Проблема беженцев и мигрантов вновь обострила отношения Турции с Европейским союзом

Президент Турции Р.Т.Эрдоган и канцлер ФРГ Ангела Меркель провели в среду 11 сентября телефонные переговоры. Об этом говорится в распространенном канцелярией турецкого лидера заявлении. «Наш президент Реджеп Тайип Эрдоган провел телефонные переговоры с канцлером Германии Ангелой Меркель. В ходе беседы обсуждались двусторонние отношения, тема беженцев и ситуация в Сирии и Ливии», — отмечается в сообщении. Новый виток консультаций стал реакцией Брюсселя на попытку  прямого шантажа со стороны турецкого президента: 5 сентября Эрдоган заявил, что Турция готова открыть двери для беженцев в Европу, если не получит необходимую поддержку от Запада. Эрдоган обратился на съезде к руководителям своих партийных ячеек 5 сентября 2019 года и пригрозил Евросоюзу наплывом беженцев. «Мы будем вынуждены открыть ворота. Мы не можем быть вынуждены справляться с этим бременем в одиночку», — сказал президент Турции на съезде своей партии, подчеркнув, что он откроет пограничные ворота, чтобы позволить мигрантам пересечь границу ЕС. «Мы не смогли получить помощь от международного сообщества, а именно от ЕС», — сказал он, заявив, что Турция потратила 40 млрд  долларов на поддержку сирийских беженцев, которые нашли убежище в Турции в разгар гражданской войны в своей стране, и обвинил ЕС в невыполнении своих обещаний. Брюссель старался отреагировать оперативно. 9 сентября представитель Еврокомиссии Наташа Берто сообщила, что Евросоюз уже предоставил Турции 5,6 млрд евро из согласованных 6 млрд на борьбу с миграционным кризисом.    «5,6 млрд из 6 было уже выделено Турции. Остальное будет предоставлено в скором времени», — сказала она. Представитель ЕК в очередной раз подчеркнула, что Брюссель остается приверженным выполнению соглашения ЕС-Турция, которое было достигнуто на саммите в марте 2016 года. «Мы привержены реализации соглашения и ожидаем того же от наших турецких партнеров», — отметила она. На саммите ЕС — Турция 17-18 марта 2016 года Брюссель и Анкара подписали соглашение, которое предусматривает меры по сокращению миграционного потока. ЕС тогда обязался выделить Турции 6 млрд евро, ввести безвизовый режим с этой страной, а также продвинуть переговоры по вступлению Анкары в состав сообщества. В обмен на это все нелегальные мигранты, прибывшие на греческие острова с турецкой территории, будут высылаться назад в Турцию. ЕС же должен принимать напрямую с территории Турции беженцев, проверенных турецкой миграционной службой, получивших легальный статус и имеющих пакет соответствующих документов. Однако с тех пор Брюссель не выполнил ничего из обещанного, кроме постепенного выделения денежных средств, в связи с чем Анкара постоянно грозится приостановить действие соглашения.   Всего за три месяца до окончания сделки Турция-ЕС по беженцам, в рамках которой ЕС пообещал Анкаре 6 млрд евро на период 2016-2019 годов в обмен на усиление контроля над беженцами, покидающими турецкую территорию в Европу, Эрдоган поднял ставки, чтобы увеличить свои переговорные козыри и постараться привлечь больше средств из стран ЕС, где миграция стала ведущей темой обсуждения в национальных парламентах. Таким образом турецкий президент не просто заставляет европейцев выплатить оставшуюся сумму. Замах в данном случае гораздо шире: Анкара старается подготовить таким образом благоприятную для себя почву в рамках пролонгации этого соглашения, одновременно снижая накал страстей и оппозиции со стороны Брюсселя по поводу бурения в спорных водах Средиземного моря. Напомним, что  решение Турции начать поиск углеводородов у берегов этнически разделенного Кипра побудило Европейский союз ввести санкции против Анкары, поскольку она считает, что международно признанное правительство члена ЕС в южной части острова, где проживает большинство греков, имеет исключительные права на эти воды Восточного Средиземноморья. Турция признает кипрско-турецкую администрацию в отколовшейся северной части Кипра и утверждает, что любые углеводороды, обнаруженные в исключительной экономической зоне страны, принадлежат всем киприотам, а не только грекам-киприотам.

