К вопросу о саудовских инвестициях в нефтегазовый сектор РФ

   На протяжении десятилетий отношения России и Саудовской Аравии, оставались достаточно прохладными. Эр-Рияд постоянно соревновался с Москвой за лидирующее место среди нефтепроизводителей в мире, однако резкое падение цен на нефть в 2014 году неожиданно открыло перспективы для сближения, которое обрело конкретные черты в ходе совместной работы над соглашением стран производителей нефти о сокращении добычи. Подписанное в 2016 году соглашение о совместных действиях для поддержания стабильности на рынке нефти стало одним из первых значимых результатов «оттепели» в российско-саудовских отношениях. Именно оно сделало возможной договоренность о сокращении добычи между странами-производителями, которая стабилизировала цены на нефть на мировом рынке после их резкого падения[i].

                  В октябре 2017 года состоялся визит в Москву короля Саудовской Аравии Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда. В ходе его было подписано несколько знаковых соглашений между Москвой и Эр-Риядом. На их основе Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и суверенный фонд Саудовской Аравии Public Investment Fund (PIF) создали платформы для инвестиций в энергетическом и технологическом секторах, при этом объем инвестиций в рамках каждой платформы составил 1 млрд долларов[ii]. Управляющий директор PIF Ясир ар-Румайяна сказал, что «мы видим очень много синергетических эффектов между экономиками России и Саудовской Аравии. Мы являемся крупнейшими производителями нефти. Поэтому у взаимных инвестиций в этой сфере есть огромный потенциал».  Фонд будет инвестировать в российских поставщиков услуг в сфере разведки и добычи, а также в производителей нефтегазового оборудования. Инвестиции со стороны Саудовской Аравии помогут российским компаниям в этом секторе выйти на мировой рынок[iii].

Также компания «Газпром нефть» и Saudi Aramco подписали меморандум о расширении двустороннего сотрудничестве в нефтегазовой сфере с перспективой того, что следующим шагом может стать совместная разработка месторождений и взаимодействие в сфере нефтепереработки. Соглашение предполагает сотрудничество «Газпром нефти» и Saudi Aramco по таким направлениям, как развитие технологий бурения и ремонта скважин, совершенствование насосных систем, разработка неметаллических труб большого диаметра[iv]. Кроме того, подписанный документ откроет возможности для сотрудничества в сфере производства оборудования для разработки нефтегазовых месторождений с возможностью локализации его производства в России или в Саудовской Аравии.

             В феврале 2018 года Россия предложила национальной нефтяной компании Саудовской Аравии Saudi Aramco стать инвестором проекта НОВАТЭКа по производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ-2»[v]. Министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халид аль-Фалих сказал в этой связи, что «Эр-Рияд очень заинтересован возможностями инвестиций во второй этап «Ямал СПГ» («Арктик СПГ-2»-  авт.). Это большой проект и он может стать частью газовой стратегии Aramco». Уже в октябре 2018 года  глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев сообщил СМИ о том,  что Саудовская Аравия объявила о готовности инвестировать в проект «Арктик СПГ-2» около 5 млрд долларов[vi].

 

