Попытка №3: Алжир проведет выборы президента в 2019 г.

Начальник штаба Вооруженных сил АНДР Ахмед Гаид Салах определился со временем проведения выборов главы государства. Согласно его заявлению, сделанному 2 сентября, они должны состояться до конца текущего года.

О серьезности намерений генерала свидетельствует сделанное им заявление «о созыве избирательного корпуса», обеспечивающего подготовку к голосованию, который должен собраться для этого 15 сентября.

То есть ориентировочно президентские выборы могут состояться в диапазоне второй половины ноября – первой половины декабря текущего года.

Причина такой спешки понятна – страна физически не может жить бесконечно долго во «временном» подвешенном состоянии и с временным президентом. Подобный неопределенный статус крайне отрицательно сказывается и на ее экономическом состоянии.

Разумеется, сделанное Ахмедом Гаидом Салахом заявление вызвало неодобрительные отклики у оппозиции, добивающейся полного демонтажа нынешнего политического режима. По общим оценкам оппозиционных лидеров, происходящее является стремлением «олигархической, авторитарной и компрадорской власти сохранить себя» и «зацементировать возникшие в апреле текущего года трещины на её основании».

В этой связи оппозиция планирует усилить протестные выступления, несмотря на постепенное «затягивание гаек» военными и увеличение количества арестов их участников, особенно в национальных районах.

Важно отметить, что инициатива Ахмеда Гаида Салаха откровенно демонстрирует, кто «в алжирском доме хозяин» — именно генерал, а не исполняющий должность президента Абделькадер Бенсалах открыто диктует не только форму, но и время проведения важнейших государственных процедур вроде выборов главы государства.

Отсюда и ярко-негативная реакция оппозиции, прекрасно понимающей, что сейчас военные готовятся лишь легализовать свое нынешнее первенствующее положение и закрепиться во власти без принципиальной перестройки старого здания алжирского государства.

Заметим, что проведение Ахмедом Гаидом Салахом в обозначенный срок выборов должно позволить ему беспрепятственно принять бюджет на следующий год, предполагающий сохранение прежних гипертрофированных расходов на оборону, несмотря на дальнейшее ухудшение экономического положения и продолжающееся снижение золотовалютных резервов страны.

И проведенный военными «в дамки» президент (не важно, кто именно им станет) от «партии власти» будет санкционировать все действия, необходимые армии. Причем если раньше их уравновешивал клан Бутефлики, то теперь этого противовеса уже не будет, и перед ними открываются поистине безграничные горизонты для коррупции.

Иными словами, Ахмед Гаид Салах пытается уже официально закрепить позиции, утраченные в период президентства Абдельазиза Бутефлики, последовательно отодвигавшего армейцев от ресурсов, теперь быстро ими отвоеванных в связи с уходом последнего.

Между тем, через день, 4 сентября Ахмед Гаид Салах выступил уже в примирительном тоне, и суть его выступления сводилась к намекам относительно готовности обсудить с оппозицией детали проведения выборного процесса.

По его словам, «Мы все обязаны осознать чувствительность этого этапа, чтобы идти по пути рационального, честного и серьезного диалога, отбросив негатив, пустые разговоры и фатализм. Это является национальным долгом, необходимым высшим интересам Алжира и императивом обеспечения его будущего, сохранения его суверенитета и защиты его национальной экономики, богатств и финансовых ресурсов».

Что же касается тех, кто не принял эти доводы, то они уже объявлены генералом «эгоистами» и «врагами Алжира», разговор с которыми должен быть, по его мнению, соответствующим. В своем заявлении он подчеркнул, что «этот эгоизм ослепил не знающих ценности этой страны и ее народа, преуспевающих в клевете и злословии, тщетно пытающихся ввести в заблуждение общественное мнение и посеять сомнения по любой полезной национальной инициативе, направленной на урегулирование кризиса. Они стремятся подтолкнуть нашу страну к неопределенности, служа внешним, в том числе и преступным интересам. Но планы этой орды заблудших и предателей, идущих вразрез с интересами Родины и народа, обречены на провал».

И такое внимание «несогласным» он выражает не случайно: этот его шаг осуждает не только уличная оппозиция, но и многие известные политические лидеры, в том числе и занимавшие серьезные посты в алжирском руководстве.

Так, по словам одного из них, Мохсина Белаббаса, «Упрямство заместителя министра обороны в стремлении возложить на военный институт миссию, которая отнюдь не входит в его прерогативу, тревожит всех алжирских патриотов. Это желание в нынешних кризисных условиях вызывает подозрения относительно готовности позволить алжирскому народу высказаться свое мнение».

В этой связи от имени оппозиции он предложил запустить «настоящий конституционный процесс, чтобы защитить будущие поколения от неудач и терзаний прошлого».

Его коллеги-оппозиционеры расширяют и дополняют его заявления, указывая, что «оппозиционные партии и гражданское общество прежде всего требуют создания переходных институтов для проведения глубокой реформы государства и особенно пересмотра Конституции», позволяющей нынешнему правящему режиму не отвечать в своих действиях перед народом.

В этой связи они предлагают военным для настоящего запуска диалога предварительно пойти на конституционные изменения, чего они, понятное дело, до проведения президентских выборов проводить не хотят, поскольку это может торпедировать их планы на закрепление во власти.

Анализируя инициативу Ахмеда  Гаида Салаха, отметим, что его замысел вполне реалистичен. Использовав уже имеющиеся институты политических партий вроде FNO и RND, равно как и более мелких объединений, он в состоянии выставить десяток – другой марионеточных кандидатов, изначально слабых и зависимых от военных же, чтобы сделать одного из них послушным исполнителем своей воли.

Разумеется, существует риск усиления народных протестов, способный «смазать» или даже сорвать эту задумку.

Однако игра стоит свеч – ведь речь идет о власти в далеко не самой отсталой стране мира с не самыми малыми ресурсами.

Другое дело, что даже при самом благоприятном для алжирских военных раскладе относительную ее управляемость можно гарантировать лишь на ближайшее будущее. При том характере доходов и расходов страны сохранение нынешнего политического режима становится для нее все более трудным делом. И без скорейшего проведения экономических реформ, которые могут быть реально проведены лишь параллельно с реформами политическими, будущее Алжира становится все более туманным.

52.21MB | MySQL:103 | 0,683sec