Французские эксперты о целях и результатах американских санкций против Ирана

На французском аналитическом портале Les Cles du Moyen Orient («Ключи к Ближнему Востоку») был опубликован обширный доклад французских экспертов, касающийся американских санкций против Ирана, их целей и эффективности их применения под названием «Американские санкции против Ирана: между средством давления и средством коммуникации. Кампания «максимального финансового давления»: США в наступлении против ИРИ» (1). Первая часть данного обзора посвящена описанию санкций и их суровости, а также оценке реального ущерба (довольно значительного, по мнению авторов), который они представляют для экономики и народа Ирана. Вторая часть доказывает, что данные санкции служат не только средством давления, но и средством коммуникации. В этой части доклада авторы также показывают возрастающее недовольство и сопротивление этим санкциям со стороны других ведущих мировых акторов: Евросоюза, России и Китая, а также все более успешные попытки эти санкции обойти.

По мнению авторов доклада, целью американских санкций является остановить ядерную программу Ирана и уничтожить его региональное влияние. При этом санкции, вводимые США после их выхода в одностороннем порядке из СВПД в мае 2018 года имеют, главным образом, экономическое применение. В военных санкциях нет особой нужды, так как в 2006 и в 2007 годах Совет Безопасности ООН уже вводил эмбарго на поставку в ИРИ наступательных вооружений. Это эмбарго не было отменено и после подписания СВПД в 2015 году. 4 ноября 2018 года Госдепартаментом США были наложены на Иран санкции, которые сами американцы охарактеризовали как «наиболее тяжелые в истории». Санкции затронули важнейшие отрасли иранской экономики: нефтегазовый сектор, банковскую сферу, судостроение,  транспорт. Одновременно Бюро по контролю за иностранными активами (OFAC — Office of Foreign Assets Control) наложило санкции на 700 субъектов, включая компании, банки, физических лиц и даже морские и воздушные транспортные средства. 2 мая 2019 года США сняли изъятия из санкций, которыми до этого пользовались крупнейшие импортеры иранской нефти: Китай, Индия, Япония. Южная Корея, Тайвань, Турция, Италия и Греция.

Результаты этих санкций французские исследователи характеризуют как «асфиксию иранской экономики». После начала процесса снятия санкций с момента подписания СВПД иранская экономика первые два года демонстрировала неуклонный рост. В 2016 году рост иранского ВВП составил 12,3%. В 2016 году из-за возвращения американских падение ВВП составило 3,6%, а в 2019 году ожидается падение на 6%. Особенно пострадал энергетический сектор, в частности экспорт нефти. После снятие санкций экспорт «черного золота» из Ирана увеличился с 2,7 млн баррелей в марте 2017 года до 3,6 млн баррелей в марте 2017 года и 3,8 млн баррелей в марте 2018 года. Через полгода в результате введения санкций экспорт упал до 2,4 млн баррелей, а после снятия изъятий он достиг исторического минимума и составляет около 0,5 млн баррелей в месяц.  По оценкам американского правительства ИРИ потеряла в результате этих санкций с ноября 2018 года около 10 млрд долларов. В 2018 голу инфляция составила 31%, а покупательная способность населения резко сократилась. В июне 2019 года по сравнению с показателями прошлого года цены на красное мясо (говядину и баранину) увеличились на 57%. Цены на молоко, сыр и яйца – на 37%, а на овощи – на 47%. Цены на лекарства подскочили на 20%. Открылись магазины, в которых продукты, в частности мясо, продаются по сниженным ценам благодаря государственным субсидиям, но, чтобы попасть в них нужно выстоять большую очередь. Руководство ИРИ даже рассматривает возможность введения продуктовых карточек для малоимущих граждан, так как 3% иранцев (2,4 млн человек) живут менее чем на 1,7 евро в месяц.

Несмотря на это, по мнению французских экспертов, санкции так и не достигли своей главной цели – поставить Иран на колени и заставить согласиться на условия, продиктованные США. Бывший советник американского  президента Барака Обамы, а ныне руководитель International Crisis Group Роберт Мэйли  считает, что в данном случае речь идет о «символической политике в худшем смысле этого слова». По его мнению, эти санкции являются «нелогичными, контрпродуктивными или как минимум неэффективными на всех уровнях».

