соответствии с подходом, принятым китайскими специалистами в исследованиях военной экономики зарубежных стан, средства, выделяемые на строительство вооруженных сил по данным министерствам и ведомствам, учитываются в объемах финансирования военной деятельности. Так, по данным КИМСИ, в 2018 году военный бюджет Израиля составил 64,6 млрд шекелей, что на 3,4% (2,1 млрд шекелей) больше, чем в 2017 году, а по сравнению с началом рассматриваемого периода военный бюджет увеличился на 20% (10,7 млрд шекелей). Доля расходов МО в военном бюджете в 2018 году составила 85,9% (55,5 млрд шекелей), а доля других министерств и ведомств 14,1% (9,1 млрд шекелей).

Суммарная величина расходов государства на военные цели характеризует показатель общих военных расходов (ОВР). В 2018 году ОВР Израиля составили 64,6 млрд шекелей (17,9 млрд долл.). В целом за 2014–2018 годы китайскими экономистами отмечается рост общих военных расходов. В 2019 году ОВР ими оцениваются в 67,8 млрд шекелей (18,8 млрд долл.), а в 2020 году их объем прогнозируется в размере 71,5 млрд шекелей (19,9 млрд долл.). В среднем за период 2014–2018 годов доля общих военных расходов в ВВП страны составила около 4,9%. Доля общих военных расходов в государственном бюджете на данный период составила в среднем 12,8%.

Эксперты КИМСИ отмечают, что помимо собственных источников военного финансирования в Израиле есть достаточно крупные внешние. В качестве главного внешнего источника финансирования выступает ежегодная безвозмездная военная помощь США. С 1999 года выделение средств осуществляется на основе «Меморандума о взаимопонимании» между правительствами США и Израиля в формате десятилетнего цикла. В частности, в сентябре 2016 года с учетом окончания в 2018 году очередного соглашения, было заключен новый пакет на 38 млрд долл. (на 2019–2028 годы). Отмечается, что ввиду того, что данные средства являются целевыми, получаемыми извне в рамках военно-технического сотрудничества, в общие военные расходы они не входят. Вместе с тем, они могут быть учтены для оценки общего объема средств, за счет которых осуществляется строительство и содержание вооруженных сил (ВС) Израиля.

Военная помощь США Израилю осуществляется по двум основным программам: «Финансирование военной помощи иностранным государствам» (ФМФ) (Foreign Military Financing, FMF), администрируемая Государственным департаментом США и «Противоракетная оборона Израиля» (Israel Missile Defense, IMD) по линии американского Министерства обороны. Часть выделяемых средств – 25–30%, идет на финансирование НИОКР и закупки военной продукции у военной промышленности Израиля, остальные – на прямые поставки из США ВВТ и другой продукции военного назначения. Данные поставки осуществляются в рамках следующих программ:

– «Военные продажи иностранным государствам» (ФМС) (Foreign Military Sales, FMS);

– «Прямые коммерческие продажи»(Direct Commercial Sales, DCS);

– «Передача военных излишков» (Excess Defense Articles, EDA).

Объем военной помощи Израилю со стороны правительства США за последние пять лет оценивается экспертами КИМСИ в сумму около 18,5 млрд долл. С учетом данных сумм, выделяемых на фактически законодательно закрепленной основе, вместе с тем поступающих из внешних источников, в отношении Израиля можно говорить о таком понятии, как совокупные финансовые ресурсы на военные нужды.

По китайской оценке, объем совокупных финансовых ресурсов на военные нужды в 2018 году составил 22,6 млрд долл. Экспертами прогнозируется его увеличение на 1,1 млрд долл. к 2020 году.

Финансирование военного строительства в Израиле

Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Общие военные расходы,

млрд долл.

15,0 15,5 15,5 17,4 17,9 18,8 19,9
Общие военные расходы,

млрд шекелей

53,9 60,3 59,0 62,5 64,6 67,8 71,5
Общие военные расходы,

(в постоянных ценах

2015 г. = 100% ), млрд шекелей

55,3 60,3 58,4 61,8 63,1 65,4 67,8
Военный бюджет,

млрд шекелей

53,9 60,3 59,0 62,5 64,6 67,8 71,5
Министерства обороны 53,1 59,4 58,2 54,1 55,5 56,9 58,5
других министерств и ведомств 0,8 0,9 0,8 8,4 9,1 10,9 13,0
Изменение общих военных расходов, %:              
в текущих ценах -6,7 11,9 -2,2 6,0 3,3 5,0 5,5
в постоянных ценах -7,6 9,0 -3,1 5,8 2,2 3,6 3,7
Доля общих военных расходов, %              
в валовом внутреннем продукте 4,9 5,2 4,8 4,9 4,9 4,9 4,9
в государственном бюджете 12,5 13,7 12,7 12,7 12,5 12,5 12,5
Военная помощь США,
млрд долл.
3,8 3,7 3,6 3,8 3,6 3,8 3,8
«Финансирование военной помощи иностранным государствам», млрд долл. 3,1 3,1 3,1 3,2 3,1 3,3 3,3
«Противоракетная оборона Израиля», млрд долл. 0,7 0,6 0,5 0,6 0,5 0,5 0,5
Совокупные финансовые ресурсы на военные нужды, млрд долл.: 18,8 19,2 19,1 21,1 21,5 22,6 23,7
Среднегодовой курс,

шекелей за долл.

