Оценки китайских специалистов участия ОПК Израиля в создании системы противоракетной обороны Индии

Программа баллистического ракетного вооружения Пакистана как первопричина

Как отмечают корреспонденты китайского специализированного военно-технического издания «Корабельное вооружение» (официальный печатный орган Китайской кораблестроительной промышленной организации) военно-политическое руководство Индии приняло решение о необходимости двухступенчатого создания национальной системы противоракетной обороны после того как в 1995 г. ВС Пакистана успешно испытали и приняли на вооружение твердотопливную баллистическую ракету средней дальности «Хатф-4», которая позволяет обстреливать большую часть территории Индии.

Согласно замысла индийского руководства, национальная СПРО должна перехватывать баллистические ракеты средней дальности (т.е. до 2500 км) на высотах до 80 км, а баллистические ракеты большой дальности (т.е. до 5000 км) должны быть перехвачены на высотах до 150 км.

Следует отметить, что спустя три года – 28 мая 1998 г. пакистанские специалисты на территории Белуджистана провели два подземных ядерных испытания под условным обозначением «Чагай-1 и 2» и подтвердили наличие реальных ядерных боеприпасов – Пакистан стал седьмым государством, которое официально обладает ядерными взрывными устройствами.

Данное событие стало поводом для введения санкций со стороны США и Европейского союза, но при этом оно доказало, что ядерный кластер оборонно-промышленного комплекса Пакистана способен выполнять полный комплекс работ по созданию специальных боеприпасов, уменьшение размера которых является лишь вопросом времени. Второй аспект подземных ядерных испытаний в Пакистане – раскручивание гонки вооружений в Южной Азии, в которой непосредственное участие приняли предприятия ОПК РФ и Израиля.

 

Участие РФ в индо-пакистанском военно-технологическом противостоянии

В отношении роли ОПК России в процессе формирования системы противоракетной обороны китайские специалисты отмечают, что официальный Нью-Дели слишком долго проводил переговоры по контракту на поставку зенитно-ракетной системы (ЗРС) большой дальности С-300В «Фаворит», которая позволила закрыть небо Индии от любых воздушных нарушителей. Однако, возможности С-300В по борьбе с баллистическими высокоскоростными малоразмерными целями ограничены технической базой, на которой построена российская ЗРС.

Китайские и пакистанские военные отмечают, что российские зенитные управляемые ракеты 9М82 обладают максимальной скоростью 7МАХа, что вполне удовлетворяет требованиям по перехвату головных частей баллистических ракет средней и большой дальности. Очевидно, что индийские военные приобретали С-300В как резервное средство борьбы с баллистическим ракетами ВС Пакистана, в создании которых активно принимали представители соответствующих предприятий ОПК КНР.

 

Участие Израиля в создании системы ПРО Индии

По мнению китайских обозревателей, именно израильские специалисты сыграли решающую роль в создании национальной эшелонированной системы ПРО Индии, которая к настоящему моменту находится в решающей стадии развития. По данным китайских источников, устойчивые военно-политические контакты между двумя странами основаны на общем понимании опасности ракетно-ядерной программы Пакистана, а также неоднозначной роли официального Исламабада в процессе борьбы с исламским терроризмом.

Как известно, индийские военные смогли приобрести некоторые компоненты комплекса ПРО «Стрела-2» израильского производства, однако на тот момент американо-израильская разработка не была готова и ее испытания только планировались в перспективе. Китайские обозреватели особо отмечают, что военно-политическое руководство США неоднократно вмешивалось в сотрудничество Израиля и Индии по теме создания системы ПРО, поскольку опасалось утечки «чувствительных» технологий.

Ключевым элементом национальной системы ПРО Индии являются две радиолокационные станции (РЛС) под обозначением Swordfish (L-диапазон, обнаруживает цель с ЭПР 0,01 кв. м на дальности 1500 км), которые предназначены для обнаружения и сопровождения до 200 баллистических целей на дальности до 600 км. По оценкам китайских специалистов, L-диапазон не является идеальным вариантом для построения системы ПРО, поскольку не обеспечивает необходимую точность в определении координат цели для наведения ракеты-перехватчика.

РЛС Swordfish  разработана индийскими специалистами при сотрудничестве конструкторов израильской компании IAI, а именно структурного подразделения Elta на базе другой проверенной станции с активной фазированной антенной решеткой (принцип электронного сканирования пространства) под обозначением EL/M-2080 Green Pine.

Длина антенны РЛС израильского производства составляет девять метров, а высота три метра. Максимальная дальность обнаружения баллистической цели с ЭПР до 0,03 кв. м составляет 370 (по другим данным до 500) км. Указанная РЛС работает в S-диапазоне.

Именно благодаря работе в S-диапазоне рассматриваемая станция позволяет определять координаты цели с погрешностью всего 4 метра. Известно, что ОПК Израиля поставили в Индию две станции Green Pine в июле 2002 и августе 2005 г. В комплекте к РЛС израильские специалисты передали все необходимые антенны, электрогенератор, систему охлаждения и пункт управления, а также автомобильные тягачи.

Основное отличие РЛС индийского производства состоит в том, что она собрана полностью на компонентах национального производства и обеспечивает не только обнаружение большого количества (до 200) баллистических целей и автоматические сопровождение нескольких десятков наиболее опасных из них. По данным китайских источников, РЛС  Swordfish способна обнаруживать цель диаметром 76,2 мм, движущуюся со скоростью 12 МАХа на дальности 800 км и принимать ее на автоматическое сопровождение на дальности 600 км.

Следует отметить, что такие размеры не свойственны современным ядерным головным частям, т.е при перехвате реальной ГЧ у индийских военных есть возможность обнаружить ее на дальности около 1000 км. Начиная с 2012 г. индийские специалисты ведут работу над РЛС Super Swordfish, которая должна обнаруживать баллистические цели на дальности 1500 км.

Ключевым остается вопрос точности перехвата, поскольку в теории для уничтожения одной баллистической цели с вероятностью 98% необходимо применять две противоракеты. В данном аспекте необходимо указать, что один дивизион СПРО ВС Индии способен одновременно перехватывать не более шести баллистических целей, т.е. боекомплект ограничен 12 противоракетами.

В дополнение к вышесказанному отметим, что специалисты ОПК Израиля оказали серьезную помощь индийским конструкторам при создании ракеты-перехватчика Prithvi Air Defense (PAD), которая по линейным размерам и внешнему виду похожа на баллистическую ракету первого поколения «Притхви» и аналогичную ракету-мишень. При внимательном изучении противоракету можно отличить по увеличенной длине головной части (на 0,4 м) и по смещенному вперед основному оперению.

Основной минус противоракеты PAD состоит в применении жидкотопливного двигателя, для заправки которого требуется значительное время, а как известно отличительной особенностью системы ПРО является высокая скорость реагирования на любые внезапные угрозы.

Подводя итог, отметим, что очередным толчком к развитию национальной эшелонированной СПРО Индии послужила разработка в Пакистане новой баллистической ракеты средней дальности под обозначением «Абабил», которая обладает максимальной дальностью пуска 2200 км. Известно, что пакистанские военные провели единственный испытательный пуск 24 января 2017 г. Согласно официального заявления получены отличные результаты по надежности всех силовых компонентов БРСД и эффективности боевой части, позволяющей уверенного поражать подземные укрепленные объекты. По оценкам американских военных специалистов, реальная дальность испытательного пуска БРСД «Абабил» составила всего 500 км, однако на конечном участке полета ракета продемонстрировала серьезное ускорение, что чрезвычайно затрудняет ее перехват.

52.22MB | MySQL:103 | 0,450sec