Чем же обусловлен интерес Эр-Рияда к инвестициям в российские СПГ-проекты? Нельзя не согласиться с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности Игорем Юшковым, который считает, что «интерес саудитов к «Арктик СПГ» преимущественно политический, можно судить по экономике этого проекта: он объективно тяжелый, не предвещающий большую прибыль инвестору»[vii]. Напомним, что сейчас одним из крупнейших экспортеров СПГ является Катар, но Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Египет и ряд других государств, солидарных с ними, разорвали дипломатические отношения с Дохой, обвинив ее в поддержке терроризма. Несмотря на это, по итогам 2017 года Qatar Petroleum увеличила зарубежные поставки СПГ до 77 млн т, страна планирует в течение пяти-семи ближайших лет увеличить экспорт на 30%, до 100 млн т в год. По мнению аналитика Raiffeisenbank Андрея Полищука, газ «Арктик СПГ-2» сможет конкурировать с катарским сжиженным газом как один из самых дешевых по себестоимости производства в мире, в том случае если будут выполнены планы снижения затрат на строительство завода на 30% по сравнению с проектом «Ямал СПГ».​ Saudi Aramco настойчиво зовут в российские топливно-энергетические проекты, включая СПГ-проекты НОВАТЭКа, поэтому она всерьез рассматривает намерение войти в один из них в условиях ограниченности подобных проектов в мире. К тому же, Саудовская Аравия прекрасно осознает, что газ перестал быть региональным товаром и, благодаря новым технологиям производства СПГ, превратился в такой же глобальный товар, как нефть. По мнению замгендиректора Института экономики и финансов Алексея Белогорьева, «стратегия Saudi Aramco направлена на диверсификацию деятельности и географическую экспансию. Проекты НОВАТЭКа более конкурентоспособны по сравнению с заводами по сжижению газа из Австралии, а в американские проекты по СПГ саудовцев не приглашают». Эксперты сходятся во мнении, что Saudi Aramco, скорее всего, войдет в «Арктик СПГ-2» как миноритарный инвестор с долей до 20%.

 

В начале июня 2019 года в своем  интервью изданию Arab News  министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих, также занимающий должность председателя совета директоров Saudi Aramco, сообщил, что компании обеих стран в настоящее время рассматривают перспективы новых инвестиций в России и Саудовской Аравии. Халид аль-Фалих подчеркнул, что

«ряд ведущих компаний России оценивают инвестиции в Саудовскую Аравию, так же как и Saudi Aramco и SABIC рассматривают инвестиции в многообещающих газовых и нефтехимических проектах в России. Например, «Сибур», крупнейшая интегрированная нефтехимическая компания России, оценивает возможность строительства завода по производству каучука в Саудовской Аравии с объемом инвестиций в 1 млрд долларов в рамках совместного предприятия с Saudi Aramco и Total». Халид аль-Фалих также отметил, что сотрудничество между Россией и Саудовской Аравией является «краеугольным камнем» в совместных действиях стран в рамках ОПЕК+ по стабилизации рынка и при этом «продолжается за пределами ОПЕК+ и нефти»[viii]. Среди примеров данного взаимодействия он, в частности, отметил соглашение между МГУ и Saudi Aramco по созданию исследовательского центра в Москве, а также планируемые поставки пшеницы из России в Саудовскую Аравию (первая пробная партия в страну была направлена в декабре 2018 года – авт.).

В кулуарах 24-го Мирового нефтяного конгресса в Абу-Даби (который проходил 9-12 сентября с. г. —  авт.) глава Saudi Aramco Амин Насер сообщил СМИ, что саудовская компания интересуется проектами по сжижению природного газа (СПГ) в разных частях света, в том числе и в России.  Напомним, что  еще в начале июля с. г. занимавший в то время пост министра энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих сообщил журналистам, что Saudi Aramco продолжит переговоры с российскими компаниями об участии в СПГ-проектах. Сообщалось, что нефтяная корпорация Саудовской Аравии интересуется долей в проекте «Арктик СПГ-2», а также рассматривает другие российские проекты. Однако сторонам в итоге не удалось договориться о вхождении Saudi Aramco в «Арктик СПГ-2». В сентябре НОВАТЭК объявил о принятии окончательного инвестрешения, по которому в проект вошли китайские и японские компании, а также французская Total.

Для справки:

В России в настоящее время реализуется два проекта по сжижению природного газа — проект «Сахалин-2» мощностью 10 млн т, совладельцами которого являются «Газпром» (50% плюс одна акция), Shell (27,5% минус одна акция), Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%), и «Ямал СПГ» мощностью около 16,5 млн т, акционерами являются НОВАТЭК (с долей 50,1%), Total и CNPC (по 20%) и китайский Фонд Шелкового пути (9,9%). В настоящее время НОВАТЭК реализует второй проект СПГ на Ямале – «Арктик СПГ-2» мощностью 19,8 млн т, в котором по 10% владеют китайские CNOOC, CNPC, французская Total, консорциум Mitsui и Jogmec. Запуск первой очереди «Арктик СПГ-2» планируется в 2022-2023 годам. Кроме «Арктик СПГ-2», НОВАТЭК планирует строить еще два крупных завода в регионе – «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-3». В сентябре в ходе Восточного экономического форума было принято решение о строительстве еще одного СПГ-завода в России – «Дальневосточный СПГ» мощность 6,2 млн тонн. Он будет реализован в рамках проекта «Сахалин-1».

