Турецкие оценки итогов трехстороннего саммита Россия – Турция – Иран в Анкаре. Часть 1

16 сентября 2019 года в столице Турции Анкаре состоялся очередной раунд переговоров на высшем уровне в формате Астаны – с участием президентов России, Турции и Ирана. Надо сказать, что к саммиту было приковано самое пристальное внимание турецкой общественности, ожидавшей исхода переговоров, в первую очередь, по Идлибу и по зоне безопасности к востоку от Евфрата (хотя, по этому поводу роль России и Ирана может заключаться, по большому счету, лишь в моральном одобрении возможных действий Турции).

Впрочем, итоги переговоров, не по конкретно озвученным на совместной пресс-конференции трех президентов договоренностям в отношении Сирии, а по ряду других, сопутствующих / косвенных факторов, вызвали у турецких наблюдателей заметный энтузиазм, вплоть до того, чтобы характеризовать эту встречу как «прорыв в Сирии».

О каких, собственно, факторах идет речь?

Во-первых, наблюдатели отметили, что переговоры в тройственном формате начались и закончились в непривычно короткий, для встреч на высшем уровне, промежуток времени, что характерно либо для крайне неуспешных или даже сорванных переговоров, либо для переговоров, в которых проделана большая предварительная работа и в которых уже все ясно. Понятно, что турецкие наблюдатели усмотрели в произошедшем именно второй вариант.

Во-вторых, в ходе тройственной пресс-конференции по итогам переговоров три президента пребывали в, очевидным образом, приподнятом настроении и шутили с собравшейся публикой, прецедентов чему сложно припомнить на мероприятиях подобного рода. Президент РФ В.В.Путин отметился целым рядом ярких реплик, когда он цитировал Коран, а также шутливо предлагал Саудовской Аравии, для защиты своих нефтеперерабатывающих предприятий, приобрести у России либо С-300, либо и вовсе С-400. Подтянулся к этим шуткам и президент Турции Р.Т.Эрдоган, который до сих пор не был замечен в подобных проявлениях «заигрывания» с публикой. Это, как заключили в Турции, свидетельствует о в высшей степени хорошем расположении духа турецкого лидера.

И, наконец, в-третьих: в ходе пресс-конференции не было сделано ни одной отсылки к условиям Сочинского соглашения, а про Идлиб президенты на публике не вспомнили ни разу. Зато они очень много говорили про то, что война в Сирии закончена, про необходимость восстановления инфраструктуры страны, её экономики, создание новых рабочих мест, возвращение беженцев и т.д., а также про активизацию политического процесса путем формирования Конституционного комитета.

Кроме того, что было встречено с особым интересом, три президента на публике говорили о том, что урегулирование конфликта в Сирии через Астанинский формат стало важным прецедентом и его надо тиражировать и в другие регионы мира – в частности, в Йемен, где продолжается гражданская война. При этом никакого осуждения атаки дронов на саудовские объекты нефтепереработки у трех лидеров не вызвали. Напротив, было подчеркнуто, что йеменцы в этой ситуации защищаются и вынуждены предпринимать подобные меры.

Сложив вместе все эти три обстоятельства, турецкие обозреватели, в целом, поспешили заявить об успешности очередного раунда в Астанинском формате и, даже более того — о том, что в регионе наступил новый «мировой порядок», при котором страны, проживающие в нем, сами решают свои проблемы без обращений как в сторону международных организаций типа ООН и глобальных держав, в первую очередь, США. Вообще, турецкие обозреватели отметили тренд на развитие «микроформатов» для решения отдельно взятых, узких проблем. То есть, без вынесения их на широкое обсуждение тех стран, которые не имеют к ним, вообще говоря, никакого отношения.

Однако, перейдем от общих оценок к частностям и пройдемся по заголовкам, с которыми вышли вслед за трехсторонним саммитом турецкие издания.

К примеру, главное (по объему тиража) турецкое издание – газета «Хюрриет» — опубликовала статью под заголовком «Большой шаг к политическому урегулированию». Рядом с главным заголовком соседствует и такой: «новое дыхание для Астаны». Воздержимся от прямого цитирования лидеров трех стран (в российских СМИ лидеры трех стран достаточно обильно цитировались, чтобы сейчас повторяться), а просто отметим некоторые фразы, выделенные в заголовках статьи: «Мы укрепили наше сотрудничество», «Мы высушим террористическое болото», «Мы не будем наблюдать за новой трагедией», «Это (то есть, обстановка в Идлибе, в случае возникновения гуманитарного кризиса – В.К.) повлияет на всю Европу», «Террору пощады не будет» и т.д.

С заголовком «Саммит в исторической резиденции (президента Турции в районе Чанкая, откуда, по факту, президент Р.Т.Эрдоган переехал – В.К.)» вышла известная оппозиционная газета «Джумхуриет». Кстати, факт того, что президент Р.Т.Эрдоган для встречи с В.В.Путиным и с Х.Роухани использовал старую резиденцию, был воспринят в качестве символа, хотя и до конца не прочитанного турецкой публикой (понятно, что резиденция в Чанкае – это символ доэрдогановской эпохи — В.К.).