3,6 3,9 3,8 3,6 3,6 3,6 3,6

Китайские эксперты отмечают тот факт, что для целевой структуры расходов МО Израиля характерны ряд особенностей. Расходы на содержание военнослужащих за период с 2014 по 2018 годы увеличились на 15,1% и составили 19,8 млрд шекелей (5,5 млрд долл.). Расходы на содержание гражданского персонала выросли на 15,2%  и составили в 2018 году 3,8 млрд шекелей (1,1 млрд долл.), также, в течение рассматриваемого периода последовательно увеличилась доля расходов на содержание военнослужащих и гражданских служащих в бюджете Министерства обороны. Данная тенденция сохранится на ближайшую перспективу, что является результатом выполнения планов развития ВС.  Расходы на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение (МТО) войск увеличились на 4,8% за рассматриваемый период и составили в 2018 году 19,6 млрд шекелей (5,4 млрд долл.), расходы на строительство военных объектов выросли на 9,1% и составили 1,2 млрд шекелей (0,3 млрд долл.). При этом их доля в бюджете МО сохранялась в течение всего периода. Расходы на техническое оснащение ВС Израиля (суммарно расходы на закупки ВВТ и НИОКР) в 2018 году по бюджету Министерства обороны составили 11,1 млрд шекелей (3,1 млрд долл.). Вместе с тем, общие объемы средств на данные цели составили 22,3 млрд шекелей (6,2 млрд долл.), при этом значительную их часть – 50,2% (3,1 млрд долл.), составила военная помощь США. Данная тенденция с незначительными колебаниями сохранялась в течение рассматриваемого периода. При этом доля расходов на техническое оснащение ВС в бюджете МО несколько сокращалась в рассматриваемый период. Среди видов ВС большая часть расходов военного бюджета направляется на содержание СВ – 26,6 млрд шекелей в 2018 году (48%). Расходы на военно-воздушные силы составили 25 млрд шекелей (45%). В целом, в рассматриваемый период доли СВ и ВВС, а также расходов, не классифицированных по видам ВС, сохранялись при незначительных колебаниях. На ВМС в 2018 году было выделено 3,3 млрд шекелей (6,0%), при этом за рассматриваемый период наблюдается некоторое сокращение их доли.

Структура военных расходов Израиля

 

Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Общие военные расходы,

млрд шекелей

53,9 60,3 59,0 62,5 64,6 67,8 71,5
Военный бюджет,

млрд шекелей

53,9 60,3 59,0 62,5 64,6 67,8 71,5
Расходы МО,

млрд шекелей

53,1 59,4 58,2 54,1 55,5 56,9 58,5
Расходы других министерств и ведомств 0,8 0,9 0,8 8,4 9,1 10,9 13,0
Расходы МО по целевому назначению,

 млрд шекелей

             
содержание в/сл 17,2 18,3 18,7 19,7 19,8 20,4 21,0
содержание г/сл 3,3 3,5 3,5 3,7 3,8 4,6 4,7
боевая подготовка и МТО 18,7 21,2 20,8 19,4 19,6 20,2 20,7
закупки ВВТ 9,1 10,8 10,0 7,3 7,9 7,5 7,8
НИОКР 3,7 4,3 4,0 2,9 3,2 3,0 3,1
строительство военных объектов 1,1 1,3 1,2 1,1 1,2 1,2 1,2
Прочие
 по видам ВС              
      СВ 26,0 29,1 27,9 26,0 26,6 27,3 28,1
      ВВС 23,4 26,1 26,2 24,3 25,0 26,2 26,9
      ВМС 3,2 3,6 3,5 3,2 3,3 2,8 2,9
неклассифицированные по видам ВС 0,5 0,6 0,6 0,5 0,6 0,6 0,6

Таким образом, анализ материалов экспертов КИМСИ позволяет утверждать, что руководство Израиля уделяет значительное внимание развитию национальных ВС. Ежегодное увеличение объемов финансирования военного строительства является свидетельством целенаправленного выполнения руководством Израиля задач изложенных в плане «Гидеон» («План развития вооруженных сил с 2016 по 2020 год»), заключающихся в следующем:

  • оптимизация численности ВС Израиля предусматривает сокращения: военнослужащих контрактной службы, численности небоевых подразделений, срока срочной службы с 36 до 32 месяцев с одновременным увеличением количества ежегодных призывов в армию с трех до четырех; личного состава штабных и командных структур ВС Израиля на 6%;
  • содействие американо-израильскому взаимодействию по вопросам развития национального военно-промышленного комплекса Израиля, а также участие в совместных проектах по разработке и внедрению передовых видов вооружения в армиях обеих стран;
  • создание войск киберзащиты;
  • приобретение многоцелевых самолетов 5-го поколения F-35 и создание на их основе двух истребительно-бомбардировочных эскадрилий;
  • приобретение четырех корветов проекта К-130 типа «Брауншвейг» и создание на их основе эскадры боевых корветов с местом дислокации на главной военно-морской базе Хайфа. Кроме того, принятие в боевой состав ВМС Израиля шестой дизель-электрической подводной лодки типа «Усовершенствованный Долфин»;
  • переход на эшелонированную систему противоракетной обороны в составе комплексов «Айрон дом», «Дэвид слинг» и «Эрроу-3».

 

Как отметили китайские эксперты, основной целью выполнения плана является приведение национальных вооруженных сил в соответствие современным требованиям изменившейся военно-политической обстановки в ближневосточном регионе.

52.22MB | MySQL:103 | 0,576sec