12 сентября министр энергетики РФ Александр Новак сообщил журналистам о том, Россия и Саудовская Аравия готовят к подписанию пакет документов, который включает несколько десятков новых совместных проектов [ix]. Он отметил, что «у нас готовится большой, солидный пакет документов. Несколько десятков проектов». Напомним,  что министр находился в Саудовской Аравии в рамках подготовки к визиту в страну президента России Владимира Путина. Ранее А.Новак говорил, что в ближайшее время Саудовская Аравия может начать инвестировать в российские проекты в области нефтегазохимии, производства СПГ, в создание совместных научных центров. По словам министра, товарооборот между странами постоянно растет и уже в первом квартале этого года двукратно превысил показатель за аналогичный период 2018 года, увеличившись до 420,4 млн долларов[x]. Было отмечено также, что сотрудничеством с саудовскими компаниями интересуются «Газпром», «Газпром нефть», «Транснефть», а также ведутся совместные исследования между научными организациями двух стран и обсуждается также взаимодействие в сфере мирного атома.

                 Двустороннее взаимовыгодное сотрудничество Москвы и Эр-Рияда, вне всякого сомнения, будет только развиваться. Хотя известно, что Саудовская Аравия — крайне прагматичный  партнер и в первую очередь руководствуется собственной выгодой. Но так как обе страны сидят на так называемой «углеводородной игле», для них  взаимодействие друг с другом в политической, экономической, нефтегазовой и военных сферах является ключевым со стратегической точки зрения. Многие эксперты сравнивают политику Саудовской Аравии в отношении России с ее взаимодействием с Китаем. Ведь Эр-Рияд и Пекин являются  стратегическим партнёрами из-за многочисленных проектов в экономической сфере, и даже  наличие серьёзных разногласий по вопросам Сирии и Ирана не мешает сотрудничеству там, где это выгодно обеим странам. Похоже, подобную схему саудиты стремятся применить и в отношении России.

[i] Журнал «Нефтегазовая Вертикаль»(октябрь 2019), статья Шмелевой Т.А. «Разговоры и реальные дела: арабские инвестиции в нефтегазовую отрасль России»

[ii] https://tass.ru/ekonomika/4621988 Нефтяные гиганты Россия и Саудовская Аравия выстраивают доверие в бизнесе

[iii] https://rdif.ru/fullNews/2649/ Совместные инвестиции суверенных фондов России и Саудовской Аравии РФПИ и PIF превысили $1 млрд

[iv] https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1168013/ «Газпром нефть» и Saudi Aramco подписали меморандум о сотрудничестве

[v] https://nangs.org/news/world/saudovskij-ministr-nazval-proekt-arktik-spg-2-novateka-chastyu-strategii-saudi-aramco

[vi] https://www.rt.com/business/442038-saudi-invest-russia-arctic-lng/ Saudi Arabia to invest $5bn in Russia’s future LNG project in Arctic

[vii] https://oilcapital.ru/article/general/13-03-2019/saudovskaya-araviya-zamahnulas-na-status-velikoy-gazovoy-derzhavy Саудовская Аравия замахнулась на статус великой газовой державы

[viii] https://nangs.org/news/business/saudovskaya-araviya-rassmatrivaet-vozmozhnosty-investitsiy-v-gazovye-i-neftehimicheskie-proekty-v-rossii

[ix] https://oilcapital.ru/news/markets/12-09-2019/desyatki-sovmestnyh-proektov-rossii-i-saudovskoy-aravii-ozhidayut-podpisaniya

[x] https://tass.com/economy/1077686 Russia, Saudi Arabia prepare dozens of new joint projects, says Russia’s Energy Minister

52.29MB | MySQL:103 | 0,518sec