Если экономические санкции действительно нанесли значительный удар по ИРИ, то некоторые санкционные меры против конкретных персоналий кажутся на первый взгляд абсурдными. Речь идет о санкциях, веденных 24 июня с.г. против верховного лидера ИРИ великого аятоллы Али Хаменеи и ряда руководителей КСИР. Санкции запрещают им въезд в США, замораживают их счета в американских банках (если таковые имеются), запрещают финансовые транзакции и доступ к американским финансовым рынкам. Между тем, Али Хаменеи с 1989 года, когда он стал верховным лидером, ни разу не покидал Иран, то же самое можно сказать и о большинстве генералов КСИР. Одновременно, учитывая конфронтацию Ирана с США, продолжающуюся с 1979 года, представляется сомнительным, чтобы эти политики и силовики держали свои капиталы в американских банках. По причине непрекращающейся американской враждебности иранские политики фундаментальным образом ограничивают любые деловые операции с США или воздерживаются от них Таким образом, эти санкции преследуют исключительно пиаровскую цель: показать иранскому народу, что  политика США направлена не против него, а против руководителей ИРИ. Французские аналитики, считают, что многие санкции «служат скорее средством коммуникации, представляя своеобразные послания как для Ирана, так и для американского электората и для стран ЕС и России». Американская стратегия нацелена на то, чтобы вызвать в Иране массовые народные протесты, более масштабные, чем «Зеленое движение» 2009 года или массовые демонстрации, проходившие в начале 2018 года. Целью является либо свержение нынешнего политического режима, либо склонение его к серьезному компромиссу. По мнению бывшего советника президента Обамы Элизабет Розенберг, «Вашингтон пытается как минимум вызвать у режима страх за свое выживание, с угрозами, идущими как снаружи, так и изнутри и пойти на серьезные уступки на будущих переговорах». Несмотря на это, данная стратегия, по убеждению авторов доклада, не достигает своих целей. Согласно их выводам, до сих пор ни одни долговременные санкции не вызвали смены политического режима в тех странах, против которых ни применялись.  По мнению Роберта Мэйли, иранцев еще ни разу не удавалось заставить сесть за стол переговоров путем силового давления.

Однако, что еще хуже для Вашингтона, эти долговременные санкции с большими издержками и непонятными результатами вызывают все большее раздражение американской политикой в мире. Сомнения в ее эффективности и реальном могуществе США приводят к тому, что даже у их союзников возникает желание обойти санкции. Китай фактически игнорирует санкции, продолжая закупки иранской нефти. Что касается Европейского союза, то усилиями Франции, Великобритании и Германии 31 января с.г. был создан механизм расчетов с Ираном INSTEX (Instrument in Support of Trade Exchanges). Этот финансовый институт, базирующийся в Париже и возглавляемый немецким банкиром Петером Фишером, заработал 24 июня, когда в Иране была создана зеркальная структура, позволяющая ему действовать: STFI (Iran’s special Trade and Finance Instrument). Правда пока сфера приложения INSTEX ограничена только иранским импортом продуктов питания и медикаментов, но уже сейчас раздаются голоса о том, что ее нужно расширить на покупку европейцами нефтепродуктов в ИРИ. Причем такой шаг предполагается сделать при содействии России. Пресс-секретарь бывшего комиссара ЕС по внешней политике Федерики Могерини Натали Точчи отметила важность создания механизма финансовых взаиморасчетов в треугольнике «Европа-Россия-Иран». Интерес к присоединению к этой структуре проявляет Турция.

Таким образом, по мнению французских исследователей, с одной стороны американские санкции оказали несомненный отрицательный эффект на иранскую экономику. Несмотря на это конечная цель – заставить  иранцев сесть за стол переговоров и подчиниться американским требованиям  представляется пока недостижимой. Вот почему можно говорить о том, что пока они служат в основном пиаровским и пропагандистским целям. Санкции бывают эффективны тогда, когда их уважают и присоединяются к ним и другие государства. Пока мы имеем обратный результат. Впрочем, это не мешает Дональду Трампу набирать очки у американского электората и создавать иллюзию успеха.

  1. https://www.lesclesdumoyenorient.com/Sanctions-americaines-contre-l-Iran-entre-moyen-de-pression-et-outil-de-2996.html
52.25MB | MySQL:103 | 0,573sec