В  данном случае главный вопрос стоит в том, поддастся ли Брюссель на откровенный шантаж со стороны Анкары? Пока эксперты делают вывод о том, что лидеры Европейского союза в очередной раз поддались на шантаж президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. И это произошло во многом не из-за гневной риторики турецкого президента, а в силу конкретных шагов турецких властей.  Недавнее число прибывших на острова Эгейского моря свидетельствует о том, что Эрдоган уже приступил к осуществлению своего плана, причем число ежемесячных прибытий в Грецию в августе подскочило примерно до 7 000 человек, что является самым высоким показателем за три года.  Недавние комментарии премьер-министра Нидерландов Марка Рютте и премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса сигнализировали о том, что ЕС рассматривает возможность заключения нового  соглашения по миграции с Эрдоганом. Что так будет, сомневаться не приходится: главным архитектором этого плана была канцлер ФРГ А.Меркель, она явно досиживает свой срок, несмотря на очевидные проблемы со здоровьем, до весны следующего года, и много эксперты полагают, что она это делает исключительно с целью доведения для логического конца строительства газопровода «Северный поток-2». Но пока она на посту, сделку по мигрантам  Брюссель пересматривать не будет. Да и условия в остальных странах Европы не располагает к тому, чтобы отменить эту сделку, которая больше напоминает выплату откупных рэкетиру. Это не первый раз, когда Эрдоган потребовал средств от ЕС. В ноябре 2015 года он требовал миллиарды евро от председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера и председателя Европейского совета Дональда Туска на встрече, состоявшейся на полях саммита G20 в Турции в рамках своей «правильной позиции» по вопросу блокирования процессов отправки беженцев и мигрантов в Европу. Тогда Эрдоган откровенно издевался над Юнкером, сказав, что Турция «может открыть двери в Грецию и Болгарию в любое время и посадить беженцев на автобусы». Это цитата точная, поскольку она была зафиксирована   в протоколах меморандума ЕС о встрече. Интересно, что этот пассаж, который по уму должен был вызвать введение санкций,  в конечном счете вызвал процесс, который привел к сделке в 2016 году. Тогда канцлер Германии Ангела Меркель и Рютте встретились с тогдашним премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу, чтобы обсудить детали сделки в турецком посольстве в Брюсселе в ночь перед саммитом ЕС-Турция в марте 2016 года. В ходе встречи Меркель и Рютте, который в то время занимал пост премьер-министра Нидерландов на посту председателя ЕС, согласовали все основные положения будущей сделки ЕС-Турция, которая позже была представлена на саммите.