Вот некоторые заголовки тех статей, которые соседствовали с главным названием: «Партнеры по Астане, имея различия в вопросе Сирии, дали свое согласие продолжать (вместе процесс урегулирования – В.К.)».

Ещё одно ключевое слово — «Аданское соглашение» — прозвучало по соседству с вышеупомянутой статьей. Вот этот заголовок: «Напоминание об аданском соглашении». Ещё один, довольно любопытный заголовок: «Эрдоган дал срок в две недели» (подразумевается готовность Турции действовать самым серьезным образом, вплоть до военного вмешательства, в том случае, если США не выполнят взятых на себя обязательств перед Турцией по созданию зоны безопасности к востоку от р. Евфрат — В.К.).

Известное тиражное газетное издание «Сабах», на первой полосе, вышло с заголовком: «Если с США не получится, то мы прибегнем к собственному плану» (произнесенная президентом Турции Р.Т.Эрдоганом фраза, обращенная в сторону Капитолийского холма — В.К.).

Среди практических результатов саммита, издание говорит, главным образом, о двух вещах – о формировании конституционной комиссии для подготовки нового основного закона страны, а также о достижении неких договоренностей, которые преследуют своей целью достижение в Сирии устойчивого мира. Тут же, на титульной странице, газета «Сабах» приводит цитаты двух гостей президента Р.Т.Эрдогана – В.В.Путина и Х.Роухани.

В частности, вот какая цитата приведена из  выступления российского лидера: «Сирийцы должны сами определить свое будущее». С другой стороны, приводятся и слова иранского лидера Х.Роухани, который, к примеру, отметил следующее: «Мы выражаем обеспокоенность попытками США, направленными на то, чтобы раздробить Сирию».

Газета «Сабах» стала одной из тех, кто не только опубликовал репортаж с мероприятия, но и поспешили дать свои оценки результатам (которые, повторимся, стали для турецкой публики приятным и неожиданным сюрпризом – В.К.).

Остановимся на двух известных колумнистах, первым из которых стал генеральный координатор главного мозгового центра Турции – Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETAV) – Бурханеттин Дуран, опубликовавший материал под заголовком «Саммит в Анкаре на критичном повороте». Скажем несколько слов об этой публикации.

Проанализировав заявления лидеров перед встречей, автор отметил наличие общих позиций, в частности, по «территориальной целостности» и по «политическому единству», которые должны обеспечиваться в Сирии.

Отдельно Б.Дуран отметил тот факт, что буквально за день до саммита официальный Дамаск объявил «Силы демократической  Сирии» (СДС), состоящие в массе своей из сирийских курдов из Партии демократический союз и «Сил народной самообороны» (СНС), поддерживаемых со стороны США, «сепаратистской террористической организацией» (кстати, в целом, этот шаг официального Дамаска был воспринят в Турции в качестве попытки наладить диалог с Анкарой, пусть и не на уровне президентов двух стран, а хотя бы на уровне министров иностранных дел; понятно, что Р.Т.Эрдоган сам себя загнал в патовую ситуацию в своем неприятии Башара Асада, чтобы ему можно было бы её изменить – турецкие наблюдатели и поддерживаемые Турции силы в Сирии не будут готовы это сразу и легко «переварить» — В.К.).

Фоном для встречи стала атака дронов на объекты саудовской нефтепереработки (Saudi Aramco), что задало тройственной встрече более широкое направление мысли, чем просто обсуждение сирийской повестки.

Дав подобную картину происходящего в Сирии и в регионе, Бурханеттин Дуран говорит о том, что тройственный саммит, невзирая на все расхождения, существующие между Турцией, Россией и Ираном, стал успешным. Прежде всего, в плане того, что сторонам удалось, наконец, договориться о составе конституционного комитета. Позитив Б.Дуран усмотрел и за фразой, касающейся последней зоны деэскалации в Идлибе, в части «дополнительных мер безопасности».

Впрочем, Б.Дуран выразил несогласие со словами министра иностранных дел РФ С.Лаврова о том, что война подошла к концу и пора возвращаться к нормальной жизни. Препятствием к чему является Идлиб. По крайней мере, должны быть решены два вопроса: судьба «Хайят Тахрир аш-Шам» (запрещена в России), а также достаточно широкий вопрос будущего сирийских беженцев. В качестве одного из последствий решения Б.Асада о признании (СДС) террористической организации автор говорит о том, что резко возрастет давление на «Силы народной самообороны» (СНС, считающейся в Турции сирийским филиалом террористической Рабочей партии Курдистана – В.К.).

Если даже оставить в стороне ту положительную повестку в торгово-экономических отношениях, которая сегодня существует между Турцией и Россией, а также Турцией и Ираном (что упоминается автором — В.М.), то Б.Дуран говорит о том, что Турции удается шаг за шагом обращать ситуацию в Сирии к своей пользе. Понятно, что у Турции на руках сегодня складывается достаточно выигрышная комбинация (по крайней мере, она таковой представлена со стороны — В.К.), чтобы можно было бы выходить уже на очередную встречу между президентом Р.Т.Эрдоганом и президентом Д.Трампом. Как указывается автором, эта встреча предусматривается на полях заседания Генеральной ассамблеи ООН, и она имеет «критическую важность».

