Китайские эксперты об основных проблемных вопросах для сил специальных операций США в Сирии

Китайские военные специалисты продолжают пристально следить за деятельностью сил специальных операций  (ССО) США за рубежом, в том числе и в Сирийской Арабской Республике (САР). Так, проведенный ими анализ опыта применения сил специальных операций США в Сирии подтверждает тот факт, что интенсивность применения специальных формирований постоянно возрастает, а спектр возлагаемых задач расширяется, что приводит к негативным последствиям. В результате времени, предоставляемого военнослужащим между командировками в передовые зоны, недостаточно для полного восстановления, в связи с чем наметилась тенденция увольнения специалистов, вернувшихся из зон боевых действий. Из-за перенапряжения личного состава увеличиваются шансы на ошибки в ходе проведения специальной операции. Осуществление функции по оказанию помощи в обучении иностранных специалистов на практике зачастую ничем не отличается от участия в реальных боевых действиях. Известно, что в Сирии военнослужащие ССО  принимали участие в разведывательно-диверсионных действиях, в частности при взятии ряда крупных городов (Пальмира, Алеппо и др), выполняли задачи по борьбе с терроризмом, осуществляли специальную разведку, проводили операции информационно-психологического характера. Частые командировки способствуют возникновению кризисных ситуаций и в семье. В объединенном командовании (ОК) ССО была создана и действует в настоящее время специальная программа по сохранению бойцов ССО и их семей (Preservation of the Force and Family Program), предусматривающая работу психологов, семейных консультантов и других специалистов среди личного состава. В рамках министерства обороны финансирование Управления по предотвращению самоубийств на 2019 фин. год было значительно увеличено и составило 9,3 млн. долл.

Отмечается, что бывший глава Пентагона Дж. Мэттис заявил в конгрессе, что нагрузка на специальные формирования огромна и военное руководство ищет решение проблемы. Наилучший вариант, с его точки зрения, это одна командировка на 18 месяцев. Однако, фиксированных сроков зарубежных командировок не существует. И поэтому Министерством обороны была предпринята попытка переложить часть задач ССО на силы общего назначения. Отмечается, что в 2017 году в сухопутных войсках были сформированы первые бригады помощи силам безопасности иностранных государств (Security Force Assistance Brigades). Китайские специалисты в области специальных операций отмечают, что в настоящее время – это одна из основных задач ССО США. Личный состав этих бригад проходит специальную подготовку в школе ССО в Форт-Беннинг. В перспективе предполагается создание шести таких бригад.

Возможно и второе направление устранения выявленных недостатков – увеличение численности личного состава ССО в перспективе до 100 000 чел. В 2019 году эта цифра составляет 71 000 военнослужащих. В частности, как считают некоторые американские военные эксперты, сухопутный компонент должен быть удвоен. Командование ССО ВВС США также намерено удвоить число своих советников и создать к 2023 году пять «консультативных пунктов». В настоящее время численность консультантов составляет 180 военнослужащих.  «Мы хотим увеличить их количество до 352», – заявил представитель командования, подчеркнув, что Д.Трамп отводит им еще более значимую роль с учетом планируемого расширения роли и значения специальных воздушных операций.

Китайские эксперты утверждают, что к другим проблемам применения специальных формирований командование ОК ССО относит следующие аспекты:

— недостаточно высокий уровень подготовки в вопросах организации подавления сопротивления террористических группировок, использующих нестандартные формы и способы действий;

— выполнение подразделениями ССО несвойственных им задач (сопровождение колонн, зачистка районов местности, охрана объектов инфраструктуры);

— отсутствие отлаженных механизмов межведомственного взаимодействия;

— большие потери среди мирного населения и наличие беженцев, что ограничивает свободу действий объединенных группировок и оказывает отрицательное влияние на восприятие гражданского населения на деятельность союзнических войск, что, в свою очередь, приводит к усилению террористических групп;

— несоответствие нормативно-правовой базы особенностям проведения специальных (в том числе тайных) операций. Хотя в последнее время и был принят ряд новых подзаконных актов (Директива министра обороны № 33000.07 «Иррегулярные боевые действия»; Директива командующего ОК ССО № 525-16 «Формирование условий обстановки на ТВД»;  наставление ССО сухопутных войск ADP 3-05). В ближайшее время планируется публикация нового наставления КНШ JP 3-05 «Основы подготовки и проведения специальных операций». В 2019 году опубликована концепция создания и применения ССО США на период до 2030 года (USSOCOM Special Operations Forces Future Operating Concept).

Для преодоления недостатков, характерных для всех последних конфликтов, в том числе и сирийского, по оценке китайских военных специалистов, ССО США необходимо:

— научиться адаптироваться к быстро меняющейся оперативной обстановке в районе ведения боевых действий;

— изменить традиционные способы применения сил и средств ССО в борьбе с иррегулярными формированиями;

— усилить информационно-психологическое воздействие на население страны пребывания и личный состав ВС противника, что будет способствовать достижению стратегических целей в конфликтах;

— более четко осуществлять доставку материально-технических средств в районы боевых действий;

— создавать эффективно действующие коалиции, добиваясь единства действий ее составных частей, преодолевая политические разногласия, но соблюдая при этом национальные интересы.

Отмечается, что в новой американской концепции развития сил специальных операций на период до 2030 года четко определены требования к их перспективным возможностям. ССО должны уметь:

— развертывать и всесторонне обеспечивать органы управления штатными, приданными и прикомандированными формированиями ССО и сил общего назначения для проведения глобально ориентированных операций в составе межвидовых или многонациональных группировок войск (сил) в интересах достижения оперативных и стратегических целей;

— вести эффективные действия в киберпространстве и информационной сфере, в том числе радиоэлектронном спектре, для достижения точного поражения войск (сил) и важных объектов противника в различных условиях обстановки с целью срыва его замыслов и деморализации;

— осуществлять децентрализованное управление (mission command) в зонах воспрещения (ограничения) доступа в районы боевых действий, в том числе на деликатную в политическом отношении территорию в целях оценки обстановки и вскрытия объектов противника;

— проводить обмен данными по обстановке, доводить общее понимание замысла командующего до других формирований, участвующих в операции, а также передавать большие массивы данных о противнике в рассредоточенные по всему миру центры обработки информации для согласованных действий всех участников операции;

— проводить мероприятия по обучению и оказанию содействия силовым структурам дружественных иностранных государств;

— создавать атмосферу доверия между партнерами США, группами населения и ключевыми лицами в различных условиях обстановки.

Таким образом, представляется возможным согласиться с оценками китайских военных специалистов о том, что для преодоления выявленных недостатков в действиях ССО США в Сирии, с целью подготовки их к условиям перспективной оперативной обстановки командование должно произвести необходимые административные изменения, повысить эффективность специальных формирований по основным направлениям (гибкость, адаптивность, способность к взаимодействию) и обеспечить создание универсальных отрядов специального назначения, в состав которых войдут высокопрофессиональные специалисты, умеющие налаживать контакты на местном, региональном и глобальном уровне, обладающие необходимыми полномочиями и навыками, а также оснащенные новыми вооружением и военной техникой, в том числе и для самостоятельного выполнения специальных задач против любых противников.

62.84MB | MySQL:102 | 0,642sec