Наступление джихадистов на западно-африканском направлении

Одним из важных направлений нового наступления радикальных исламистов в Африке служит западно-африканское. Этот вектор наметился еще в 2015 г., когда они развернули свои операции в большинстве государств Сахеля, и теперь, в условиях дестабилизации Буркина-Фасо он обозначился еще более отчетливо.

Об этом свидетельствует статистика нападений за последние недели и месяцы. Так, 9 сентября из засады были убиты шесть жандармов у населенного пункта Ината в провинции Сум на севере страны.

Днем ранее, 8 сентября, также на севере, произошло двойное нападение в двух населенных пунктах провинции Санматенга, в результате которого при подрыве на фугасе транспортного грузовика между деревнями Барсалого — Гвендбила погибли 29 мирных жителей и были ранены еще 6.

Также в 50 километрах от Барсалого террористы обстреляли продовольственный конвой между Дабло – Кельбо, доставлявший еду и воду жителям этих деревень, бежавших оттуда ранее из-за действий боевиков.

В тот же день были ранены четверо военных во время нападения на патруль в провинции Ятенга, также на севере Буркина-Фасо.

Силы безопасности Буркина-Фасо регулярно подвергаются обстрелам и несут большие потери. Так, 19 августа, только в ходе одной, самой смертоносной в ее истории атаки, она потеряла убитыми 24 солдата, еще 7 были ранены и 5 пропали без вести. Для небольших вооруженных сил страны это были очень существенные потери.

14 и 15 августа еще 4 военнослужащих погибли при подрыве фугаса под их автомашиной, а 3 полицейских были убиты из засады.

Напомним также, что 15 человек погибли в конце июля при нападении на деревню Диблу, а в июне в четырех атаках еще 51.

О быстром ухудшении ситуации в области безопасности в Буркина-Фасо свидетельствует общая статистика, согласно которой только за последние полгода здесь было зарегистрировано 226 инцидентов в области безопасности или 1 – 2 в день.

На практике это привело к пятикратному увеличению числа беженцев в этой стране: 220 тысяч человек в июне 2019 г. против 47 тысяч в декабре 2018 г.

Террористы своими нападениями фактически парализовали систему образования и здравоохранения страны, в результате чего сегодня остаются закрытыми в общей сложности 2024 школы и 37 медицинских центров.

С 2015 г. страна испытывает все более чувствительные и болезненные удары джихадистов. Их группировки связаны с запрещенными в РФ «Аль-Каидой» и «Исламским государством».

Успехам джихадистов способствуют общая ситуация бедности, подпитываемая продолжающимся демографическим взрывом, и межобщинные конфликты, поразившие значительную часть Сахеля, в том числе и соседние Мали и Нигер. Это напрямую способствует распаду центральной «прозападной» власти и успеху агитации джихадистов относительно ее «ненужности» как неспособной решить проблемы населения.

Не случайно, что в середине июля власти Буркина-Фасо продлили на шесть месяцев чрезвычайное положение, действующее с декабря 2018 года в нескольких провинциях страны.

Но и оно мало что дает в практическом смысле борьбы против терроризма. Более того – в некотором смысле ЧП лишь подпитывает радикалов, вызывая недовольство простых жителей накладываемыми на них ограничениями.

Заметим, что активизация боевиков на севере Буркина-Фасо создает непосредственную угрозу приграничным с ним районам Южного Мали, которые до сих пор оставались относительно спокойными.

Однако еще большую опасность распространение этих нападений с севера на восток страны несет западноафриканским странам. Сейчас активизация боестолкновений наблюдается в приграничных с Того и Бенином районах, что создает серьезный вызов и безопасности этих государств, которые к нему явно не готовы.

Заметим, что ранее эти государства ранее фигурировали в планах одного из филиалов ИГ «Боко харам» на распространение боевых действий, и там уже происходили пусть и локальные, но все же столкновения.

Таким образом, исламские радикалы отнюдь не делают ставку в регионе на насаждении своих идей любой ценой среди иноверцев, например, христиан. Террористы используют имеющиеся у них ресурсы, чтобы максимально увеличить свои ряды за счет прежде всего изначально лояльного им элемента.

И это одна из причин попыток их продвижения в западноафриканском направлении, где они рассчитывают обрасти как снежный ком новыми добровольцами. Этому способствует нищета абсолютного большинства населения в условиях, когда преференциями от эксплуатации недр иностранными компаниями пользуется весьма ограниченный круг лиц.

Другая причина – ресурсы, в том числе углеводороды, алмазы, глинозём и др. В том случае, если их замысел удастся, они могут создать серьезную проблему ведущих их добычу западных стран и России.

И, наконец, их возможный выход к Атлантическому океану в непосредственной близости от морских путей перевозки африканского сырья (в том числе углеводородов из Нигерии) зарубежным потребителям также создаст серьезный вызов прежде всего для западных стран, помогающих местным режимам, против которых они борются.

О неспособности ими самостоятельно решить проблему просигнализировал и состоявшийся 14 сентября в столице Буркина-Фасо Уагадугу саммит глав государств по вопросам безопасности в Сахеле. На нем его участники в очередной раз фактически расписались в собственном бессилии изменить ситуации и обратились за помощью к мировому сообществу.

На встрече озвучили и последнее заявление специального представителя генерального секретаря ООН по Сахелю Мухаммеда Ибн Чамбаса, признавшего, что, «несмотря на мобилизацию значительных военных и финансовых ресурсов, Сахельский регион по-прежнему находится под угрозой террористов и наркоторговцев. Ситуация в области безопасности остается нестабильной во всем Сахеле, где эскалация насилия и отсутствие безопасности вызвали беспрецедентный гуманитарный кризис, в результате чего 5,1 млн жителей Буркина-Фасо, нигерийцев и малийцев нуждаются в срочной разносторонней помощи».

Однако не случайно, что данная встреча состоялась именно в Буркина-Фасо. Она символизирует, что именно здесь ситуация стала особенно угрожающей.

Напомним, что ранее пять Сахельских государств (Мавритания, Мали, Нигер, Буркина-Фасо и Чад) создали многонациональные военные силы G5 Sahel для борьбы с джихадистскими группировками. Но их действия оказались неэффективными прежде всего потому, что их власти, страдающие от коррупции, проиграли радикальным исламистам борьбу «за умы и сердца».

Между тем, неудачи в борьбе против джихадистов рискуют вызвать серьезный правительственный кризис и в и без того хрупких государствах региона, способных окончательно похоронить их государственность.

Так, главная оппозиционная партия Буркина-Фасо, Союз прогресса и перемен (СКП), 20 августа потребовала отставки правительства, обвинив его в неспособности справиться с ситуацией и перевыборов руководства, которое, по мнению ее членов, должно выполнять главную задачу по защите территориальной целостности и безопасности страны и ее граждан.

И, судя по всему, далее ситуация будет только ухудшаться, поскольку ни местные государства, ни мировое сообщество не были готовы к отражению данного вызова.

В этой связи можно спрогнозировать возможное усиление иностранного вмешательства, в первую очередь, западных стран, которое, судя по всему, будет преследовать цели не только противостояния террористам, но и ограждения своих сырьевых интересов от конкурентов, прежде всего, Китая.

52.18MB | MySQL:103 | 0,602sec