Еще одной статьей, которая была посвящена в издании «Сабах» итогам трехстороннего саммита в Анкаре, стал материал известного журналиста, обозревателя и автора множества книг Мехмета Барласа. Он был опубликован под заголовком «Будущую структуру региона предвидеть буквально невозможно».

Приведем некоторые, основные тезисы из этой статьи, которая начинается с напоминания о том, что, вообще говоря, Турция является страной – членом НАТО. А, равно как и с фиксации того факта, что ни Россия, ни Иран таковыми не являются. Очевидно, что М.Барлас считает необходимым это повторить, не боясь «сыграть роль мистера очевидность». Просто потому, что ему необходимо указать на то, что Турция, по целому ряду вопросов, договаривается с Россией и с Ираном легче, чем со своими многолетними коллегами по НАТО, включая «главного коллегу» — Соединенные Штаты Америки.

Впрочем, если говорить применительно к Сирии, то как напоминает М. Барлас между Турцией, с одной стороны, и Россией с Ираном, с другой стороны, наличествуют очень серьезные расхождения касательно отношения к официальному Дамаску («режиму Асада» — В.К.). Более того, и с США и Россией у Турции наличествуют серьезные расхождения, касающиеся отношения американского и российского руководства с Рабочей партией Курдистана. Это касается, в частности, той поддержки, которые США оказывают ПДС (считающейся ответвлением РПК в Сирии), а также тех «теплых отношений», которые существуют, по словам автора, между Россией и РПК (не устанем напоминать, что курдский фактор для России является не только наследием прошлого, но и тем балансиром, который используется нашей страной для того, чтобы внести симметрию в отношения с Турцией, явным образом «играющейся» с различными группировками на южных рубежах России, в Крыму, на Кавказе, а также в зоне российских интересов – в Центральной Азии – В.К.).

Однако, если встать на позиции турецкой стороны и вернуться к тезисам М.Барласа, то главным из них является тот клубок противоречий, который существует сейчас в регионе, вообще, и у Анкары, в частности. При том, что и Р.Т.Эрдоган и Х.Роухани и В.В.Путин, по итогам своих встреч, на первый план выводят те моменты, где им удается между собой договориться, а все остальное они оставляют за кадром для посторонних наблюдателей. Допустим, как отмечается М.Барласом, самой большой проблемой Ирана является отнюдь не гражданская война в Сирии, а та необъявленная война, которая идет между Ираном и США.

Далее автор задается вопросом относительно того, как регион Ближнего Востока может и будет выглядеть уже не в слишком отдаленной перспективе – допустим, через 10 лет. Не будучи в состоянии дать на этот вопрос конкретный ответ, автор говорит о том, что, вероятнее всего, если бы эти новости удалось получить сегодня, то результат всех бы серьезно удивил.

Допустим, потому, что невзирая на оккупацию Ирака со стороны США, все равно, страна находится под сильным иранским влиянием. Тут автор выражает мысль в довольно интересной (особенно, для турка – суннита — В.К.) формулировке: «Это означает то, что шиизм обладает более серьезным влиянием, чем американский империализм». И именно с этих позиций автор предлагает посмотреть на вопрос, связанный с уходом или с неуходом нынешнего сирийского главы Башара Асада со своего поста. Поскольку, как пишет М. , в том случае, если будущее Сирии окажется связанным с Б.Асадом, то это ещё больше усилит позиции Ирана в регионе.

Для Турции ситуация осложняется тем, что она выбрала для себя путь неконтактирования с Асадом. Вот как эту мысль выражает М.Барлас: «Насколько Турция может быть активно в том, чтобы участвовать в обеспечении территориальной целостности Сирии без того, чтобы не ходить в прямой диалог с Асадом?».

Ещё один фактор, который, как указывается автором, оказывается крайне сложно предвидеть – это «курдская реальность» и то, кто и как на неё будет влиять в будущем?

Впрочем, задавшись этими вопросами, М.Барлас пишет о том, что сейчас не время задаваться вопросами, связанными с долгосрочным прогнозированием. Допустим, в условиях, когда нанесен удар по саудовской нефтепереработке, что удорожит стоимость энергоносителей (в краткосрочной перспективе, не будем преувеличивать нанесенного урона – В.К.). И как пишет автор, в этой ситуации надо крайне положительно оценивать то, что такие страны как Турция, Иран и Россия собрались вместе для того, чтобы обсуждать вопросы региональной повестки, в центре которых находится Сирия.

Если перевести эти заявления на русский язык, то получится, что уже в среднесрочной перспективе М.Барлас видит проблему в укрепляющемся в регионе шиитском Иране (о конкуренции между Турцией и Ираном мы постоянно пишем на страницах ИБВ – В.К.) и о непредсказуемости этого фактора, вкупе с курдским вопросом для региона. Пока Турция решает текущие задачи, но как видно из прямого намека в статье, страна держит Иран в фокусе своего пристального внимания.

52.3MB | MySQL:103 | 0,474sec