То же самое примерно происходит и сейчас.  На следующий день после угрозы Эрдогана Рютте заявил, что сделка должна быть пролонгирована. Кроме того, премьер-министр Греции Мицотакис сигнализировал в воскресенье 8 сентября о возможном продлении. Он сказал, что Греция не может исключить обсуждения с Турцией в «духе доброй воли» на европейском уровне о том, как продлить финансовые выгоды от сделки 2016 года. Позиция Афин понятна: там происходят свои катаклизмы по поводу миграционного кризиса. Национальный комитет по правам человека (НКПЧ) Греции раскритиковал планы правительства страны по ускорению выдворения беженцев и нелегальных мигрантов за счет отмены для них второго уровня апелляций. Об этом сообщило в понедельник 9 сентября  Афинское Македонское агентство новостей (АМНА). По его данным, НКПЧ опубликовал доклад, в котором подчеркивается, что «вторичное рассмотрение прошений о предоставлении убежища с целью международной защиты беженцев является обязательством, вытекающим из Общеевропейской системы предоставления убежища», и поэтому «не может быть отменено национальным законодателем без постановки вопросов о совместимости греческих законодательных правил с европейским правом». В своем докладе по вопросу о беженцах комитет, в частности, призывает власти прекратить принудительно содержать беженцев, подавших заявления о международной защите, в лагерях на островах в восточной части Эгейского моря путем «снятия географических ограничений, наложенных на них», и отправить этих людей в континентальные районы Греции для того, чтобы обеспечить немедленное снятие нагрузки с островов. Кроме того, комитет рекомендует увеличить число мест для размещения беженцев внутри Греции в лагерях для подходящего долгосрочного размещения запросивших убежища лиц с особой заботой о семьях и уязвимых группах беженцев. Он также предлагает создавать малые и средние хостинг-центры в жилых районах, а также расширить программу аренды жилья для беженцев. По мнению НКПЧ, как можно скорее должны быть приняты правила работы таких хостинг-центров, что пока не сделано для большей части из них. Комитет считает актуальной необходимость полного обеспечения персоналом служб приема и идентификации мигрантов, а также центров их приема на островах. Если переводить это на простой язык, то такой шаг на фоне растущего потока мигрантов  из Турции просто будет означать свободный их доступ во внутренние районы Греции, а оттуда — уже в другие страны Европы, прежде всего ФРГ и Голландию. 31 августа состоялось срочное заседание Правительственного совета по иностранным делам и обороне (КИСЕА) под председательством премьер-министра Кириакоса Мицотакиса, на котором было выражено намерение усилить контроль за границами в связи с ростом потока беженцев и мигрантов, нелегально прибывающих из Турции, а также разгрузить лагеря для мигрантов на своих островах путем перевода части людей в аналогичные структуры внутри страны. После заседания было заявлено, что правительство будет стремиться изменить институциональные рамки процедуры предоставления убежища за счет отмены второго уровня апелляций, чтобы — в случае отклонения ходатайства о предоставлении убежища — немедленно приступить к возвращению заявителя в страну происхождения. По мнению кабинета министров, этот процесс будет осуществляться с уважением европейского законодательства и «для полного осуществления Совместной декларации Европейского союза и Турции». Турция также должна нести ответственность за выполнение обязанностей, которые на ней лежат (по репатриации высылаемых лиц), подчеркнули в греческом правительстве. Запланировано также увеличить число проверок, проводимых полицией на островах и в материковой части Греции для выявления лиц, которые обращались с просьбой о предоставлении убежища, однако ходатайство было отклонено судами. Как отмечалось в заявлении представителя кабинета министров, «существует несколько тысяч таких случаев, по поводу которых предыдущее правительство не предприняло никаких действий, и полиция уже обнаружила около 1000 человек, в отношении которых начат процесс их возвращения».  Несмотря на объявленные меры, прибытия нелегалов на греческие острова продолжаются. Только 6 и 7 сентября на Лесбосе, Хиосе и Самосе высадились 599 беженцев и мигрантов. Временные лагеря на островах на востоке Эгейского моря продолжают быть переполненными. То есть, время для шантажа Р.Т.Эрдоган выбрал оптимально, нанося удар при этом и по своему главному оппоненту в рамках территориальных споров в лице Греции.

Отметим также, что заявления с обеих сторон также внесли сумятицу в умы экспертов, поскольку из них вытекает, что половина финансовой помощи ЕС скандально испарилась в коррумпированной бизнес-системе Эрдогана. В четверг   5  сентября Эрдоган заявил, что Турция получила только около 3 млрд евро из средств ЕС. Однако пресс-секретарь Еврокомиссии Наташа Берто опровергла это утверждение, сообщив, что 5,6 млрд евро уже были переданы для улучшения условий жизни и стандартов защиты сирийских беженцев в Турции, добавив, что оставшийся остаток будет перечислен в ближайшее время. Как бы то не было, общий итог всех этих маневров и шантажа Анкары видимо будет очевидным: Брюссель займет в очередной раз примирительную позицию и продлить сделку по мигрантам на очередной срок.

52.33MB | MySQL:106 | 0,899sec